Урок изобразительного искусства "Сказка в рукавичке". 2-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Сказка в рукавичке»

Цели:

  • знакомить с художественными средствами оформления национального предмета;
  • повторить название и обозначение элементов-символов саамской росписи;
  • научить различать саамский узор от поморского;
  • работать над составлением композиции узора.

Задачи:

  • формировать умение выражать свои зрительные представления об украшении предмета;
  • развивать творческое воображение;
  • способствовать формированию художественного вкуса;
  • воспитывать интерес и любовь к искусству народов Крайнего Севера.

Оборудование:

  • запись с песнями о Севере,
  • таблицы с элементами саамских и поморских узоров,
  • географическая карта,
  • наглядность по теме урока,
  • натуральная наглядность.

Ход урока

1. Сообщение темы урока

Учитель читает четверостишие:

«Суровый край неброской красоты,
Природы величавое творенье!
Благодарю за чувство вдохновенья,
Которое мне часто даришь ты!»

- Как вы думаете, об искусстве какого народа сегодня пойдет речь?

- Тема нашего сегодняшнего урока «Сказка в рукавичке».

2. Беседа

1) « С незапамятных времен рассказывали: где-то на Севере Европы есть таинственная Лапландия – страна холода и мрака. Люди там ходят в звериных шкурах, без промаху стреляют из лука и умеют колдовать – по желанию летом могут вызвать снежную бурю. Старые мореплаватели рассказывали, что небо там загорается, и прокатываются по нему волны зеленого и малинового огня.

 - О каком огне в небе говорили эти люди? (Северное (полярное) сияние.)

 - А что за шкуры они надевали на себя? (Одежда из меха оленя.)

Кочуя с одного места на другое по тундре, всегда туда, где есть олени, саамы знали, что без оленя нет для них жизни. « Олень кормит, олень возит, олень одевает » - говорили они.

Древний праздник народов Крайнего Севера – «День оленя» преобразился сегодня в праздник «День оленевода» или «Здравствуй, Солнце!». Ведь по северным сказкам именно олень принес на рогах в тундру Солнце – большое тепло и большую радость».

 Издавна славится северный край мастерами. Каждое изделие, изготовленное их руками – это история жизни саамов.

(Обратить внимание на наглядность – изделия из меха.)

2) Но не только саамы жили на этих землях.

Приплывали в эти места на ладьях поморы, чтобы охотиться на морского зверя, да ловить рыбу, а потом и жить здесь оставались.

(Показать на карте Архангельскую область и Белое море с Новгородских земель.)

 И свое народное искусство у них было, но многие элементы-символы были похожи у этих двух народов.

 ! Ребята рассуждают над символами, угадывают их значение.

(Приложение № 1)

3) Композиция

 - А теперь от каждого ряда по одному желающему выйдут для того, чтобы составить композиции к рукавичкам из элементов-символов.

(Приложение № 2)

Физминутка

3. Объяснение учебного материала

- На доске изображена картина с ребятами – саамами, которые пришли на «Праздник Солнца!» Они все без рукавичек и ждут от нас в подарок красиво украшенные рукавички.

- Я покажу вам, как оформить рукавичку мехом.

(Прием кистевой – показать два элемента, сохранять расстояния.)

 - Кисть для нанесения элементов будем использовать тонкую, а для меха – широкую.

4. Самостоятельная работа

! Звучит финская мелодия, песни мурманских композиторов.

5. Подведение итогов

Анализ работ. (Приложение 3)

Заслушать несколько сказок, по композициям в рукавичках.

Список используемой литературы

  1. Т.В.Утмаджуридзе, Л.С.Беляева, «Воспитание младших школьников на саамских художественных традициях», методические рекомендации, Мурманск - 1987 г.
  2. М.Г.Воскобойников, Г.А.Меновщиков, «Сказки народов Севера», М. - 1959 г.
  3. А.А.Киселев, Т.А.Киселева, «Советские саамы: история, экономика, культура», Мурманск - 1974 г.

4.05.2009