Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения в современных условиях

Разделы: Администрирование школы


Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.

Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.

Эффективность проводимых сегодня социально-педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития муниципальной системы патриотического воспитания. Именно на муниципальном уровне возможно создание необходимых условий для реализации основополагающих положений Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.”.

К таким условиям мы относим наличие:

  • адресного подхода в процессе проектирования системы патриотического воспитания с учётом объективных возможностей территории;
  • единой политики, направленной на консолидацию образовательных учреждений, ветеранских, молодёжных, других общественных организаций для решения проблем патриотического воспитания;
  • широкого опыта вовлечения молодёжи в активную социально-значимую деятельность, способную формировать умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.

В 2007 году решением Думы городского округа Ревда был утверждён муниципальный проект “Служу Отечеству” (создание муниципального центра патриотического воспитания молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”) на 2007-2012 годы. Инициатором проекта выступил педагогический коллектив образовательного учреждения, имеющий богатый опыт организации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Цель проекта:

  • создание муниципального центра патриотического воспитания молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”
  • обеспечение реализации государственной политики по совершенствованию системы патриотического воспитания молодёжи с учётом особенностей региона.

Задачи:

  1. Способствовать эффективной реализации молодёжной политики по формированию нового, современного и конструктивного образа патриотизма.
  2. Создать действующую систему координации семьи, образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и общественности как субъектов патриотического воспитания.
  3. Обеспечить качество функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом.
  4. Способствовать физическому развитию подрастающего поколения.

В концепции проекта основа содержания патриотического воспитания определена как готовность гражданина к выполнению конституционного долга, сущность которого заключается в выполнении требований Конституции РФ, определяющих обязанности и права гражданина в мирное и военное время, а также в достойном служении своему Отечеству, готовности разделить его судьбу.

В содержание патриотизма включены следующие компоненты: отношение к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважение к истории Отечества, к обычаям и традициям своего народа, понимание задач, стоящих перед страной, и своего конституционного долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантность; стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, уважение к Вооружённым Силам; готовность защищать Отечество и служить его интересам; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Все субъекты патриотического воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность гражданина-патриота Отечества. Организация взаимодействия между субъектами – задача муниципального Центра по патриотическому воспитанию. Деятельность Центра будет направлена на повышение эффективности процесса патриотического воспитания молодёжи в условиях развития региона за счет комплексного использования возможностей субъектов патриотического воспитания при непосредственной поддержке муниципальных органов власти.

Сегодня в литературе описаны критерии патриотической воспитанности:

  • целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
  • дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
  • коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
  • здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
  • патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности), и

уровни патриотической воспитанности:

  • низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
  • средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
  • высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).

Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания:

  • формирование мировоззрения молодёжи через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
  • практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
  • использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания молодёжи;
  • прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
  • осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами муниципальной государственной власти.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

  • на муниципальном уровне:

- создание муниципального центра по патриотическому воспитанию молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”, в котором имеется современная учебно-материальная и учебно-методическая база, позволяющая проводить городские, окружные, областные мероприятия патриотической и оборонно-спортивной направленности;

- создание городского юнармейского отряда, представляющего интересы городского округа Ревда на окружных, областных соревнованиях;

- возрождение и развитие традиций патриотического воспитания.

  • на уровне управления образования городского округа Ревда:

- наличие муниципальной базовой площадки по реализации государственной политики в области патриотического воспитания учащихся;

- развитие оборонно-спортивного профиля обучения;

- расширение сети образовательных учреждений, реализующих комплексный подход в патриотическом воспитании обучающихся;

- обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в приобщении к здоровому образу жизни.

  • на уровне МОУ “СОШ № 10”:

- развитие оборонно-спортивного профиля обучения;

- укрепление учебно-материальной базы;

- сохранение контингента обучающихся;

- повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и методов работы;

- развитие школы как центра патриотического воспитания молодёжи.

  • на уровне обучающихся:

- овладение навыками здорового образа жизни;

- повышение мотивации к дальнейшей работе над собой, к самовоспитанию, к самообразованию;

- прикладная физическая подготовка;

- развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, самостоятельность.

  • на уровне родителей (законных представителей) обучающихся:

- обеспечение полезной занятости детей и подростков;

- сохранение здоровья детей и подростков;

- формирование позитивного мотивационно-ценностного отношения обучающихся к жизни.

Наглядность проекта отображается в Приложении.

6.05.2009