Урок литературного чтения: Л.Пантелеев. «Две лягушки»

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • Познакомить с новым произведением
  • Учить ориентироваться в тексте
  • Отрабатывать умение соотносить пословицы с текстом
  • Закреплять умение анализировать текст, давать характеристику героям
  • Развивать речь, мышление, память, навык грамотного и беглого чтения
  • Воспитывать человеческие качества характера: упорство, трудолюбие, оптимизм

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" 1 часть, автор Л.А.Ефросинина, издательство "Вентана-Граф", 2004
  • Рабочая тетрадь "Литературное чтение" №1, автор Л.А.Ефросинина

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и задачи урока.

Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.

Мы сегодня вспомним произведение, которое изучали на прошлом уроке и подумаем, что полезное для нас, для формирования нашего характера дает это произведение. Познакомимся с новым литературным произведением, будем работать с текстом: делить его на части, готовиться к пересказу.

3. Проверка домашнего задания. Е.Пермяк. Две пословицы

На доске записаны пословицы:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.

- Прочитайте записи на доске. К какому жанру устного народного творчества они относятся?

- В каком литературном произведении мы встречали эти пословицы?

- Объясните их смысл.

Чтение текста.

- Почему автор включил эти пословицы в конец текста?

Краткий пересказ.

Вывод: - Чему вас научила эта сказка?

4. Работа над новым произведением.

4.1. Рассказ учителя об авторе.

На доске написаны фамилия и имя автора.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться.

- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.

- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (рассказ "Буква "Ты" изучался в первом классе)

4.2. Работа с художественной книгой.

Учитель показывает детям 2 книги: сборник произведений Л.Пантелеева и книга со сказкой "Две лягушки".

Сравнение книг по титульному листу и оглавлению. Поиск сказки "Две лягушки" в сборнике рассказов.

4.3. Знакомство с произведением.

- Послушайте литературное произведение и подумайте, к какому литературному жанру оно относится?

Чтение учителем.

- Кому понравилось это произведение?

- Что это - сказка или рассказ?

Повторное чтение.

- Прочитайте текст для себя и найдите доказательства, что это произведение является сказкой. Отметьте слова непонятные по значению.

Проверка выполненного задания.

4.4. Работа с текстом. Анализ героев.

- Прочитайте второй вопрос на странице 65. (выборочное чтение)

- Какая была первая лягушка? Прочитайте.

- Какая была вторая? Прочитайте.

- Как черты характера лягушек сказались на их жизни?

- Как вели себя лягушки в горшке? Прочитайте.

- Как автор относится к ним?

- Что вы думаете о лягушках, как к ним относитесь?

- Что вы можете сказать о лягушке, которая спаслась?

- Бывают ли в жизни такие ситуации? Как бы вы повели себя на месте лягушек? Подумайте и сделайте для себя вывод.

4.5. Работа с пословицами.

На доске пословицы:

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка недаром молвиться.

- Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

- Чему нас научила эта сказка? Какие черты характера нужно человеку в себе воспитывать? Приведите примеры из жизни.

Детям предлагаются пословицы:

  • Где хотенье, да терпенье, там и уменье.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Упорство и труд все перетрут.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Правда, светлее солнца.

- Прочитайте пословицы, выберите те, которые подходят к этой сказке.

4.6. Работа над пересказом.

- Прочитаем сказку еще раз, разделим на смысловые части и озаглавим каждую часть.

Примерный план:

  1. Знакомство с лягушками
  2. Неудачная прогулка
  3. Путь к спасению
  4. Упорство и труд все перетрут

Упражнение в рассказывании сказки с опорой на план.

- Найдите главные слова в сказке, главную мысль.

5. Итог урока.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чему научились?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

- Повторите главную мысль сказки.

6. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь, стр. 30, № 1, 2, 3.

27.04.2009