Урок по химии для 9-го класса по теме "Физические и химические свойства алканов. Области их применения"

Разделы: Химия


Цели: Изучить физико-химические свойства и сферы применения алканов.

Задачи:

  1. Составить таблицу, занести в неё результаты сравнения и параметры, подтверждающие сходство и различие состава, строения и свойства гомологов и изомеров.
  2. Провести эксперимент “Получение метана, изучение его свойств”.
  3. Составить опорный конспект “Физико-химические свойства алканов”.
  4. Подготовить презентацию “Области применения алканов в хозяйственной деятельности”

Методы ведения урока:

  1. Словесные (беседа, объяснение, рассказ).
  2. Наглядные (компьютерная презентация, плакат по строению предельных углеводородов).
  3. Практические (демонстрация опытов, проведение виртуальной лаборатории с использованием компьютеров)

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока

I. Организация класса

(Класс оформлен плакатами по теме: “Алканы”; на экране 1 слайд презентации с названием темы урока.)

II. Актуализация знаний, умений и навыков

Учитель: Почему так разнообразен мир? (2 слайда презентации, см. Приложение)

Учитель: Какие вещества называются гомологами?

Демонстрация 3 слайда презентации

Демонстрация 4 слайда презентации/

Учитель: А сейчас мы поработаем в группах по карточкам (2 группы), выполним задание.

Учащиеся работают в группах, составляют таблицу, проверяют, делают выводы.

III. Изучение нового материала:

П л а н:

  1. Физические свойства алканов.
  2. Химические свойства алканов.
  3. Применение алканов.

I. Физические свойства алканов

Учитель: Выполним компетентностно-ориентированное задание (КОЗ 1)

Компетентность – коммуникативная/ публичное выступление

Уровень 1

Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 5 мин. и выступи перед учащимися своего класса по теме “Физические свойства алканов”. Для подготовки используй Интернет-ресурс.

Подготовь план своего выступления и будь готов ответить на вопросы слушателей.

План выступления

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Критерии оценивания.

Наличие плана Соот. выст. целям Наличие наглядного материала Ответы на вопросы Использ. источн. Соблюдение регламента
есть нет да нет да нет нет кратко полн. разверн. да нет да нет
1 0 1 0 1 0 0 1 2 1 0 1 0

Демонстрация опыта: Демонстрация бензина, керосина. (Учитель ставит перед учащимися проблему: Растворимы ли эти вещества? Учащиеся делают предположения, которые затем учитель подтверждает или опровергает при помощи опытов и показа слайдов презентации).

Учитель: Предельные углеводороды не растворимы в воде и с водой не взаимодействуют, но являются хорошими растворителями.

II. Химические свойства алканов

Учитель: А теперь давайте с вами разберем, какие же химические свойства характерны для веществ класса “Алканы”.

Рассказ учителя о реакционной способности алканов с использованием демонстрации слайдов презентации. Используя слайды презентации, учитель объясняет реакционную способность алканов. Учащиеся записывают в тетрадь все реакции характерные для метана и его гомологов.

Демонстрация слайда презентации (ЦОР: Виртуальная лаборатория “Уроки химии Кирилла и Мефодия ”)

III.Области применения алканов в хозяйственной деятельности

Учитель: Задание для групп. Выйти в ИНТЕРНЕТ, найти материал по данной теме, приготовить презентацию.

– Итак, мы с вами разобрали класс предельных углеводородов, узнали об их свойствах и применении. И теперь мы с вами проведем практическую работу по предельным углеводородам. Работать мы будем в виртуальной лаборатории, с проведением в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами.

Но, прежде чем нам проводить практическую работу, давайте вспомним основные правила техники безопасности. Несмотря на то, что нам с вами придется работать в виртуальной лаборатории, знание ТБ все-таки очень важно.

Учитель с учащимися вспоминают основные правила ТБ и затем проводят инструктаж, используя компьютерные тесты (ЦОР: Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория. “Предельные углеводороды”). Тестовые задания проецируются на экран, и учащиеся отвечают на вопросы теста.

Затем учащиеся проводят виртуальную лабораторную работу, проводя ее в реализованной на экране монитора лаборатории со всем оборудованием и химической посудой, а также химическими реагентами. (ЦОР: Химия 8 – 11 класс) Виртуальная лаборатория, “Предельные углеводороды”

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Ну, что же вы сегодня очень хорошо работали, теперь давайте еще раз вспомним, все то о чем мы с вами говорили. А помогут нам в этом тесты

Тесты: (ЦОР: Презентация “Алканы”, см. Приложение)

Учитель: А теперь выполним компетентностно-ориентированное задание (КОЗ 2)

Компетентность разрешения проблем. Рефлексия.

Уровень 2.

Подставьте себе, что вы тайный агент, обнаружили засекреченную лабораторию, в которой производится вещество, являющееся сырьём для получения тетрахлорпроизводного применяемого в огнетушителях. Вам удалось взять пробы воздуха в лаборатории и обнаружить в нём продукты горения этого вещества: углекислый газ объёмом 22,4 л при н.у., и пары воды массой 36 г. Составь шифровку в “Центр”:

  1. Какое вещество производится в лаборатории?
  2. Какое вещество применяется в огнетушителях?

В “Центре” (3–4 человека) сверьте свои ответы.

Обсудите ход решения и полученный результат.

Опишите трудности, с которыми вы столкнулись при решении задачи.

Модульный ответ

  1. 22,4 л СО2 – 1моль СО2 – 44 г СО2
    Мr (СО2) = 44 г/ моль
    В 44 г СО2 – 12 г С
  2. Мr2О) = 18 г/ моль
    В 18 г Н2О – 2 г Н       y = 4 г
    В 36 г Н2О – y г Н
  3. 12/12 : 4/1 = 1: 4
  4. Искомое вещество СН4 – метан.
  5. Хлопроизводное – тетрахлорметан ССl4 .

V. Домашнее задание

VI. Подведение итогов

Учитель: Итак, ребята наш урок подходит к концу. Вы сегодня на уроке очень хорошо поработали (выставляются оценки). Молодцы!