Учебное занятие по теме "Декоративный пейзаж – игра цвета и композиции"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: познакомить учащихся с вариантами подбора цвета и композиции в декоративном пейзаже.

Задачи:

  • обучающая: научить использовать "игру" цвета и композиции в пейзаже;
  • развивающая: расширение знаний в области истории искусства;
  • воспитывающая: воспитание восприятия гармонии цвета и композиции от видения красивого к созданию произведений декоративного искусства;
  • здоровьесберегающая: смена видов деятельности каждые 15 минут.

Оформление кабинета: магнитная доска, медиапроектор, экран, набор репродукций декоративного искусства.

Оборудование детей: набор для работы красками (бумага, кисти, краски, вода)

План занятия:

I. Введение. 2 мин.

II. Основная часть:

1. Что такое композиция? (опрос) 3 мин.

2. Изозагадки 5 мин.

3. Просмотр видеоматериала 3 мин.

4. Игра с барабаном 2 мин.

5. Упражнение 5 мин.

6. Просмотр видеоматериала 5 мин.

7. Выполнение практического задания 10 мин.

III. Итог занятия 5 мин.

Ход занятия

примечания деятельность и речь педагога предполагаемые ответы учащихся

I. Введение

  Приветствую вас, юные друзья!
Хочу представить вам сегодня я,
Возможность по творить и поиграть,
Пейзаж декоративный вам самим создать!

Для этого, надеюсь,
Мне скажите, какие средства есть?
И первым делом прозвучит ответ -
Что для картины очень нужен - ..........!

Да, выразительное свойства цвета всем известно.
Но есть еще одно известное вам средство
Художники владеют им в России, за границей.
Скажите это слово - .............................

Что ж, мы назвали все нам нужные слова.
Цвет, композиция - причудливая их игра.
Я перейду на прозу, чтоб не уйти в поэму
И нашего занятия мы обозначим тему.

"Декоративный пейзаж - игра цвета и композиции".

ЦВЕТ

КОМПОЗИЦИЯ

II. Основная часть.

На экране просмотр презентации (Приложение №1 слайды с1-10)

*реалистический пейзаж

*декоративный пейзаж

*изделия народных мастеров

Иллюстрации различных видов декоративных работ

На экране просмотр презентации (Приложение №1 слайды с11-17)

Абстрактное и декоративное изображение.

"Форма +Цвет = Абстракционизм"

На экране просмотр презентации

(Приложение №1 слайд 18)

Фото на экране с 10 растительных мотивов.

Я хочу вас спросить:

что такое композиция?

что в ней главное?

- Правильно. Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины.

Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещаются над ближними. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. Самыми первыми мастерами стилизации природных форм были народные умельцы.

В каких изделиях русских промыслов мы можем встретить композиционные приемы стилизации природных форм?

Я буду рассказывать о народном промысле, а вы назовете мне его.

Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки синих птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Морозные картины чудесной красоты!

Красно - чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней - мир поражать.

В самую короткую летнюю ночь на празднике Ивана Купала расцветает по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения. 

На чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хорошо видны подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Декоративную композицию можно сравнивать не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. Назовите их.

Приемы народных мастеров подхватили профессиональные художники - декораторы и применили их в своих декоративных работах. Перед вами иллюстрации разных декоративных изображений - разложите их по видам.

1 группа - монументально - декоративные изображения.

2 группа - декоративно-прикладные изделия.

3 группа декоративно-оформительские изделия.

М О Л О Д Ц Ы !

"Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник сам не научится наблюдать и замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность самовыражения и композиция "является" сама собой..." (И.Крамской)

Приемы стилизации в конце 1Х - ХХ вв. продолжали развиваться до геометрических форм. Их упростили художники абстракционисты.

Абстрактная живопись ознаменовала отказ от натурального изображения и предложила условность цвета, геометризацию форм, декоративность и беспредметные композиции.

К этому направлению можно отнести живопись русских художников Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Для Кандинского характерно игра цвета, а для Малевича важна композиция.

Давайте сейчас представим себя Кандинским или Малевичем.

Выполним упражнение: на листе бумаги

 при помощи простых геометрических фигур выполните стилизацию растительного мотива и составьте абстрактную композицию. 

Выбор мотива для будущей композиции предоставим судьбе. Я приглашаю вас к барабану вытянуть номер своего задания.

(выполнение упражнения)

- Молодцы! Каждый из вас создал свой неповторимый, оригинальный мотив. Теперь мы можем оценить игру цвета и композиции в каждой работе.

(просмотр работ на доске)

Композиция означает составление, соединение, сочетание различных частей, в единое целое в соответствии с какой - либо идеей.

Главное в композиции - создание художественного образа.

ГЖЕЛЬ

ХОХЛОМА

ГОРОДЕЦ

ЖОСТОВО

Растительный орнамент в русской вышивке

Учащиеся вытягивают номер, который является выбором упражнения.

Практическая часть

(Приложение №1 слайды с 19-26)

Просмотр работ художников:

  • М. Сарьян
  • П. Кузнецова,
  • Т. Мавриной,
  • Н.Константиновой
  • Э. Грассе,
  • Ч. Войзи,

(Приложение №1 слайды 27,28)

Практическое задание.

Во время практической работы звучит тихая музыка.

Выполненные пейзажи размещаются на доске

Кандинский и Малевич оставили заметный след в мировом искусстве. Их идеи подхватили и применили по-своему разные художники. Рассмотрим это на при мере пейзажа.

Перед вами работы художников Сарьяна и Кузнецова. Что используют художники для достижения нужного эффекта?

Работа Татьяны Мавриной. Что в работе главное?

Работы Сарьяна и Натальи Константиновой. Что отличает эти работы?

Какие свойства декоративной используют эти художники? художниками Войзи и Граасе.

Знакомство с работами этих художников поможет нам в создании собственной работы - декоративного пейзажа.

-Посмотрите пейзажи: цветы и травы в лесу, камни, причудливые стволы и ветви деревьев можно воспринимать как орнамент, как пейзажный мотив. Постарайтесь увидеть в них не только внешнюю красоту, но и внутреннюю выразительность, заключающую в себе пластику и упругость природной формы, игру цвета и композиции.

В очаровании пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей
Природа смотрит, как бы с неохотой,
На нас не очарованных людей.

Просмотрите и выберете для себя понравившийся пейзаж

- Задание: с помощью красок превратите реалистический пейзаж в декоративную работу.

Декоративность, рождённая самой природой, поможет вам создать декоративную композицию на листе, надо только суметь увидеть и, конечно же, облечь это в собственную фантазию.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- Вы сегодня просто умницы! Какие разные и вместе с тем интересные получились у вас работы.

Используют цвет

Обобщение формы дает выразительность композиции.

Соблюдение определённой меры условности изображения.

Выделение нарядности, красочности, орнаментальности.

Выбор работ из представленных на экране.

Рисование на А5 пейзажа гуашью. Законченные работы ребята располагают на доске и остаются с педагогом.

III. Итог занятия

На экране и в ПК педагога графический пейзаж, разбитый на количество элементов по числу детей в группе. (Приложение №1 слайд 29)

Передо мной картина,
Наш будущий пейзаж
Вот дерево с листвою,
А цвет ты им задашь.
Пускай ваши эмоции
Преобразят его.
Раскрасят крону листьями
В цвет чувства твоего.

ОБЩАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ ПЕДАГОГА

(учащиеся и педагог)

Завершена Картина и завершён урок
И встрече нашей с вами мы подведём итог.
Все наши впечатления вы обратили в цвет.
Узнав его значенье, узнаём и ответ.

Значений цвета много, их все не сосчитать.
Но всё же мне хотелось бы, какие-то назвать.
Цвет красный - самый яркий, волнует и зовёт,
Когда огонь познанья нас к творчеству ведёт.

Оранжевый цвет счастья, несёт уют и тепло,
Подсказывает - занятие для вас не зря прошло.
Лиловый цвет - волнение, желание творить.
Желаю вам в душе своей всё это сохранить.

И собственные чувства вы обратили в цвет.
Зелёно-синий, голубой вписали вы в сюжет.
Всё это цвет надежды, фантазий и мечты.
Мечтай, надейся и твори под флагом красоты.

Учащиеся на ПК педагога в программе Paint раскрашивают графический пейзаж разными цветами, заполняя выбранным цветом только один элемент.

 Приложение.