**** |
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Моей души предел желанный! Как часто по брегам твоим Бродил я тихий и туманный, Заветным умыслом томим! Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы! Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Не удалось навек оставить Мне скучный, неподвижный брег, Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтический побег! Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я... О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил? Один предмет в твоей пустыне Мою бы душу поразил. Одна скала, гробница славы... Там погружались в хладный сон Воспоминанья величавы: Там угасал Наполеон. Там он почил среди мучений. И вслед за ним, как бури шум, Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец. Твой образ был на нем означен, Он духом создан был твоим: Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мир опустел... Теперь куда же Меня б ты вынес, океан? Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран. Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн. |
1824 |
— Почему в качестве адресата послания выбрано море?
Поэт слышит в шуме моря голос «друга», ощущает его призыв и ожидание, называет море «пределом желанным» своей души.
— Какую свободу поэт видит в море?
Это «свободная стихия», море знает «тишину» — и «своенравные порывы», «прихоть»: оно то хранит рыбацкую лодку, то топит «стаю кораблей»; океан «ничем неукротим».
— Какое качество моря связано со свободой и необычайно привлекательно для поэта?
Красота. У моря «гордая краса», «торжественная краса». Она выражается музыкально («грустный шум», «шум призывный», «отзывы», «глухие звуки», «бездны глас», «тишина», «зов», «гул», «говор волн»), пластически-живо¬писно («волны голубые», «хребты», «скалы», «заливы», «блеск..., тень... волн»).
— О каком «заветном умысле» здесь идет речь?
Имеется в виду замысел побега из ссылки.
— Какие характеристики земли противостоят описаниям моря?
«Скучный, неподвижный, брег».
— Почему лирический герой остался «у берегов»?
Он был «могучей страстью очарован» — любовью к Е. К. Воронцовой, и безраздельная свобода, в отличие от романтиков, ценится им менее, чем это человеческое чувство.
— Судьбы каких двух исторических личностей связаны для поэта с морем?
Наполеона, умершего на острове Святой Елены в 1821 г., и Байрона, скончавшегося в Греции в 1824 г.
— В чем сходство моря и Байрона?
Байрон был создан «духом» моря — «могущ, глубок и мрачен..., ничем неукротим».
— Как противопоставлены земля и море в конце стихо¬творения?
Благо измеряется каплями, а участь земли — «про¬свещенье иль тиран». В данном случае «просвещенье» — роман¬тический синоним губительной цивилизации.
— В чем проявилась духовная свобода поэта по сравнению с морем?
Поэт может хранить в памяти облик моря и его звуки.