Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Разделы: Биология


Цель урока: познакомить учащихся особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотоическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий

Оборудование: таблицы “Строение эукариотической клетки”, “Строение прокариотической клетки”, чашки Петри для демонстрации результатов эксперимента, мультимедийное устройство, компьютеры, учебное электронное пособие “Лабораторный практикум 6-11 класс”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. На протяжении нескольких уроков, мы расширяли свои знания о строении эукариотической клетки. Вопрос к классу. Мы выделяли общие черты строения, внешне разнообразных клеток. Почему же они, несмотря на такую несхожесть, относятся к эукариотам? ( Имеют ядро)

Сейчас мы проверим наши знания о строении эукариотической клетки:

1 группа занимает места у компьютеров и выполняет контрольные задания (для контроля знаний используется учебное электронное пособие “Лабораторный практикум 6-11 классы”).

2 группа работает с текстом, в котором необходимо найти ошибки (Приложение 1).

После окончания выполнения работ подводятся предварительные итоги.

3. Изучение нового материала.

Учитель. На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, и все это ошеломляющее разнообразие может быть отнесено либо эукариотам, либо к прокариотам. Особенности, которых надо знать!

Что означает термин “Прокариоты”?

Про – перед; карион – ядро.

А теперь об особенностях строения прокариот нам расскажут ребята с помощью подготовленной презентации (Приложение 2).

Данные сравнения (Слайд № 11) вносятся в таблицу:

Органоиды клетки

Содержится ли органоид в клетках эукариот

Содержится ли органоид в клетках прокариот

Клеточная мембрана + +
Цитоплазма + +
Рибосомы + +
Митохондрии + -
ЭПС + -
Комплекс Гольджи + -
Пластиды + -

4. Закрепление изученного материала.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Какие признаки примитивности строения прокариот мы наблюдали?
  2. Что такое спора прокариот и спора эукариот?
  3. Эти бактерии используются в пищевой промышленности для изготовления продуктов полезных для организма. Как они называются?

Учитель. Мы много говорили и говорим о патогенных бактериях, то есть о тех, которые могут быть причиной заболеваний человека. Предлагаем вам, посмотреть на результаты эксперимента, который провели ребята. Демонстрация результатов опыта (Приложение 3).

А теперь познакомимся с итогами последних исследований. По данным южнокорейского Бюро защиты прав потребителей, количество бактерий на ручках (без антибактериального покрытия) тележек крупных магазинов, достигает 1100 колоний на 10 см2. Второе место занимают компьютерные “мышки” в Интернет-кафе (690 колоний на ту же площадь). Ручки кабинок общественных уборных содержат лишь 340 колоний вредных микроорганизмов. Какой вывод мы можем сделать из этих данных?

(Для того чтобы уберечься от всех видов микроорганизмов, которые были обнаружены на предметах общественного пользования в ходе исследования, достаточно регулярно мыть руки с мылом. Атак же не надо забывать, что убийственным фактором для спор и бактерий являются ультрафиолетовые лучи).

5. Подведение итогов:

Я считаю, что поставленные задачи мы справились:

  1. Мы расширили свои знания о прокариотах.
  2. И еще раз получили ценные доказательства, и напоминания об обязательном соблюдении правил личной гигиены.

Домашнее задание: п. 2.7.

19.05.2009