Урок русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение выделять и характеризовать корень, как главную часть слова;
  • развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • развивать речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Оборудование: Русский язык: 2 класс. Учебник ч.1./ Под ред. С.В.Иванова - М: Вентана-Граф,2008., изображение листочка; осенние листья.

Ход урока

I. Организационный момент.

“Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
В гости осень позовем
И урок сейчас начнем”

II. Введение в тему.

- Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Как вы думаете, почему осень называют золотой? (Ответы детей).

- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.

“Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят”

- Ребята, посмотрите на рисунок. Составьте слова и запишите.

-ок- -ик- -очек-

Рисунок 1

Лист, листок, листик, листочек.

- Поставьте к каждому слову вопрос.

- Как называются эти слова? ( Имена существительные)

- Ребята, какое слово лишнее? (Лист-1 слог, нельзя перенести)

- Что общего у этих слов? (Корень)

- Выделите корень в словах.

- Что такое корень? (Это общая часть всех родственных слов)

- Какие слова называют однокоренными? (Правило)

- Можно ли сказать, что это формы одного и того же слова? (Нет, т.к. каждая часть имеет свою форму)

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над однокоренными словами.

III. Работа по теме урока.

На доске: Листья падают.

- Что я записала? (Предложение)

- Нравится мое предложение? (Нет)

- Распространите его и запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.

(Осенние листья тихо падают на землю.)

IV. Словарная работа.

- Осень - не только пора листопада, но и время уборки урожая.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки

1) Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

(Картофель)

2) Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.

(Капуста)

3) В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.

(Помидор)

4) Лежит меж грядок,
Зелен, сладок.

(Огурец)

5) Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

(Морковь)

- Как сказать одним словом? (Овощи)

- Запишем транскрипцию слова морковь - [м а р к о ф’ ]. Сравните транскрипцию и написание слова. Подберите проверочное слово.

- Подберите однокоренные слова к слову морковь.

(Морковь, морковка, морковный).

- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

V. Работа по учебнику

- Ребята, что происходит осенью с насекомыми? ( Ответы детей)

- Прочитайте и выпишите из текста однокоренные слова.

- Подберите пропущенное однокоренное слово и обозначьте корень. Докажите, что слова однокоренные.

Упражнение 6, стр. 90

Над болотцем тихо, тихо…
В теплом воздухе парят
Сам Комар да Комариха,
С ними - тучи комарят!..
Велика …(комариная) семья!

(И. Демьянов)

VI. Физкультминутка

(У детей осенние листья в руках, движения выполняются по содержанию текста)

“Разыгрался ветер
на лесной поляне,
закружил осинку
в красном сарафане
И листок с березы
золотистой пчелкой
вьется и кружится
над колючей елкой.
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке от балкона
Золотой ковер лежит”

VII. Выборочный диктант

- Послушайте внимательно стихотворение.

- Назовите однокоренные слова. Выделите корень.

“Ветер, ветерок, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.”

Я. Аким.

- Ребята, как вы думаете – пропадут ли опавшие осенью листья? (Нет: ежик утепляет ими нору; насекомые прячутся под листья…)

VIII. Самостоятельная работа

Упражнение 2, стр. 89

- К данным словам подберите однокоренные слова. Запишите их. Обозначьте корень и докажите, что это однокоренные слова.

Дом, дуб, зима, лед, дым, снег.

- Прочитайте скороговорки. Найдите формы слов и однокоренные слова. (Устно)

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

(И. Демьянов)

IX. Итог урока.

- Зачеркните в каждой строке “ лишнее слово”. Докажите.

На доске:

Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить
Водяной, вода, водить
Лист, лиса, лисенок
Горный, горка, городок
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи
Корень, корневой, коржи.

- Что нового узнали на уроке? Какие слова называют однокоренными?

- Как нужно относиться к природе?

- Урок окончен! Спасибо за урок!

Выставление оценок.

X. Домашнее задание: упражение 7.