Интерактивная игра "Географическая кругосветка". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Фото 1. Учителя школ города Томска в гостях у 8 школы

В последнее время стали популярны коллективные игры, когда задействованы коллектив или группа. Эта форма работы позволяет решить комплекс задач, и, прежде всего, повысить эффективность урока: развить самостоятельность учащихся, их самоуправление;

способствовать углубленному усвоению программного материала, отработать комплекс практических умений и навыков.

Цели такой формы работы можно определить как:

  • Образовательная – получить знания за наиболее короткие сроки путём перераспределения материала отдельных тем;
  • Воспитательная – способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;
  • Развивающая – отработать практические умения, требуемые программой;

Особенно важно, что коллективная работа позволяет осуществлять обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть те их возможности, которые не смогли бы раскрыться в индивидуальной работе.

Примером такой игры, способствующей активизации познавательной деятельности, является городской конкурс в форме интерактивной игры “Географическая кругосветка – 6”, которая на протяжении шести лет проводится на базе школы №8 города Томска (фото 1). Игра пользуется большой популярностью, в ней ежегодно принимают участие команды шестиклассников не менее двадцати школ города. Это своеобразное путешествие в мир географии по одиннадцати станциям, на которых участники демонстрируют свои знания по всем основным разделам 6 класса.

Проведению кругосветки предшествует очень серьёзная подготовительная работа, включающая в себя несколько этапов:

I этап — самый сложный и объёмный — это разработка игры, составление заданий, ведь на каждой станции их по З – 4: викторины, ребусы, шифровки, тесты, загадки, задания на смекалку и сообразительность.

Кроме разработки сценария очень важно красочно оформить кабинет и задания. К оформлению станций обычно привлекаются все шестиклассники нашей школы. Например, для украшения станции “Морская” мы использовали творческие работы учащихся, которые они выполняют на оценку при изучение темы “Жизнь в Океане”. Это вырезанные из бумаги и ярко раскрашенные с двух сторон разнообразные представители фауны Мирового океана, с помощью которых кабинет превращается в морскую пучину, что вполне отражает название станции и ещё более заинтересовывает игроков.

Другие станции оформляются также с выдумкой, фантазией, которой щедро делятся с учителями наши ученики, в соответствии с их тематикой.

II этап – проведение игры. Для этого разработан строгий график: для работы на станции отводится 7 минут, переход на следующую станцию осуществляется по звонку, в порядке, указанном в маршрутном листке, полученном каждой командой на стартовом построении.

В роли ведущих конкурсных заданий задействованы старшеклассники, которые с не меньшим азартом и увлечением, чем участники, выполняют свои обязанности (т.е. это ещё и ролевая игра).

Таким образом, общее время, затраченное на путешествие по станциям, занимает полтора часа.

III этап – подведение итогов. Капитаны команд создают свои маршрутные листы с оценками членам жюри, в которое входят учителя школ, представивших команды. После подсчёта баллов на торжественном построении оглашаются итоги и победители награждаются грамотами и призами.

Наши гости уходят довольные, с радостными лицами, сияющими глазами, улыбками, оставляют положительные отзывы.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты игры.

Станция “Геологическая”

Захар Загадкин послал своему другу Фоме Отгадкину телеграмму. Помогите ее разгадать.

“Прошу выслать почтой 12 образцов горных пород и минералов

ШТАТ МЕЛЬ ПЛОТИНА ДОЛОТО ГРАФИН УГОРЬ МЕРА ЦИРК

СЛОВО УПАЛ ЯНВАРЬ ПЕНЗА”.

Ответ: Шпат, медь, платина, золото, графит, уголь, сера, цинк, олово, опал, янтарь, пемза.

Станция “Голубые дороги”

Задание 1. Вам предложено 40 карточек с терминами. Выберите термины, имеющие отношение к озерам и рекам и разложите их в отдельные конверты.

Лена, овраг, родник, возвышенность, перекат, гейзер, Тибет, устье, Кракатау, цунами, шельф, сейсмограф, водораздел, атолл, Анхель, Эльбрус, Аконкагуа, Гекла, Байкал, сталактит, Монблан, ключ, старица, Алтай, паводок, рукав, порог, дельта, Эверест, радиозонд, туман, Миссисипи, Конго, Обь, Фанди, Сарезское, Чад, Балхаш, Танганьика.

Ответ: Реки (перекат, водораздел, рукав, устье, Конго, Обь, Миссисипи, дельта, Анхель, паводок, Лена, порог). Озера (старица, Чад, Сарезское, Байкал, Балхаш, Танганьика).

Задание 2. Цвета красок на палитре художника точно такие же, как и названия рек в отрывках карты. Назовите реки и краски?

Ответ: Белая (Башкирия), Оранжевая (юг Африки), Голубая или Янцзы (Китай), Желтая или Хуанхэ (Китай), Красная и Черная (Вьетнам)

Станция “Морская”

Задание 1. Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка с просьбой о помощи. Определите местонахождение потерпевших кораблекрушение.

 Ответ: Близ острова Новая Гвинея.

Задание 2. Определи, о каком термине идет речь.

Вопросы первой команде.

  1. Основная часть гидросферы, которая покрывает почти 75% земной поверхности.
  2. Сравнительно неширокие водные пространства, ограниченные с двух сторон берегами материков или островов.
  3. Части океана, отличающиеся от него свойствами воды, течениями, живущими в них организмами и обычно отделённые от океана полуостровами, островами или подводными поднятиями.
  4. Резкое надводное или подводное повышение морского дна на мелководьях, образовавшееся в результате разрушения скалистых берегов или являющееся постройками
  5. оний коралловых полипов.
  6. Самое северное море Тихого океана, омывающее побережье Азии на западе и Северной Америки на востоке.
  7. Моря, расположенные по окраинам материков.
  8. Внутреннее море Атлантического океана, омывающее берега Европы, Азии и Африки.
  9. Самый большой полуостров Азии, который омывается внутренним и окраинным (одноимённым с полуостровом) морями Индийского океана.
  10. Залив Атлантического океана у берегов Европы, омывающий с севера самый крупный и массивный из южноевропейских полуостровов.
  11. Тысячная доля количества граммов вещества, растворённых в 1 литре воды.
  12. Твёрдое состояние самого распространённого на Земле минерала.
  13. Наиболее высокая часть волны.
  14. Периодические (дважды в сутки) поднятия воды в морях и океанах, сопровождающиеся затоплением прибрежной полосы.
  15. Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями подводных вулканов.
  16. Расстояние между двумя соседними гребнями волны.
  17. Прибор для измерения глубин.
  18. Пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан с Тихим и разделяющий Европу и Северную Америку.
  19. Океан, расположенный между Азией на севере, Австралией на востоке, Антарктидой на юге, Африкой на западе и имеющий наименьшее количество морей (причем только одно из них – внутреннее)
  20. Самое крупное из всех океанских течений.
  21. Головоногий моллюск, название которого использовал в одном из своих романов писатель Жюль Верн.

Ответы: 1. Мировой океан; 2. проливы; 3. Моря; 4. Рифы; 5. Берингово; 6. Окраинные; 7. Средиземное; 8. Аравийский; 9. Бискайский; 10. Промилле; 11. Лёд; 12. Гребень; 13. Приливы; 14. Цунами; 15. Длина; 16. Лот; 17. Берингов; 18. Индийский; 19. Течение Западных ветров; 20. Наутилус.

Вопросы второй команде

  1. Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан.
  2. Сравнительно небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой.
  3. Части материков и островов, далеко вдающиеся в океан.
  4. Группа островов, расположенных близко друг к другу, обычно имеющих общее основание и происхождение.
  5. Части океана или моря, глубоко вдающиеся в сушу, но свободно соединенные с океаном (морем).
  6. Перемещение воды океанов и морей в горизонтальном направлении на большие расстояния.
  7. Моря, далеко вдающиеся в материк.
  8. Залив Индийского океана между полуостровами Азии – Индостаном на западе и Индокитаем – на востоке.
  9. Внутреннее море Атлантического океана, сообщающееся с ним через систему проливов и морей и омывающее берега Европы и Азии.
  10. Самый широкий пролив на Земле.
  11. Внутреннее море Индийского океана.
  12. Остров Северного Ледовитого океана, который в 3,5 раза меньше самого маленького материка.
  13. Пролив, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем и разделяющий Европу и Африку.
  14. Залив Атлантического океана, фактически являющийся внутренним морем, расположенный у юго-восточных берегов Северной Америки и представляющий собой своеобразную “фабрику” теплой воды, которой он постоянно снабжает теплое течение Гольфстрим.
  15. Процесс перехода самого распространенного на Земле минерала из жидкого или твердого состояния в газообразное.
  16. Вода, соленость которой меньше 1%.
  17. Длительный, очень сильный ветер (9 баллов), производящий разрушения на суше и сильное волнение на море, при котором могут перемещаться камни массой в несколько тонн.
  18. Количество граммов солей, растворенных в 1 л воды.
  19. Залив Атлантического океана длиной 300 км, расположенный на восточном побережье Северной Америки, в котором наблюдаются самые высокие в Мировом океане приливы.
  20. Самое низкое место морской волны.

Ответы: 1. Круговорот; 2. Острова; 3. Полуострова; 4. Архипелаг4 5. Заливы; 6. Течения; 7. Внутренние; 8. Бенгальский; 9. Черное; 10. Дрейка; 11. Красное; 12. Гренландия; 13. Гибралтарский; 14. Мексиканский; 15. Испарение; 16. Пресная; 17. Шторм; 18. Соленость; 19. Фанди; 20. Подошва.

Станция “В гостях у капитана Врунгеля”

Прочтите рассказ капитана Врунгеля и найдите ошибки.

Задание для первой команды. Рассказ о том, как капитан Врунгель и его помощник Лом побывали на Мертвом море.

Как-то в Средиземном море у берегов Египта наша яхта закапризничала. Пришлось ее поставить на несколько дней в ремонт. Ну, а сами мы с Ломом сели на верблюдов и отправились в глубь страны познакомиться с ее достопримечательностями. Как нам говорили, одной из них является знаменитое Мертвое море, которое раскинулось у подножья вулкана Эверест. Чтобы добраться до этого моря мы двигались несколько часов по раскаленной пустыне. И мы, и бедные верблюды уже чуть не погибли от жажды, но нас спасла от палящего зноя тенистая прохлада небольшой березовой рощи. Полчаса отдыха – и силы были восстановлены.

За рощей сверкала голубая лента самой длинной в мире реки Нил, которая пересекает Африку с запада на восток. А на южном берегу Нила – вот оно – плещется удивительнейшее в мире Мертвое море.

На берегу срывая с себя пыльную одежду, мы бросились в воду, долго плавали, плескались, ныряли, доставая со дна причудливые раковины.

Животный мир этого моря очень богат и разнообразен -кораллы, медузы, водоросли, фантастических раскрасок большие и маленькие рыбы. А местные рыбаки рассказали, что Мертвым это море назвали потому, что его глубина 11022м. И в нем затоплены гробницы фараонов. Еще в этом море бывают самые высокие в мире приливы и отливы.

Мы взяли с собой на память по крупной жемчужине и отправились в обратный путь.

Задание для второй команды. Рассказ о том, как капитан Врунгель и его помощник Лом пересекли экватор.

Шли мы как-то на парусной яхте по Аравийскому морю. Синее небо, солнце в зените, над головой порхают Колибри и летучие рыбы – красота!

Вдруг небо потемнело. Судовой термометр показал, что атмосферное давление резко повысилось, что предвещало полный штиль, который соответствует силе ветра в 9 баллов. Этот ветер поднял гигантскую волну – цунами, которая стремительно понесла нашу яхту на юг. Мы летели по волнам в течение нескольких часов, пока яхта, натолкнувшись на какую-то преграду, резко не остановилась. Этой преградой был экватор – граница, разделяющая Землю на два полушария. Мой помощник Лом обеими руками приподнял экватор и мы благополучно оказались в южном полушарии.

Наступила ночь. Черный бархат неба был усыпан звездами, среди которых, как огромный бриллиант, сверкала Полярная звезда. Яхту подхватило самое крупное из всех океанских течений – теплое течение Гольфстрим и вынесло к берегам Антарктиды.

Этот удивительный материк был открыт голландскими мореплавателями еще в XVII веке.

Прекрасно отдохнув и позагорав на его роскошных пляжах, мы набили трюм экзотическими фруктами, растущими на этой гостеприимной земле и, взяв курс на восток двинулись назад, к родным берегам Балтийского моря.

Станция “Игровая”

Мы с вами поиграем в кубик. Кубик не простой. Каждая его грань соответствует определенному цвету вопросов. Команды по очереди бросают кубик. Какой цвет вам выпадает, таков ваш и вопрос (фото 2).

img4.gif (127102 bytes)

Фото 2 Станция “Игровая”

Пример вопроса “Красный” – литературный.

В книге шведской писательницы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями” рассказывается о глупом Тролле, который решил: “Построю дом поближе к солнцу – пусть оно меня греет”. И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

“Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. – Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого Солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну.” И Тролль полез на гору. Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. “Ну, – думает, – отсюда до Солнца рукой подать”. А у самого от холода зуб на зуб не попадает.

Тролль этот был упрямый, если уж ему в голову что западет – ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом – и построил.

Солнце как будто бы близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз.

Почему замерз Тролль?

Пример вопроса “Оранжевый” – историческая география.

Как в древности назывался материк Африка? – Ливия

Пример вопроса “Желтый” – портретная галерея.

1. Впишите в клетки недостающие буквы так, чтобы получилась фамилия великого ученого и поэта, положившего начало развитию в России метеорологии, картографии, учения о климате и др.

Кто это?

Пример вопроса “Зеленый” – художественный.

“Озеро вместо лука”

Вместо лука мальчик держит в руке очертание озера России.

Назовите его.

Пример вопроса “Коричневый” – ребус.

На листьях дерева написана фамилия русского ученого, основоположника науки о почве. Прочтите ее.

 img7.gif (13052 bytes)

Пример вопроса “Фиолетовый” – Парк Юрского периода.

Среди динозавров были и "гонщики" — чемпионы по бегу. С какой самой большой скоростью они могли бегать?

а. 10 км/час.
б. 50 км/час.
в. 80 км/час

Станция “По долинам и по взгорьям”

Распределите в карманы высотомера фотографии форм рельефа: Средне-Сибирское плоскогорье, Амазонская низменность, Уральские горы, Среднерусская возвышенность, горы Анды, Скандинавские горы, Прикаспийская низменность.

Станция “Лабиринт”

Принцип работы с лабиринтом несложен.

Прочитайте тезис № 1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке “Да”, если нет — то по стрелке “Нет” к следующему тезису.

Станция “Биологическая”

Перед вами гербарий растений. Выберите те растения, которые растут в Томской области.

Станция “Кладоискатели”

Вам предстоит найти клад используя топографическую карту (рассказ о том где спрятан клад, готовится заранее, опираясь на имеющиеся в кабинете географии топографические карты).