Обобщающий урок русского языка по теме "Морфемный анализ"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • обобщить и систематизировать изученный материал по теме;
  • совершенствовать умение проводить морфемный анализ слов;
  • стимулировать развитие интереса к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель сообщает учащимся цель урока – систематизировать и учиться применять на практике знания по теме “Морфемный анализ”.

2 Систематизация теоретических знаний

Все ответы учащихся на этом этапе урока сопровождаются слайдами презентации.

Слайд 2.

Учитель предлагает учащимся провести классификацию морфем

Слайд 3.

Учащиеся сообщают всё, что им известно о корневой морфеме. После их ответов на экране появляется слайд. Учитель говорит о том, что в русском языке существует слово без корня – вынуть.

Слайд 4.

Учащиеся сообщают всё, что им известно об окончании. Особенно важно подчеркнуть, что окончания имеют не все слова русского языка, а только изменяемые.

Слайд 5.

Этот слайд комментирует учитель. Он сообщает детям о том, какие части речи не имеют окончаний. Даже, если дети не знают всех частей речи, учитель их называет, чтобы показать дальнейшую перспективу изучения русского языка.

Слайд 6.

Учащиеся сообщают всё, что им известно о суффиксах. Особенно важно, чтобы свои ответы дети сопровождали примерами.

Слайд 7.

Этот слайд комментирует учитель и сообщает, что в русском языке суффиксы делятся на словообразующие и формообразующие. Для морфемного анализа важно, что формообразующие суффиксы не входят в основу слова.

Слайд 8.

Этот слайд посвящён приставкам. Учащиеся сообщают то, что им известно о приставках. Учитель добавляет новую информацию. Приставки в зависимости от функции могут иметь словообразовательное или грамматическое значение.

Слайд 9.

Обычно в процессе морфемного анализа учащиеся встречаются с постфиксом –ся. На этом уроке учащиеся получают новые сведения о постфиксах –то, -либо, -нибудь, - ка, -те, -таки.

Слайд 10.

Учащиеся сообщают всё, что им известно об интерфиксах. Учитель дополняет ответы учащихся примерами.

3. Практическая работа.

Слайд 11.

Провести морфемный анализ слов: придорожный, полёт, быстро.

Эту работу лучше проводить коллективно: 1 ученик у доски, остальные - в тетрадях. Самое главное, к чему должны прийти учащиеся после выполнения этой работы: слово “придорожный” имеет окончание –ый, слово “полёт” имеет нулевое окончание, а слово “быстро” не имеет окончания, так как наречие- неизменяемое слово.

Слайд 12.

Учащимся предлагается разбить предложенные слова на две группы и указать признак разбиения.

Слова: подберёзовик, городской, берёза, город, городишко, пригород, берёзонька.

После того, как учащиеся разбили на слова на группы и указали признак разбиения, следует поговорить о способах образования слов. Какое слово от какого образовалось и при помощи каких морфем.

4. Итог урока

Учащиеся на отдельном листочке записывают 1 теоретический вопрос по теме урока для своего соседа по парте. Дети обмениваются вопросами.

5. Домашнее задание

1. Ответить на вопрос соседа по парте.

2. Провести морфемный анализ трёх слов (слова учащиеся выбирают самостоятельно).

Приложение