Способы и средства мотивации творческой деятельности учащихся при обучении сочинениям — описаниям пейзажных картин

Разделы: Русский язык


Одной из основных целей изучения русского языка в школе является формирование коммуникативной компетенции, которая представляет собой “знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуации”1. Но изложение мысли, по убеждению Л.С.Выготского, “должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненную необходимую для ребенка задачу”2.

В качестве стимула для создания текста может выступать произведение живописи. Картина, определенным образом воздействуя на детей, пробуждает в них чувства, мысли, которые вызывают потребность в самовыражении, в желании поделиться собственными переживаниями.

Однако сочинения-описания достаточно трудны для детей. Но это не должно ограничивать использование их в работе по развитию речи. Ведь обучение – это процесс преодоления трудностей, и описанию пейзажных картин нужно учить. При этом активизировать творческую мысль учеников можно различными способами и средствами. Расскажем о некоторых из них.

Для первых сочинений на основе восприятия пейзажных картин целесообразно отбирать такие полотна, в описании которых уместны и даже необходимы элементы повествования.

Автор широко известных книг о нашей русской природе В.А.Солоухин (“Владимирские проселки”, “Третья охота”, “Цивилизация и пейзаж”) пишет: “Природа прекрасна. Но все же нетрудно заметить, что лучшие картины, изображающие природу, обязательно имеют какую-нибудь черту человеческой деятельности: прясло, мостик, тропинку, церковный крестик”3. Это необходимо учитывать при отборе картин для сочинений.

Такому требованию отвечают, например, картины c одинаковым названием “Золотая осень” И.С. Остроухова, В.Д.Поленова, И.И. Левитана, “Парк в Павловске” И.И.Шишкина, “Заросший пруд” В.Д.Поленова,” Русская зима. Лигачево” К.Ф. Юона и некоторые другие.

Активизирует творческую мысль учеников возможность выбора картины для описания из нескольких предложенных. Мотивируя свой выбор, дети уже начинают работу над сочинением. Отдав предпочтение одной из трех картин с названием “Золотая осень”, ребята аргументируют это по-разному: “хочется попасть в этот прекрасный уголок леса” (Таня Л. о картине И.С. Остроухова), “именно этот пейзаж я вижу каждый день осенью в парке, когда иду в школу” (Ксения Х. о картине И.С. Остроухова), “в этом пейзаже отражена красота природы нашей Родины: лес, река, необозримые просторы” (Ваня Г. о картине В.Д. Поленова), “картина И.И.Левитана напоминает мне ту местность, где я была очень давно” (Катя Л.).

Мотивация выбора во многом определяет дальнейшее содержание работы. В зависимости от того, почему выбрана та или иная картина, отношение к изображаемому различно. И это, конечно, отражается в сочинениях.

Выбирают для описания все картины, но большинство отдает предпочтение пейзажу И.И.Левитана. Вероятно, это связано с тем, что его полотно изображает огромное пространство, которое притягивает к себе. А природа здесь особенно величественная и, главное, родная.

Важно также предусматривать возможности автора будущего сочинения “войти в картину”, стать сопереживателем. В повести “Три года” А.П.Чехов рассказывает о посещении героиней ее, Юлией, выставки картин. Сначала она равнодушно рассматривала пейзажи. И вдруг “Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь”4. И картина для нее ожила. “Как это хорошо написано!” – проговорила Юлия, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна”5.

Понятной для Юлии картина стала потому, что она сумела “войти в нее”, сумела почувствовать и пережить то, что хотел выразить художник.

О возможности “войти в картину”, чтобы лучше понять ее, неслучайно говорит именно А.П.Чехов: он имел непосредственное отношение к живописи. Брат его был художником, широко известна дружба А.П.Чехова и И.И.Левитана. Повесть А.П.Чехова “Три года” и подсказала нам возможность использования приема “войди в картину” при описании пейзажных полотен.

При объяснении этого приема подчеркивается: необходимо выбрать точку, откуда автор будущего сочинения сможет “войти в картину”, то есть определить позицию наблюдателя. Это очень важно: таким образом определяется последовательность описания.

При использовании приема “войди в картину” нет необходимости составлять общий план сочинения, так как, “путешествуя по картине”, каждый по-своему описывает то, что видит. Намечаются основные микротемы, а располагает их каждый по-своему. “Путешествие по картине” – это переживаемое событие, а “в случае сообщения о пережитых событиях, – считает С.Д.Канцельсон, – последовательность частей естественно следует обычно той “нити времени”, которая пронизывает “память пережитого”6.

Использование приема “войди в картину” оказалось очень эффективным при организации сочинений по картинам: “Русская зима. Лигачево” К.Ф.Юона, “Парк в Павловске” И.И.Шишкина, “Заросший пруд” В.Д.Поленова, “У омута” И.И.Левитана и некоторым другим.

Эмоциональное восприятие картины усиливает музыка, поэтому при организации сочинений мы используем музыкальные произведения, созвучные настроению картины. Это благотворно сказывается на языке творческих работ: он становится более выразительным.

Музыка, создавая определенный эмоциональный настрой, способствует развитию эстетического вкуса детей. К сожалению, они не так часто слушают классическую музыку, следовательно, для пропаганды ее необходимо использовать каждую возможность, в частности, уроки развития речи.

При подборе музыкальных произведений учитывается тема картины, создаваемое ею настроение.

Описывая пейзажи С.В.Герасимова “Зима”, К.Ф.Юона “Русская зима. Лигачево”, используем пьесу “Зима” из цикла “Времена года” А.Вивальди, “Зимние грезы” П.И.Чайковского.

О созвучности вступления к опере Н.А.Римского-Корсакова “Снегурочка” и картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели” писал

А.Н. Бенуа: “Грачи прилетели” – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к “Снегурочке” Римского!”7

При организации сочинения по картине И.И.Шишкина “Рожь” используем симфонию № 1 (часть 1, фрагменты) В.С.Калинникова.

Легкую грусть, несмотря на красоту природы, излучают осенние пейзажи (“Золотая осень” И.И. Левитана, “Парк в Павловске” И.И. Шишкина, “Золотая осень” В.Д Поленова и другие). Это же настроение передает “Октябрь. Осенняя песнь” из “Времен года” П.И.Чайковского.

Использование кратко охарактеризованных здесь приемов организации сочинений-описаний пейзажных картин способствует более глубокому пониманию произведений живописи, активизирует творческую мысль детей.

Примечание

1 Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // РЯШ. – 1996.№ 1. – С. 5.
2 Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Собрание сочинений в 6-ти т. Т.3 Под ред. А.М.Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 196
3 Солоухин В.А. Камешки на ладони. – М.: Современник, 1988. – С. 143.
4 Чехов А.П. Три года. – Любое издание.
5 Там же.
6 Канцельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – Л.: Наука, 1972. – С. 122.
7 Бенуа А.Н. История русской живописи XIX в. – М.: Республика, 1999. – С. 321.