Открытый урок русского языка во 2-м классе. Тема урока: "Сочетания чк, чн". Учебник Т.Г. Рамзаевой

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн (звук [Ч'] - мягкий, сочетания пишутся без ь);
  • Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН ;развивать фонематический слух, логическое мышление; воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: рисунки солнца, осени, тучи, плакаты, осенние листья.

Ход урока

1. Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

Учитель: Наступила осень. И дни бывают солнечные и пасмурные. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось до конца урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться читать и правильно писать сочетания ЧК, ЧН.

Откройте тетради, положите их наклонно, пропустите одну строчку и запишите сегодняшнее число и классная работа.

2. Каллиграфическая пятиминутка.

Учитель: С наступлением осени мы часто можем наблюдать интереснейшее явление в природе, которое становится возможным только в это время года - листопад. Посмотрите на наше дерево, оно так же изменилось в цвете. И дерево это у нас не обычное, а с заданиями. Вот подул ветер и сорвал 1-ый листочек. Что ж на нем написано? (Каллиграфическая пятиминутка). На каллиграфической минутке в гостях у нас буква Ча [Ч'].. Произнесите звук [Ч']. Чем он особен? (Он всегда мягкий).

Назовите ещё звуки, которые всегда мягкие. (Щ, Й). Запишите одну строчку букву Ча.

Знаете, ребята, а ведь Осень принесла нам задание, которое выполнил Незнайка:

Чя, чю, чящя, чясы.

Посмотрите, правильно ли он всё написал?! Допустил ли он ошибки?.. Какое же правило забыл Незнайка? Давайте поможем ему!?

(Учащиеся находят ошибки и исправляют их.) Как соединяем букву ча с буквой а? Запишите. Спинки у всех прямые. Пишем красиво.

3. Фонетический разбор

Учитель: Ветер сорвал с дерева второй листок. Сделайте фонетический разбор слова Чаша.

Чаша - 2 слога, ча-ша.

ч [ч'] - согласный, глухой, мягкий

а [а] - гласный, ударный

ш[ш] - согласный, глухой, тверд.

а [а] - гласный, безударный.

4б,4зв.

4. Работа над новой темой.(3-ий листочек срывается).

Учитель: Внимание, Новая тема! (На доске слова)

тучка печник

белочка скучная

листочки  сочный

Учитель: Прочитайте слова из первого столбика. Что вы заметили общего во всех этих словах? (ЧК) Правильно.

Прочитайте слова из второго столбика. А что в них общего?

Произнесите звук [Ч'].

-Какой это звук? (согласный, мягкий, непарный глухой)

-Есть ли у [Ч'] парный согласный по твердости? (Нет)

-Нужно ли обозначать мягкость этого согласного на письме? (Не нужно)

-Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах на доске? (Без Ь)

-Какой вывод можно сделать о написании сочетаний ЧК, ЧН?

(Звук всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетания ЧК, ЧН пишутся без Ь).

Запишите эти слова. Подчеркните орфограмму.

5. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебники на странице 47 .Найдите и прочитайте вывод.

Коллективное выполнение упр.№83

6. Физминутка (4-ый листочек)

7. Закрепление (5-ый листочек - измените выделенные слова так, чтобы в них была буква Ча.)

Кормить белку, красивая свеча, выпить молоко, нарисовать лисицу, поймать щуку.

Пишите с красной строки на следующей строчке.(К доске выходят по одному) Запись в тетради: Кормить белочку, красивая свечка, выпить молочко, нарисовать лисичку, поймать щучку.

Учитель: Этим заданием мы закрепили с вами новую тему урока. Какой вывод можно сделать из этого задания? (Так как пишутся сочетания ЧК, ЧН?)

8. Игра(6-ой листочек)

Разгадайте Шараду:

1) С О - я вам рассказ кончаю

С У - дождем вас поливаю

С А - ваш груз перевожу

С К - с волнами я дружу

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.(Точка, тучка, тачка, качка.)

Учитель: Запишите эти слова. Выделите все орфограммы в словах.

2) С буквой "Р" - она течет.

С буквой "П" для вас печет

Кулебяки и ватрушки,

Варит кашу и галушки. (Речка, печка.)

Учитель: Запишите эти два слова. Выделите орфограммы.

3) Игра "Кто это? Что это?"

В этой почке нить накала - - - почка (лампочка)

Эта почка из металла - - почка (цепочка)

Это пика не остра - пи - ка (спичка)

(Это ключик от костра)

Учитель: Итак, как пишутся сочетания ЧК, ЧН?

9. Поэтическая минутка(7 листочек)

Учитель: Очень много художников с любовью написали картины, а поэты посвятили свои стихотворения прекрасной поре - осени. Знаете ли вы стихотворения о осени? (Дети рассказывают стихотворения)

10. Творческая работа (8 листочек)

Учитель: Напишите небольшой рассказ о осени.

Чтение нескольких работ

11. Домашнее задание Упр.№87, стр 48

12. Итог урока.

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Чему вы научились? Какое у Вас сейчас настроение, покажите. Молодцы, спасибо за урок.

20.04.2009