Урок литературы в 9-м классе на тему "Русский сентиментализм"

Разделы: Литература


Ход урока

Основные этапы урока Использование ИКТ Отведённое время
I. Эвристическая беседа

Учитель: Сегодня, ребята, в тетрадях мы запишем только число, а вот тему - немного позднее, и поможете мне ее сформулировать вы сами.

Итак, на ряде предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведениями русской литературы 18века.

- К какому художественному методу относятся эти произведения? (Классицизм).

- Кого из писателей классицистов вы можете назвать? (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин).

- Только ли в литературе проявлялись принципы классицизма? (Нет. Еще в живописи, скульптуре, архитектуре).

- Верно. А сейчас взгляните еще раз на изображение знакомой вам скульптуры Федота Ивановича Шубина. “Бюст Толщина” (1775 год).

- Вспомните, какие черты классицизма отразились в этом скульптурном изображении?

  • Изображен знатный человек, вельможа.
  • Автор подчеркивает ум, волю этого государственного чиновника.
  • Надменный вид, одет в пышные, парадные одежды; на нём парадный парик;
  • Патриотическая идея (прославление лучших государственных мужей, которые продвигали Россию вперёд).

Учитель: И ещё один портрет, написанный в традициях классицизма (П. Н. Никитин “Портрет Г. И. Головкина”)- и здесь парадность, торжественность обстановки, изображается вельможа при чинах и орденах, на лице - строгость, суровость, надменность.

Всё это произведение 70-ых годов 18 века. А вот репродукция живописного полотна, созданного пятнадцатью годами позднее - “Портрет сестёр Гагариных” пера Боровиковского.

- Вписывается ли этот портрет в рамки классицизма? (НЕТ)

- Почему?

(- Кто изображён? (простые девушки, одетые в простые одежды)

Чем занимаются? (Занятия их просты и безыскусны-хотят исполнить песню, и аксессуары- гитары, ноты)

- Как одеты? ( Просто по домашнему)

- Каковы позы? (Естественные, непринуждённые, просто встали, а не перед зеркалом долго репетировали)

- Выражение лиц? Настроение? (Спокойное, умиротворённое)

- Каков фон? Цветовая гамма? (Фон - природа, цвета приглушены; снята парадность)

- Что здесь главное: разум или чувства девушек? Учитель: Итак, всё это говорит о том, что в живописи

намечается совершенно иной подход к изображению личности, человека.

Художник стал обращаться к внутреннему миру человека, его чувству, другим стал герой.

Тоже самое происходит и в литературе.

- Скажите, как ещё называют человека чувствительного?

(Сентиментальный)

-Верно. И новый художественный метод который пришел на смену классицизму, называется сентиментализм.

- Итак, какую темы мы запишем в тетради?

(Сентиментализм)

II. Лекция учителя с элементами беседы.

Основные положения (план) учащиеся записывают в тетради.

С. возникает, когда классицизм переживает 1-й кризис 60 годы 18 века. Первое произведения создают Херасков (“Слезная драма”), Эмин. Но С. сложился как направление в 90-е годы 18 века, когда в литературу приходит Н.М. Карамзин и становится его главою.

Произведение, в котором отражались все принципы Сентиментализма, стала повесть “Бедная Лиза”, (было много подражательных произведений: “Бедная Маша” (Татьяна, Генриетта)). В рамках этого художественного метода создают свои произведения Радищев, ...

2. Принципы сентиментализма.

  1. Исходит не из культа разума, а из культа чувства.
  2. Изображение частной жизни частного человека (т.е. любовь, сердечные, душевные переживания). Объект - простой человек.
  3. Человек понимается как личность. Личностью становится тот, у кого высокие идеальные устремления (а значит пристальное внимание к внутреннему миру человека).
  4. Реформа языка (Карамзин).
    - изгоняются старославянизмы, но нет и грубых просторечных слов. Ориентир - язык культурного общества. Привносится повышенный элемент чувствительности, а для передачи особых чувств нужен особый язык.
    Так, например, частые восклицания, передающие сентиментальные чувства (Ох! Ах!); слова “пичужка”, “хижина”- подходят, “изба”- нет; можно “юноша”, но не парень.
    - Скажите, а где, в чём, человек может наиболее открыто, доверительно написать о своих чувствах? (в письме, дневнике,...)
    - Верно, запишем 5-ый пункт:
  5. Жанры Сентиментализма - дневники, письма, путевые заметки, мемуары, повести и романы, послания.
  6. Восхищение красотой природы.

III. Закрепление.

1. А теперь рассмотрим это на конкретном примере.

Сейчас Вы прослушаете стихотворение В. А. Жуковского “Песня”, которое является посланием, и постарайтесь доказать, что это действительно произведение сентиментализма.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение, а учащиеся должны подчеркнуть в тексте (на компьютере) приметы сентиментализма и устно провести итог своих наблюдений.

Заслушиваются несколько человек, обобщаются результаты наблюдений.

Учитель: Хорошо, молодцы.

А вспомните, в чём видел М. В. Ломоносов назначение поэта в стихотворении “Разговор с Анакриотом”? А Жуковский несколькими годами спустя воспевает возлюбленную, и делает это великолепно. Время меняет приоритеты.

- Подчеркнуть в тексте стихотворения приметы сентиментализма.

2. А сейчас перед вами на экранах мониторов сравнительная таблица “Классицизм и сентиментализм”.

Она заполнена частично. Восполните пробелы.

(Учащиеся продолжают парную работу, заполняют пустые графы таблицы).

Классицизм и сентиментализм

(сравнительная таблица-см. презентацию, Приложение1).

3. И последний этап вашей работы - выполнение тестовых заданий.

На экране - задание.

Тесты.

По теме: “Русский сентиментализм”

1. Какому из художественных методов соответствует “мир чувства”?

  • А. Классицизму
  • Б. Сентиментализму

2. Какой из художественных методов является продуктивным?

  • А. Сентиментализм
  • Б. Классицизм

3. В основу какого художественного метода положен принцип “подражания природе”?

  • А. Классицизма
  • Б. Сентиментализма

4. К какому идейно - эстетическому направлению в литературе XVIII века принадлежат перечисленные произведения?

  • “Бедная Лиза” Классицизм
  • “Разговор с Анакреоном” Сентиментализм
  • “Недоросль” Просветительский реализм

5. Кого из писателей принято считать главой русского сентиментализма?

  • A. М. В. Ломоносова
  • Б. Н. М. Карамзина
  • B. А. Н. Радищева

6. Какому литературному направлению соответствуют следующие краткие характеристики:

  • Рассудочность Классицизм
  • Рационализм Сентиментализм
  • Чувства Просветительство

7. Соотнести литературные жанры и художественные методы.

  • А. Сатирические очерки, правовоспитательный авантюрный роман и басня;
  • Б. Элегия, переписка, дневники, путешествие, очерк, повесть, роман, драма;
  • В. Баллада, сказка.
    Сентиментализм:
    Романтизм:
    Просветительский реализм:

8. Выбрать признаки, которые характеризуют сентиментализм.

  • А. Главная задача - прославление государственности, культ разума.
  • Б. Центром изучения является человек, конкретный, честный во всём разнообразии индивидуальной натуры, чаще принадлежащий к средним и низшим классам.
  • В. Ценность человека обусловлена чаще принадлежностью к высшему классу.

4. В Живом Журнале Интернета есть Интернет- сообщество

любителей XVIII века. Его адрес вы видите на экранах монитора. Двоим ребятам было предложено ознакомится со страницами этого журнала и ответить на вопросы :

  1. О чём здесь можно узнать?
  2. Какие вопросы обсуждаются любителями “предпозапрошлого столетия”?
  3. Какие полезные ссылки можно найти на этом сайте?

Послушаем, каковы результаты их работы.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

1. Читать повесть Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”; найти в ней черты сентиментализма.

2. По желанию: сформулировать вопрос, который вы зададите в Интернет - сообществе любителей XVIII века или подготовить небольшую информацию для живого журнала на тему: “Что я узнал о русском сентиментализме” или “Что показалось мне интересным на уроке “Русский сентиментализм” ”.

3. Опережающее задание (по желанию; работа может быть в группе):

Подготовить слайд - шоу (или презентацию) на тему: “Русский романтизм” (живопись, скульптура, архитектура).

4. Индивидуальное задание: Используя Интернет-ресурсы, подготовить небольшое сообщение “Архитектура сентиментализма” (желательно с иллюстративным материалом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний. Демонстрация слайда: вопросы для обсуждения, общие выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация хронологической таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На экране мониторов стихотворение В. А. Жуковского

“Песня”. Творческая работа в паре по нахождению примет сентиментализма в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре на компьютере над заполнением таблицы.

 

 

 

 

 

Работа на компьютере: выполнение тестовых заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа (2 ученика) в интернете (Задание даётся когда начинается закреплению нового материала)

 

 

 

Сформулировать вопрос для Живого Журнала (Интернет).

Подготовка слайд- шоу (или презентации)

Работа с Интернет  ресурсами.

9 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 минуты

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 минут

 

 

 

 

 

 

2 минуты

4.05.2009