Урок окружающего мира по теме "Апрель: звуки весны"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в апреле на основе имеющихся у детей представлений;
  • предупредить возникновение опасных ситуаций на воде во время ледохода,
  • дать представление о способе действий в случае возникновения опасности;
  • воспитывать интерес к родному краю.

Учебные материалы.

  • учебник “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградова, Москва, “Вентана-Граф” 2006,
  • фотографии природы весной,
  • карточки с вариантами названий месяца апреля, словами “ледоход”, “мать-и-мачеха”,
  • рисунки для составления схемы,
  • рисунок спасательного круга,
  • диск с записями звуков живой природы,
  • рисунки цветка и листьев мать-и-мачехи.

Ход урока

I. Организационный момент + речевая разминка:

На доске фотографии с видами природы в апреле.

<Рисунок 1>,

<Рисунок 2>,

<Рисунок 3>,

<Рисунок 4>,

<Рисунок 5>.

 

Учитель. Мы продолжаем путешествие в окружающий мир. А о теме нашего сегодняшнего урока давайте попробуем догадаться, рассмотрев фотографии.

Дети подходят к доске, рассматривают фотографии.

У. Где бы вам хотелось оказаться? Почему?

Что вас привлекает?

Кем хочется себя представить?

Ответы детей.

II. Подготовительный этап

У. Какая сфотографирована природа: живая или неживая?

Дети. Здесь есть объекты и живой, и неживой природы, а также то, что к природе вообще не относится.

У. Назовите признаки живой природы.

Д. Дышит, питается, растёт, размножается, умирает.

У. Что на фотографиях относится к живой природе? к неживой природе?

Ответы детей.

У. Наблюдаете ли вы что-то общее на этих фотографиях?

Д. Весна.

У. Как догадались, что это весна?

Дети перечисляют замеченные ими признаки весны.

У. Как вы думаете: это поздняя, ранняя весна или её середина?

Д. Середина весны.

У. Как назовём нашу тему?

Д. “Апрель”.

На доску вывешивается тема.

АПРЕЛЬ

Дети садятся на места.

III. Новая тема

У. Давайте обобщим: что происходит в неживой природе к середине весны.

Ответы детей оформляются на доске в виде схемы.

<Рисунок 6>.

У. Откройте учебники на странице 92. Найдите, как называют апрель. Почему?

Д. Апрель – большая вода.

У. Но есть и другие названия апреля. Славяне называли этот месяц берёзозол.

На доску вывешивается название.

БЕРЁЗОЗОЛ

У. Как вы думаете почему?

Д. В эту пору заготавливали берёзовый сок и берёзкам наносили глубокие раны.

У. Было также название пробудень, потому, что в это время у деревьев и кустарников начинается сокодвижение: они пробуждаются.

На доску вывешивается название.

ПРОБУДЕНЬ

У. А у нас на севере апрель называли снегогон.

На доску вывешивается название.

СНЕГОГОН

У. Догадаетесь, почему?

Д. В это время начиналось бурное таяние снега.

У. И, конечно, самое главное событие апреля в неживой природе – это ледоход.

На доску вывешивается слово.

ЛЕДОХОД

У. Откройте с.93, читаем текст “Ледоход”.

У. На доске мы видим фотографии ледохода в Архангельске. <Рисунок 2> и <Рисунок 5>.

У. Красивое зрелище, но одновременно и очень опасное для тех, кто забывает об осторожности.

На доску вывешивается

<Рисунок 7>.

У. Чего нельзя делать во время ледохода?

Д. Ступать на подтаявший лёд водоёма, близко подходить к воде, прыгать на отколовшиеся льдины.

У. Вот что испытывает человек, попав в ледяную воду: перехватывает дыхание, голову будто сдавливает железный обруч, бешено колотится сердце, пытаясь защититься от холода, организм включает резервную систему теплопроизводства – начинается сильная дрожь. Однако через некоторое время этого тепла становится недостаточно, дрожь прекращается и организм стремительно охлаждается. Дыхание становится всё реже, пульс замедляется. Смерть наступает через 5-15 минут после попадания в воду. Что же делать, если всё-таки очутился в ледяной воде?

На доску вывешивается

<Рисунок 8>.

Держать голову выше над водой;

экономно расходовать силы;

если имеется предмет, за который можно ухватиться, держитесь за него;

зовите на помощь;

ни в коем случае не сбрасывайте одежду, головной убор;

выбравшись на берег, отожмите одежду и, если нет сухой, снова наденьте её, интенсивно двигайтесь.

IV. Физкультминутка

У. Подальше от реки! Пойдёмте прогуляемся по весеннему лесу. Одеваем курточки, сапоги, не забываем про шапки.

Дети имитируют одевание.

У. Идём по дорожке, подпрыгиваем.

Смотрим направо, налево, на небо.

А под ногами-то лужи! Перепрыгнули!

Пробираемся под упавшим стволом дерева.

Вот и подходящее местечко, чтобы посидеть и послушать звуки живой природы.

Дети садятся на места.

V. Слушание звуков живой природы

Включается диск с записями звуков живой природы.

У. Какие звуки живой природы узнали?

Д. Ветер, ливень, лягушка, ручей, синичка, филин, гром, кукушка.

VI. Новая тема (продолжение)

У. Что, кроме животных, относится к живой природе?

Д. Растения.

У. Как изменяется жизнь растений в апреле?

Д. Начинается сокодвижение, распускается верба, появляются первые цветы.

У. Какой цветок появляется первым у нас на севере?

На доску вывешивается слово.

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Каждому на парту выдаются рисунки цветков

<Рисунок 9>

и листьев мать-и-мачехи

<Рисунок 10>

5 учеников рассказывают заранее подготовленный материал об этом цветке.

1-й ученик.

Всюду, где отыщется хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега поднимутся на невысоких толстеньких стебельках золотые цветочки-огоньки мать-и-мачехи.

Когда цветы мать-и-мачехи отцветут, на их месте появятся белые пуховые шарики. Как у одуванчиков, только поменьше. В этих пуховых шариках – парашютики с семенами.

2-й ученик.

Бывает, что путают головки-пуховки мать-и-мачехи с одуванчиками. Но отличить их друг от друга просто: стебельки-цветоножки, на которых поднимаются головки, у одуванчика гладкие-гладкие, а у мать-и-мачехи – с чешуйками.

3-й ученик.

Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрытая белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство – мать-и-мачеха.

4-й ученик.

Мать-и-мачеха – растение многолетнее. Увянут по осени листья, но в земле останется корневище. Разрежет это корневище лопата или плуг трактора – всё равно мать-и-мачеха не погибнет. От каждого кусочка корневища потянутся к свету новые побеги. Поэтому и считают мать-и-мачеху на поле и на огороде очень надоедливым сорняком – бороться с ним трудно.

5-й ученик.

Конечно, в поле и на огородных грядках сорнякам не место. Но где-нибудь у дороги, на откосе, на меже мать-и-мачеха пусть себе растёт и радует нас каждую весну своими золотыми цветочками.

К тому же, мать-и-мачеха – очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.

У. Откройте учебник, самостоятельно прочитайте тексты на с.95-96. Читайте внимательно, чтобы вы сумели ответить на мои вопросы.

Дети читают тексты в учебнике и отвечают на вопросы учителя.

Что узнали о жужелице?

Правильно ли художник изобразил муравьёв? жука?

Почему майский жук считается вредителем?

Много ли пчёл можно увидеть у нас на севере в апреле? Почему?

Как появляется на свет лягушка?

VII. Обобщение.

У. Послушайте стихотворения. О каких весенних явлениях природы в них говорится?

1.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга…

2.

Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.

“Скоро, скоро быть теплу!” -
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба…

3.

Лёд идёт, лёд идёт!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролёт
Проплывают льдины…

Ответы детей.