Урок литературного чтения. М.М. Пришвин "Выскочка"

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • компьютер и проектор, экран, аудиозапись «Звуки природы. Наедине с природой»;
  • книжки-малышки;
  • карточки с пословицами и поговорками, загадками, потешками;
  • картинки с изображением сороки для оформления титульного листа, картинки с сорокой для домашней работы;
  • учебники «Родная речь» 4 класс Л. Ф. Климанова;
  • клей-карандаш, скатерти, фломастеры, карандаши, магниты.

Подготовительный этап:

Столы в кабинете расставлены для работы в трёх группах. На каждом столе: набор дополнительного материала (Приложение 2), модели книжек-малышек (Приложение 3), учебники, клей, фломастеры, стиплеры.

Ход урока

Организационный момент:

Всем говорю я: «Здравствуйте!»
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нём ВЫ и Я!

- Пусть этот урок принесёт нам радость общения.

Сообщение целей и задач урока

- Сегодня у вас урок литературного чтения по теме: М. М. Пришвина «Выскочка» (Приложение 1, слайд 1).

Мы продолжим работу над рассказом М. М. Пришвина «Выскочка» и наполним литературным содержанием книжки-малышки.

Актуализация знаний

1. Характеристика героев

- Назовите героев рассказа «Выскочка» М. М. Пришвина.

(собака Вьюшка, сорока Выскочка, другие сороки)

- Посмотрите на экран и прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Вьюшки (Приложение 1, слайд 2).

(Слова выстраиваются под картинкой)

- Прочитайте слова, которые автор выбрал для описания Выскочки.

 (Слова выстраиваются под картинкой)

- Почему автор выбрал именно эти слова?

(Они помогают показать характер героев)

- Прочитайте эпизоды из произведения, в которых автор дает характеристику собаке и сороке.

(Дети читают эпизоды)

Обобщение:

- М. М. Пришвин желал показать нам характер главных героев.

- Кто из героев вызывает сострадание?

- Ребята, кто из вас знает, что такое сострадание?

(Свободные высказывания детей)

- Вот какое определение дает нам толковый словарь:

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь (Приложение 1, слайд 3).

- Как вы думаете, кому сострадает автор?

(Сороке)

- Прочитайте эпизод, в котором автор сочувствует сороке.

2. Итог:

- Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста.

- Сорока поплатилась хвостом за свою глупость. Но настолько ли глупая птица сорока и какими ещё качествами она обладает, я вам предлагаю ответить в конце урока.

3. Постановка проблемы:

- Ребята, поднимите руки, у кого из вас есть младшие братья и сестры.

- Хотели бы вы рассказать им историю про сороку?

- Я знаю, что вы очень заняты подготовкой к урокам, помогаете дома своим родителям. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в проекте «Книжка-малышка», который поможет познакомиться с рассказом «Выскочка» вашим младшим друзьям.

(на экране определение Проект - это) (Приложение 1, слайд 4).

- Для вас коллективным изделием будет книжка-малышка.

Введение в тему

- Мы отправимся с вами в книжное издательство «Природа и мы» (Приложение 1, слайд 5).

- Вы сидите по группам. У каждой группы своя книжка-малышка, в которой необходимо заполнить страницы. Каждый участник группы по желанию выберет страницу, которую он будет заполнять. Вам необходимо выполнить работу в соответствии с планом (Приложение 1, слайд 5):

  1. Оформить обложку книжки с помощью картинок. Для этого пользуйтесь клеем и фломастерами.
  2. Поместить отрывки из рассказа «Выскочка» под соответствующими иллюстрациями.
  3. Заполнить последние страницы книжек различными жанрами фольклора: 1 группа - пословицами, 2 группа - загадками, 3 группа - потешками, выбрав из предложенного всё, что характеризует сороку.
  4. Защитить свои книжки-малышки. Поможет вам в этом «Звёздочка обдумывания».

Динамическая пауза 1. Настрой на работу.

- Встаньте, возьмитесь за руки в группах, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в работе, и начнём. Время для работы ограничено, вы работаете до тех пор, пока звучат звуки природы. На протяжении всей работы я вам буду помогать.

Работа в группах (звучат звуки природы)

1. Творческая работа учащихся в группах.

Учитель помогает при подборе нужного материала.

2. Динамическая пауза 2:

- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью.

Опустите руки, если было семь сорок.

Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость.

Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.

Защита проектов

- Предлагаю каждой группе по очереди защитить свои книжки-малышки, пользуясь «Звёздочкой обдумывания» (Приложение 1, слайд 7).

Оценивание

  • 1-я группа: защита – оценки
  • 2-я группа: защита – оценки
  • 3-я группа: защита – оценки

(За проявленное творчество, за знание текста, за умение выбрать нужный материал из предложенного, за активное участие в уроке).

Итог урока

1. Рефлексия

- Вам интересно было работать вместе, сообща?

- Вы получили дополнительную информацию о сороке. Считаете ли вы теперь, что сорока – глупая птица? Почему?

(Ответы детей)

2. Обобщение сказанного детьми (Приложение 1, слайд 8).

- Сорока совсем не глупая птица, хотя её поведение нельзя назвать хорошим. Сорока  разоряет гнезда других птиц и  похищает зерно с полей. Однако этот вред не сравним с пользой, приносимой  птицей. Она поедает огромное количество вредных насекомых, таких как: саранча, гусеницы бабочек, долгоносики и даже колорадский жук.

3. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 9).

- Предлагаю вам творческое домашнее задание: подобрать и записать в книжки-малышки произведения, главным героем которых является сорока. Это может быть стихотворение, басня, рассказ, сказка. Или вы можете сочинить свою сказку о сороке, зная её характер.

(каждый ученик получает книжку - малышку в форме сороки)

4. Самооценка

- Ребята, я вам предлагаю оценить наш урок. У вас на столах лежат лепестки, выберете каждый для себя один лепесток, цвет которого наиболее подходит оценке нашего урока. Прикрепите на доску.

- Посмотрите, какой яркий и красивый получился у нас цветик-многоцветик.

- Поблагодарите друг друга за плодотворную дружную работу на уроке аплодисментами.

– Спасибо вам. Урок окончен. До свидания!

30.04.2009