Последний урок в 11-м классе

Разделы: Физика, Информатика


Цели урока:

  • формирование понимания взаимосвязи между изученными явлениями,
  • завершить формирование умения исследовать явления окружающего мира,
  • систематизировать знания учащихся по формированию представлений о физической картине мира.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • компьютер.

Тип урока: обобщающий

Этапы урока:

Элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемое время

Актуализация знаний, умений, навыков

Выявление сформированных понятийных компетенций методологического характера

Участвуют во фронтальном опросе

10 мин

Создание представлений об эволюции картины мира

Показ смены основных идей, понятий, законов, теорий в исторической ретроспективе

Заполняют таблицу

15 мин

Актуализация динамики основных черт современной физической картины мира

Эвристическая беседа, подводящая учащихся к целостному восприятию современной картины мира

Распознают и конкретизируют основные черты современной картины мира

15 мин

Выводы и итог урока

Анализ урока. Анкетирование учащихся

Отвечают на вопросы философского и мировоззренческого характера

5 мин

Ход урока

1. Как видно из истории физики, после открытия новых физических фактов теоретическая мысль всегда стремилась объяснить их сущность с единых позиций. Физике необходима единая система знаний, построенная на фундаментальных принципах, потому что такая система ведет к глубокому единому пониманию мира. (Приложение 1, слайды 1-3)

2. В картине мира ключевым является понятие «материя». Смена картин мира связана с изменениями представлений о материи. Самое общее определение материи даёт философия, рассматривая её как объективную реальность, существующую независимо от человеческого восприятия. К наиболее важным свойствам материи относятся: движение, связь, взаимодействие, пространство и время, структурность и системная организация. (Приложение 1, слайды 4-8)

3. Перейдём к обзору физических картин мира (Приложение 1, слайды 9-11).

Механическая картина мира

В рамках механической картины мира сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности: материя – вещественная инстанция, состоящая из атомов или корпускул; атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, обладают массой. Концепция «абсолютного» пространства и времени: пространство трёхмерно, постоянно и не зависит от материи; время не зависит ни от пространства, ни от материи; пространство и время никак не связаны с движением тел, они имеют абсолютный характер. Все механические процессы подчиняются принципу детерминизма. Случайность исключается из картины мира. Движение – простое механическое перемещение. Законы движения – фундаментальные законы мироздания. Тела двигаются равномерно и прямолинейно, а отклонение от этого движения – есть действие на них внешней силы (инерция). Мерой инерции является масса. Универсальным свойством тел является сила тяготения, которая является дальнодействующей. Принцип дальнодействия – взаимодействие между телами происходит мгновенно на любом расстоянии, т.е. действие может передаваться в пустом пространстве с какой угодно скоростью. Тенденция сведения закономерностей высших форм движения материи к простейшей его форме – механическому движению.

Электромагнитная картина мира

В рамках электромагнитной картины мира сложилась полевая, континуальная (непрерывная) модель реальности: материя – единое непрерывное поле с точечными силовыми центрами – электрическими зарядами и волновыми движениями в нём; мир – электродинамическая система, построенная из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля. В электромагнитную картину мира было введено понятие вероятности. Микроскопическая электродинамика Г. Лоренца дополнила электродинамику Д.Максвелла, которая игнорировала дискретную атомистическую природу вещества, что приводило эту теорию к некоторым противоречиям. Движение – распространение колебаний в поле, которое описывается законами электродинамики. Принцип близкодействия – взаимодействия любого характера передаются полем от точки к точке непрерывно и с конечной скоростью. Реляционная (относительная) концепция пространства и времени: пространство и время связаны с процессами, происходящими в поле, т.е. они несамостоятельны и зависимы от материи. А. Эйнштейн ввёл в электромагнитную картину мира идею относительности пространства и времени. Так появилась общая теория относительности – последняя теория, созданная в рамках электромагнитной картины мира.

Квантово-полевые представления о материи

Материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы. Картина физической реальности в квантовой механике двупланова: с одной стороны в неё входят характеристики исследуемого объекта; с другой стороны- условия наблюдения (метод познания), от которых зависит определённость этих характеристик. При описании объектов используются два класса понятий: пространственно-временные и энергетически-импульсные. Первые дают кинематическую картину движения, вторые – динамическую (причинную). Пространство-время и причинность относительны и зависимы. Движение – частный случай физического взаимодействия. Фундаментальные взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое) описываются на основе принципа близкодействия, скорость передачи взаимодействия конечна и не превышает скорости света. Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они выступают в вероятностной форме, в виде статистических законов. Фундаментальные положения квантовой теории: принцип неопределённости; принцип дополнительности.

4. Современные представления о мире сложились практически целиком на основании достижений науки XX века. Теория относительности радикально изменила наше понимание пространственно- временных отношений, квантовая механика – причинно-следственных связей. Современная космология нарисовала удивительную историю эволюции Вселенной. В физике изучается строение материи на первых структурных уровнях и исходные простейшие формы ее движения во всей Все­ленной, начиная от элементарных частиц (размеры порядка ) и кончая огромными звездными островами — галакти­ками (размерами порядка м). Мегамир включает галактики и звезды; макромир — планетные системы звезд, планеты, окру­жающие нас тела; микромир — молекулы, атомы, ядра атомов, эле­ментарные частицы. Электромагнитное и гравитационное поля вхо­дят в состав мега- и макромира. Если сравнить состав объектов всех трех областей (мегамир, макромир, микромир), то можно сделать важный вывод: все состоит из элементарных частиц, причем в состав вещества в стабильном состоянии входит всего три вида основных частиц. Это протоны, нейтроны и электроны, а электромагнитное поле состоит из фотонов. (Приложение 1, слайды 12-14)

5. Всеобщая причина изменения и движения в материальном ми­ре — взаимодействие. В настоящее время все взаимодействия удалось понять как про­явление четырех исходных, или, как говорят, фундаментальных взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, слабого и сильного. Гравитационное взаимодей­ствие универсально, т. е. имеет место между любыми материаль­ными объектами. Оно убывает пропорционально, т. е. прости­рается па большие расстояния, образуя макроскопическое грави­тационное поле. По сравнению с двумя другими взаимодействиями гравитационное взаимодействие мало. Электромагнитное взаимо­действие проявляется только для электрически заряженных тел и частиц, оно на много порядков больше гравитационного и также образует макроскопические поля. (Приложение 1, слайд 15)

6. Существенный шаг к установлению единства физического знания был сделан, когда был открыт принцип сохранения энергии. Закон сохранения энергии конкретизирует в физике философский принцип неуничтожимости движения как основного атрибута материи. Этот закон превращает философский принцип единства материи в естественно-научный факт. (Приложение 1, слайды 16-17)

7. Заполнение таблицы «Современная картина мира» (Приложение 1, слайд 18)

Мир основан на 48 фундаментальных частицах: 12 лептонов (электрон, мюон, таон, электронное нейтрино, мюонное нейтрино, таонное нейтрино и их античастицы); 36 кварков (верхний, нижний, странный, очарованный, красивый, истинный кварки, причём каждый из них в трёх разновидностях (красный, синий, зелёный) и их античастицы). Многообразие и единство мира основывается на взаимодействии и взаимопревращении фундаментальных частиц. Движение есть проявление фундаментальных взаимодействий (гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого), переносчиками которых являются фотоны, глюоны, промежуточные бозоны и, возможно, гравитоны. Представления об устройстве мироздания складываются на основе разработки единой теории поля, объединяющей все фундаментальные взаимодействия (теория Великого объединения, теория суперсимметрии). Природа рассматривается в движении и развитии. В физике рассматривается диалектический метод (вещество и поле, частица и волна, масса и энергия рассматриваются в диалектическом единстве). Современные представления о мире характеризуют: системность; глобальный эволюционизм; самоорганизация; историчность. Современные представления характеризуются как научно-методологические: объективная картина объекта опосредуется (измерением) методом познания субъекта.

8. Хотя физическая наука охватывает огромную область различ­ных физических явлений, содержит множество законов и выводов, она не является полностью завершенной. Последняя точка в ней никогда не будет поставлена, так как материальный мир много­образен, а знания о нем неисчерпаемы. Несмотря на то, что все отчетливее видна связь между различными типами взаимодействий, саму физическую суть единства мира уловить пока еще не удалось. Человечеству еще придется много поработать, чтобы проникнуть в тайны мироздания.

9. Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов теста.

10. Подведём итоги. Как вы думаете, для чего необходимо владеть знаниями о физической картине мира? Физическая картина мира дает возможность обозреть и представить весь мир, показывает, что мир по­знаваем, что, хотя природа и очень сложна, она подчиняется строгим законам, ее можно понять и использовать в своих целях. Изученные на уроках обществоведения абстрактные законы диалектики наполняются в ФКМ конкретным содержанием (Приложение 1, слайды 19-20).

30.04.2009