Здоровый педагог - здоровые дети

Разделы: Работа с дошкольниками


   Актуальной  проблемой сегодняшнего дня является поиск новых подходов профессиональной самореализации  работников, получение качественных результатов в педагогической деятельности.
Еще основатели педагогической психологии в число приоритетных направлений самовоспитания относили укрепление здоровья. Здоровье педагога имеет самое прямое отношение к его работе, оно представляет и чисто профессиональную ценность. Одним из первых акцентировал на  этом внимание основатель педагогической психологии в России П.Ф.Каптерев «Прежде всего, нужно обратить внимание на развитие силы и укрепление свежести физического организма, - советовал он педагогам еще в 19 веке.- Это забота обуславливается не эгоизмом, а чисто нравственными стремлениями. Хилый физический организм — плохой слуга духовных стремлений, и человек со слабым здоровьем, вечно лечащийся, не может оказать существенной помощи своим ближним, ему, дай Господи, справиться со своими недугами. Поэтому физическое самообразование — есть самый первый и важный вид самообразования вообще...» [ Каптерев П.Ф. «О саморазвитии и самовоспитании». Образование, 1897 № 1, с. 78]
К сожалению, и сейчас еще не  всеми педагогами эта истина осознается в полной мере. А требуемая от воспитателя детского сада высокая работоспособность, активность, выдержка, оптимизм и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлено его физическим, психическим и психологическим здоровьем.
В наши дни медицина достигла больших успехов. Специалисты утверждают: от здравоохранения здоровье человека зависит на 10%, от наследственности — на 20%, от экологии- на 20% и на 50% - от самого человека, его отношения к своему здоровью, приобщению  к физической культуре и приверженности к здоровому образу жизни.
Во многом здоровье воспитанников определяется педагогом, его здоровьем — не только физическим, но и психологическим. Разрабатывая программу развития нашего учреждения «Формирование культуры здоровья у детей, родителей, педагогов» на 2007 — 2012 годы, решили изучить отношение к своему здоровью наших педагогов. Использовали тест «Индекс отношения к здоровью», разработанный Эс Дерябь и В. Ясвиным  [ Директор школы, 1999, № 2]

показатели

2007

2008
(состав коллектива изменился на 30%)

1. заботятся о своем здоровье ради удовольствия

25%

17,2%

2. проявляют большой интерес к проблеме здоровья

18,7%

13,8%

3. ведут активный образ жизни

15,6%

6,9%

4. создают вокруг себя здоровую жизненную среду

9,3%

3,4%

     
Анализ показал, что высокий уровень  сформированности позитивного отношения к здоровью  и здоровому образу жизни изменился менее, чем у половины педагогов. А при обновлении коллектива в 2008 году показатели отношения к здоровью снизились. Поэтому в 2008 — 2009 учебном году мы организовали клуб «Здоровье педагога — профессиональная ценность»,  продолжили работу «Группы здоровья».
На первом занятии клуба мы вели разговор о персональной ответственности человека за состояние своего здоровья. О том, что укрепление и сохранение здоровья требует личного труда. Научиться быть здоровым — важнейший жизненный урок, который каждый должен пройти на Земле.  Спланированы темы встреч:

  • Здоровьесберегающая компетентность;
  • Персональная ответственность человека за состояние своего здоровья;
  • Природа и здоровье;
  • Оздоровление физического тела и сохранение душевного равновесия;
  • Естественные лечебные средства;
  • Развитие навыков разрешения проблем;
  • О рациональном питании;
  • Умение справиться со стрессом;
  • Эмоциональное выгорание и его профилактика.

 На каждой встрече в клубе «Введение в тему» начинает руководитель — заведующая Валентина Родионовна Дергунова, педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ


Рисунок 1

Рисунок 2

Обязательна релаксационная минутка, которую проводит Анна Николаевна Талызина, педагог — психолог высшей квалификационной категории.


Рисунок 3

Рисунок 4

Массаж «9 волшебных точек» и сеанс ароматерапии организует Ольга Юрьевна Евдокимова, медсестра массажа и физио.


Рисунок 5

Рисунок 6

В конце занятия упражнения на поднятие тонуса предлагает Елена Геннадьевна Ирошникова, воспитатель по физической культуре первой квалификационной категории.


Рисунок 7

Рисунок 8

Природа дала нам очень совершенный организм, благодарно отзывающийся на малейшее  благотворное усилие с  нашей стороны. И мы верим в то, что наши встречи в клубе станут благотворными усилиями для нарастания силы Здоровья каждого.
В современных определениях здоровья его значимой характеристикой выступают психологические аспекты — эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности. Для решения проблемы охраны и укрепления психического здоровья дошкольников важно создание в группах детского сада безопасной атмосферы, рождающей у воспитанников чувство защищенности, доверия к миру; развитие детского творчества, коммуникативных умений.
Особо важным условием психологического здоровья детей является педагогическое общение, основанное на отношении к ребенку, как самоценности, сопричастности к нему, на духовной близости с детьми.
Основу профессионального здоровья педагога составляют такие механизмы, процессы и качества:

  • овладение психологической культурой;
  • самовоспитание, саморазвитие;
  • способность и умение сохранять, укреплять, активизировать защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы;
  • работоспособность и эффективность.

    Система работы по формированию культуры здоровья всех участников воспитательно — образовательного процесса «дети — родители — педагоги» помогает коллективу в стремлении сберечь и укрепить физическое, психологическое, профессиональное здоровье. Стараемся прислушаться к словам французского философа и писателя Мишель Монтенью: «Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Здоровье педагога  необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.