Нетрадиционный урок по окружающему миру по теме "Моя Родина". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с символами России.

Задачи:
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи;              
- развивать мелкую моторику;
- прививать любовь к Родине.

Оборудование:
1.Макет устного журнала «Наша речь»
2.Аудиокассета с записью песни «С чего начинается Родина»; гимна.
3.Карточки со словами:
Россия, Родина, Новокузнецк, Кузбасс, триколор, герб, гимн, флаг.
4.Карта Кемеровской области, физическая карта России.

Учитель:
- Сегодня мы проведем необычное занятие в виде устного журнала, который называется «Наша речь» по  теме «Моя Родина». (На  доске журнал)

   

- Могуч и прекрасен наш родной русский язык! И это первая страница нашего журнала.
- Давайте вспомним высказывания великих писателей и поэтов о русском языке, с которыми мы познакомились на неделе литературного чтения.

1 ученик. Александр Сергеевич Пушкин призывал любить и изучать родной язык, так как он является самым «звучным и выразительным языком».

2 ученик. Максим Горький говорил: «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык!»

- А сколько дорогих и важных слов можем мы прочитать самостоятельно!
- В какой стране мы живем? (Россия)
- Возьмите карточку с этим словом и прикрепите ее на страницу нашего журнала.

- Чем является для нас Россия? (Родиной)
- Возьмите карточку с этим словом и прикрепите его.
 Правильно, Россия, Родина - это для всех нас общая, единая. Но у каждого человека есть своя малая Родина- это место, где он родился, живет.
- В каком городе живем мы с вами? (В городе Новокузнецке.)
- Возьмите карточку с этим словом и прикрепите на нашу страничку.
Город Новокузнецк находится в Кемеровской области ( показываю на карте, прикрепляю красный кружок ).
А по-другому наш регион называется Кузбасс.
- Прикрепите и это слово.
- Давайте хором прочитаем эти слова.
(читаем хором)
- Значит, на какие 2 группы можно их разделить?
(1 группа - Родина; Россия)
(2 группа - Новокузнецк, Кемерово)
- Почему?

(Родина, Россия - для всех единая, общая. Кузбасс, Новокузнецк - наша малая Родина)

- И мы открываем 2 страницу нашего журнала.

- Давайте послушаем стихотворение, которое приготовили наши дети. (Дети выходят)
- А вы внимательно  послушайте и постарайтесь запомнить слова, о которых мы с вами говорили. (Дети читают)

Что мы Родиной зовем?
(Владимир Степанов)

1 ученик.     Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом мы с тобой идем.

2 ученик.    Что мы Родиной зовем?
Поле, с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3ученик.    Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим- синим
Флаг России над Кремлем.

- Вам понравилось это стихотворение?
- Поднимите карточку со словом, которое вы услышали.
(Дети поднимают слово «Родина»)
- Сколько раз оно прозвучало в стихотворении?

- Что же мы зовем Родиной?
- Где находится Кремль?
- Покажите на карте Москву.
И действительно, в Москве над Кремлем развивается флаг России. Флаг является официальной эмблемой государства.

И мы открываем 3 страницу нашего журнала, где будем знакомиться с символами нашего государства.

- Рассмотрите флаг России.
- Из скольких полосок состоит наш флаг? (Из трех.)
- Что вы можете сказать о размере полосок? (Одинаковые по ширине и длине.)
- Какого цвета эти полоски ? (Белый, синий, красный.)

В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения:
белый- благородство,
синий- честность,
красный- смелость и великодушие.
- В каком порядке расположены цвета?
А так как наш флаг имеет 3 цвета, то его можно еще называть триколором.
(вывешиваю новое слово на карточке)
- Прочитайте его по слогам.
- Хором.

- У каждого из вас на столе лежит листок с изображением флага. Постарайтесь его разделить на 3 главные части и разукрасить в правильной последовательности по памяти.
(Включаю грамзапись «С чего начинается Родина».)
- Сравните с флагом.
- Правильно разукрасили?
- Поместите свои флаги на странице нашего журнала.
- А что еще является символом России? (Герб, гимн)

1 ученик рассказывает о гербе и показывает:

Герб России представляет собой темно- красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва- столица могучего Российского государства.
Форма герба напоминает щит. На груди орла тоже изображен щит.

Вопросы:
- Кто изображен на гербе России? (Золотой двуглавый орел)
- Какую форму имеет наш герб? (Форму щита)

Рассказывает учитель:

 Гимн России- это торжественная песня. Его исполняют в особо торжественных случаях.
При исполнении гимна встают.
На уроках чтения мы с вами учили слова гимна.
Сегодня у нас такое серьезное занятие, давайте встанем и исполним гимн.
(Включаю грамзапись.  Дети стоя исполняют гимн)
- Тихо сели.
-Что вы почувствовали при исполнении гимна?

Итог :
           -Что нового вы сегодня узнали на уроке?
           -С каким новым словом познакомились?
           -Что оно обозначает?
           -А что вам понравилось на уроке?

(Работа по карточкам.)
- Соедините стрелками название государственного символа и его определение.

Прикрепленное к древку
полотнище определенного
размера и цвета

Официальная эмблема 
государства

Торжественная песня 

Гимн

 Флаг

Герб

4.05.2009