Обобщающий урок по теме "Четырехугольники с использованием компьютерного тестирования"

Разделы: Математика


На протяжении семнадцати лет работы в школе заметила, что при преподавании геометрии очень часто возникают трудности. Ученики не всегда понимают, а как следствие не любят этот предмет. Анализируя ситуацию, пришла к выводу, что одной из причин является не умение работать по готовым чертежам. Ученики не «читают» рисунки к задачам, поэтому им сложно самим сделать правильную иллюстрацию к задаче. Еще одна из причин – это не владение теоретическим  материалом (плохое знание определений, свойств, признаков и т.д.). На своих уроках я стараюсь исправить эти недостатки. В классе мы много работаем по готовым рисункам,  постоянно проговариваем основные понятия. Ученики учатся «не доверять своим глазам».
Кроме того, т.к. в нашу жизнь прочно вошли тесты, то они стали  одной из форм контроля изученного материала для моих учеников. Чтобы успешно справиться с тестом, необходимы знания: как теоретического материала, так и практического. Тест своего рода проверка готовности ученика к контрольной работе. Тест разработан не мной, я нашла его в газете «Математика» еженедельное приложение к газете «Первое сентября» [1], мне он очень понравился и с тех пор я его использую в своей работе. Раньше это был бумажный вариант, сейчас, я использую тест, оформленный мной в виде web-сайта. Сайт сделан по технологии «Конструктор школьных сайтов». Тест  был разработан под учебник геометрии Погорелова А.В., поэтому там присутствуют задания по темам: «Средняя линия треугольника» и «Средняя линия трапеции». При преподавании геометрии 8 класса по учебнику Атанасяна Л.С. эти темы не входят в главу «Четырехугольники». Они рассматриваются позже. Выход из этой ситуации я нашла следующий: отвожу один урок на рассмотрение определений и свойств средней линии треугольника и средней линии трапеции (свойства принимаем пока без доказательств)   и решению простейших задач на эту тему. А в тесте на страницах, где встречаются задачи по этим темам, существует переход на краткую теорию. Практика показала, что большинство учащихся справляется с задачами неплохо.
На фестиваль педагогических идей «Открытый урок» предлагаю  обобщающий урок  по геометрии для 8 класса  тема «Четырехугольники».

Цель: повторение темы, обобщение, систематизация знаний, умений и навыков по теме «Четырехугольники»; подготовка к контрольной работе.
Оборудование:  компьютеры, мультимедиа проектор, листочки с капиркой.

Урок рассчитан на 2 часа.

Ход урока.

I. Слова из «Словаря».

Цель:повторить правописание основных терминов темы, повторить основные определения.
Ученикам диктуются слова, все молча записывают, затем один из них проговаривает его по слогам и «защищает» по вопросам учителя.
1.    Четырехугольник.
Вопросы: а) дать определение четырехугольника.
б) какие виды четырехугольников знаешь?
2.    Диагональ.
Вопросы: а) дать определение диагонали.
б) когда диагональ можно назвать биссектрисой?
3.    Биссектриса.
Вопросы: а) дать определение биссектрисы угла четырехугольника.
б) в каких фигурах диагонали являются биссектрисами?
4.    Периметр.
Вопросы: а) что называют периметром?
б) чему равен периметр ромба?
5.    Гипотенуза.
Вопросы: а) в какой фигуре находится этот элемент?
б)  дать определение.
в)  в прямоугольном треугольнике один из катетов 30°, каким равенством связаны гипотенуза и катет в этом треугольнике?
6) Параллелограмм.
Вопросы: а) дать определение.
7)  Прямоугольник.
Вопросы: а) дать определение.
8) Ромб.
Вопросы: а) дать определение.
9.    Квадрат.
Вопросы: а) дать определение.
10.   Трапеция.
Вопросы: а) дать определение.
б) указать виды трапеций.

II. Работа по готовым чертежам.

Цель:приучить учеников анализировать условие задачи, ни чего не принимать на веру, учить применять свойства фигур (пропедевтикакурса стереометрии).
Вопросы ко всем чертежам:
a) Что можно сказать по чертежу? (Можно ли точно сказать какая это фигура? Что нужно исправить, чтобы было точно?)
б) Что можно найти по рисунку?

       

III. Работа под копирку.

Цель:проверить, как усвоены свойства фигур; самопроверка.
Ученики письменно отвечают на вопрос учителя. Сам вопрос не записывается.

  1. Диагонали равны у ....
  2. Противолежащие углы равны у ....
  3. Диагонали взаимно перпендикулярны у ...
  4. Противолежащие стороны равны у ...
  5. Диагонали являются биссектрисами у ...
  6. Диагонали равны и являются биссектрисами у ....

Листочки с ответами сдаются учителю, но у учеников остаются ответы в тетрадке. Правильные ответы на доске ученики проверяют себя и сами себе ставят карандашом оценку в тетрадке.

IV. Четырехугольники в жизни.

Цель:межпредметная связь.
Параллелограмм дает определение  прямоугольнику,   ромбу;   в жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жесткости проведена диагональ.
Прямоугольник несет красоту, стройность, четкость. Это стены домов, пол, потолок, грани карандашей.
Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. Плиточники укладывают плитки в виде ромба, квадрата - из них получаются красивые узоры.
В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машину, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обоженном участке в шахматном порядке, т. к. кожа имеет свойство, расти во всех направлениях; со временем промежутки между квадратами зарастают.
В сельском хозяйстве применяют квадратно - гнездовой способ посадки культур - урожай при этом лучше; этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.
В физике применяют параллелограмм для изучения расположения сил, при нахождении равнодействующей силы. Считают прямоугольник, квадрат статичными фигурами, а ромб и параллелограмм - динамичными.

V.  Решение задач.

Цель:закрепление основных знаний, умений,  навыков. Умение применять их при решении задач.
1 - ая задача: используются готовый рисунок.

2 -ая задача: Через вершину С равнобедренной трапеции ABCD проведена прямая, параллельная боковой стороне АВ. Она пересекает большее основание AD в точке К. Периметр трапеции равен 37см. DK=6см, АК=9см. Вычислите: а) длину средней линии трапеции; б) Периметр треугольника KCD.

VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Задача. Через вершину М т равнобедренной рапеции КМРТ проведена прямая, параллельная боковой стороне РТ. Она пересекает большее основание КТ в точке Е. Периметр треугольника КМЕ равен 37см, МР=7см, КЕ=4см. Вычислите: а) длину средней линии трапеции; б) периметр трапеции.

VII. Работа с тестами.

Цель:контроль усвоения знаний учениками.
Тест сделан в виде web-сайта. Сайт сделан по технологии «Конструктор школьных сайтов». Инструкция по работе с тестом расположена в приложении3. Сам тест в приложении4. Коды оценок – приложение1. Коды правильных ответов – приложение2.

Литература

1. Р. Хамитов. Тест – обучающая программа. / Математика № 48 / 1996.