Из опыта работы по экологическому воспитанию

Разделы: Внеклассная работа


В условиях современного сильного и разностороннего воздействия на природную среду все более возрастает значение экологического образования школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни на Земле вызывает необходимость модернизации обновления всей системы учебно-воспитательной работы, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.

Современная школа должна воспитывать у школьников экологическую культуру, которая включает экологические знания, экологическое мышление, оправданное поведение, культуру чувств.

В воспитательной работе мы пытаемся обеспечивать образованность, общекультурный уровень развития личности и индивидуальных особенностей каждого учащегося; реализовать потребности школьников в саморазвитии и самообразовании.

Развиваем систему воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, координируем деятельность всех звеньев системы: базовое и дополнительное образование, школа и социум, школа и семья.

В природоохранной деятельности большой удельный вес должно занимать экологическое воспитание подрастающего поколения, повышение их экологической грамотности, формирование активного отношения к проблемам экологии.

Содержание работы вырабатывается в соответствии с современными подходами к пониманию проблем окружающей среды, так и бережного отношения к природе, заключается в организации массовых природоохранных кампаний; проведении экологических операций, организации научно-исследовательской работы, деятельности эколого-биологических кружков.

Экологическое образование должно быть непрерывным, поэтому начинается с начального звена, с изучения курсов: “Окружающий мир”, “Мир и человек”, “Мир вокруг нас”, “Сельскохозяйственный труд”. Чимитова Ж.Ц., учитель начальных классов, составила рабочую тетрадь по экологии, задачи повышенной трудности по агроэкологическому направлению. Почти у всех учителей учебные программы экологизированы.

В нашей школе введен предмет “экология”, изучается в 9 – 11 классах. Проводятся предметные недели, в том числе и неделя экологии.

Параллельно с учебными курсами проводится большая исследовательская работа, направленная на изучение экологического состояния территории села. Результаты этой работы представляются учащимися на внеклассных мероприятиях, во время школьных, районных и республиканских конференций. Учащиеся изучают видовой состав растений, их биологические особенности, оформляют стенды, собирают гербарии, изучают лекарственные растения. Наши школьники принимают активное участие в различных конференциях, выезжают в районный профильный лагерь юных экологов в село Буй. Так, в 2002 году 5 учеников представляли делегацию Бичурского района на Межрайонной конференции “Этноэкологические традиции народов Прибайкалья”, где работа Бадмаева Батора была засчитана из 9 работ одной из лучших.

Шибертуйская средняя школа совместно с учеными БГУ написали проект “Охрана и восстановление елового леса в селе Шибертуй”. На правом берегу речки Шибертуйки в окрестности села растет еловый лес с голубыми елями, являющийся уникальным памятником природы. В 1998 году была создана учебная тропа природы “Хасуури”, направленная на решение 4 задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне. Были созданы станции: “Удивительное – рядом”, станция “Родник”, станция “Хижина”, “Голубые ели”, “Чудо-дерево”, “Каменные острова”, “Муравьиный город”. Кроме голубой ели в еловом лесу обнаружено 2 вида травянистых растений, которые занесены в Красную Книгу Бурятии. Оба вида сокращают численность, так как очень декоративны и их собирают на букеты, вытаптывает скот, засыпаются бытовыми отбросами с подворий сельчан ”. Само название “учебная тропа природы” можно понимать, как “мы изучаем природу” и как “природа нас учит”. Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

Традиционными стали такие акции как “Природа ждет твоей помощи”. В рамках акции проводятся экологические операции “Чистое село”, “Чистая речка”, “Чистый микрорайон”. Организовано движение с целью выявления самой чистой улицы, объявлен конкурс “Самый лучший двор”. Школьники первыми выходят на уборку своих улиц, к ним подключаются взрослые.

С привлечением учащихся и школьной техники упорядочены мусорные свалки села и ликвидированы несанкционированные свалки. Ребята проводят агитацию среди взрослого населения, для того, чтобы мусор вывозился на отведенные места свалок мусора.

Каждый год производится экодесант на местное водохранилище с целью очистки территории зоны отдыха от бытового мусора.

Операция “Чистая речка” также стала ежегодной. Речка Шибертуйка протекает по селу, ребята, разделившись на группы, убирают ее от бытового мусора, листьев и.т.д.

В 2001 году при школе было создано школьное лесничество. Члены лесничества ежегодно участвуют в посадке и прополке саженцев в лесу. В марте 2005 года в Улан-Удэ проходил семинар ученических производственных бригад и школьных лесничеств, учащиеся 8 класса участвовали в работе школы-семинара.

Регулярно проводятся субботники, трудовые десанты, зеленые патрули, разнообразные экологические акции и операции, экскурсии, как в учебное, так и в каникулярное время. Так, летом 2003 года трудовой и природоохранной деятельностью были охвачены все дети.

В 2004 году в период летних каникул лагерь труда и отдыха был разделен на 2 профиля: экологический и спортивный, работал 3 сезона. Программа деятельности лагеря в 2004 году была направлена на экологическое образование, организацию отдыха и оздоровления детей. Были поставлены задачи на экологическое просвещение учащихся и учителей через организацию и проведение летних научно-исследовательских конференций на экологические проблемы. Учащиеся младших классов изучали курсы по экологии, стали слушателями федеральной заочной экологической школы.

Традиционным стало проведение месячника “Природа и человек”, в рамках которого проводятся разнообразные конкурсы: “Юный эколог”, “Мой край родной Шибертуй”, “Лес – наше богатство”, классные часы, экологические патрули, трудовые десанты, субботники, разнообразные экологические акции и операции. Каждый год проводятся конкурсы рисунков, стихов, песен, плакатов на экологическую тему. В этом учебном году в план был включен экологический праздник “День Земли”.

В системе школьного экообразования работают эколого-биологичекие кружки: “Юный биолог”, “Растениеводов”, “Животноводов”, “Цветоводов”; кружки декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, система воспитания учитывает все направления воспитательной работы: физкультурно-оздоровительная деятельность, нравственно-патриотическое воспитание, трудовое и экономическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, поисково-исследовательская деятельность, формирование экологической культуры учащихся.

Важным элементом является воспитание экологической культуры подрастающего поколения, повышение их экологической грамотности, формирования активного отношения к проблемам экологии. Мы следуем тем традициям, по которым жили наши предки. Они испокон веков бережно относились к местам, в которых обитали, считалось, что любая местность, дерево, растение имеет своего духа-хозяина, наши предки умели мудро пользоваться природными богатствами. Природа была не только домом и кровом, а основой и условием благополучия, радости, здоровья и долголетия.

Список использованной литературы

  1. Сельская школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы республиканской научно-практической конференции 12–13 апреля 2001 год.
  2. Воспитание сельского школьника. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Москва, 2002 год.

26.04.2009