Реализация компонентов деятельностного подхода в преподавании физики: проектная деятельность с применением ИКТ

Разделы: Физика


Современная система образования, по мнению А. С. Полата,  должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. И применение проектной деятельности способно решить основную задачу современной системы образования. Проект на основе информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

Проектная деятельность учащихся при выборе содержательной области проектов, способствует развитию креативности, возможности раскрытия и реализации своей внутренней фантазии с помощью компьютерных технологий, приближает результат процесса профессионального самоопределения.

Проектная деятельность позволяет изучить материал выходящий за пределы учебной программы, используя наиболее полную информацию как из традиционных источников (книги, словари, энциклопедии), так и из сети Internet. При этом учащиеся обучаются работе в Сети, поиску информации, использованию различных поисковых систем. В процессе работы над проектом происходит не просто накопление знаний, но и их реорганизация.

Метод проектов позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося.

Проиллюстрируем использование проектной деятельности учащихся с применением ИКТ на примере проекта «Измерение температуры». 

Название проекта: презентация по теме «Измерение температуры».

Предмет — физика.

Классы — 8, 10.

Тип проекта:

  1. по характеру доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный;
  2. по профилю знаний - монопроект;
  3. по характеру координации - с открытой координацией;
  4. по уровню контактов – внутренний;
  5. по количеству участников – групповой;
  6. по продолжительности – средней продолжительности.

Проблемный вопрос: как оформить презентацию по теме «Измерение температуры» (Приложение 1)?

Краткое описание проекта.  Учебный проект, направленный на эффективное обобщение материала по теме «Температура. Энергия теплового движения молекул».

Характер ученической деятельности предполагает отбор и систематизацию материала.  Отдельным  этапом проекта становится защита работы. 

Цели и задачи проекта:

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении данной темы. Систематизация знаний.

Воспитательная: создание «продукта», востребованного у других.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.

-  Познавательные: знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

- Общеучебные: отбор и систематизация материала, его реферирование; использование ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публичное представление результатов исследования.

Алгоритм проведения проекта

1 этап - постановка проблемы. Школьники выбирают определенную тему исследования. На этом же этапе, в самом первичном виде, определяются параметры систематизации.

2 этап - уточнение направления исследования. Под руководством преподавателя определяется круг источников информации, на основе которых будет проходить исследование. Внимание учащихся обращается на необходимость учета «достоверности» используемых источников, их грамотного цитирования.

На этом же этапе рекомендуется определить сферу деятельности, за которую отвечает каждый участник проекта; временные рамки выполнения работы. Если проект носит индивидуальный характер – необходимо уточнить последовательность действий учащегося.

Характер ученической работы подразумевает исследование литературы, Интернет-ресурсов и т.д.; подбор иллюстративного материала, его оформление.

3 этап – объединение и систематизация собранного материала.

4 этап – оформление работы.

5 этап – представление результата работы. В зависимости от объема и поставленных педагогических задач, представление итогов работы может быть проведено или на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии. Желательна организация дискуссии.

6 этап – подведение итогов. Рефлексия.

На какое количество учебных часов рассчитан проект — 2-3 недели.

Какой результат ожидается «на выходе»:  презентация по теме «Измерение температуры».

Возможности развития проекта - предполагается, что по аналогичной схеме могут быть проведены обобщающие проекты по целому ряду крупных тем.

Принципы оценивания результатов работ.

Критериями оценки проведенной работы  могут быть:

  • выделение главного;
  • успешность сравнительного анализа;
  • достоверность использованных источников;
  • полнота информации;
  • общее впечатление от оформления.

Литература

1. Статья и презентация Е. С. Полата «Метод проектов»;

2. О. Ф. Кабардин  «Физика», справочные материалы, Москва: «Просвещение», 1991 г.;

3. В. А. Касьянов «Физика 10 класс», Москва: «Дрофа», 2002 г.;

4.  Э. М. Браверман «Вечера по физике в средней школе», Москва: «Просвещение, 1969 г.;

5. О. Ф. Кабардин «Внеурочная работа по физике», Москва: «Просвещение», 1983 г.;

6. Электронное программное обеспечение «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2003 г.;

7. Электронное программное обеспечение «1C:Школа. Физика, 7-11 классы, библиотека электронных наглядных пособий», под редакцией Н. К. Ханнакова, 2004 г..