Мастер–класс по теме "Нетрадиционные приемы работы со словом в системе развивающего обучения"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: познакомить и научить некоторым приёмам работы со словом.

- Ребёнок, поступающий в первый класс, уже читает. Хорошо это или плохо? Почему? Многие проблемы, с одной стороны, снимаются. Ребёнок уже может прочитать самостоятельно задание, его чтение может быть образцом для других. В работе учитель опирается именно на таких детей. В чём же минусы?

Для многих детей потерян, пропущен период работы над звуком, что ведёт к проблемам грамотного письма, в особенности с написанием слов с непроверяемыми орфограммами. С такими словами дети встречаются на первых страницах " Азбуки" и число таких слов к концу курса начальной школы достигает внушительной цифры (более 500 слов).

Моя практика и практика моих коллег показывает, что работа со словарными словами не должна ориентироваться на механическое запоминание слов, а должна быть направлена на активизацию мыслительной деятельности и память учащихся. Необходим преобразующий характер деятельности, когда учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности, путём включения ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя. Всё это достигается с помощью специальных приёмов обучения, некоторым из которых я вас сегодня научу.

ПРИЁМ № 1 (фронтальная работа)

На доске слова:

1 декабря

День рождения

8 Марта

5 июля

вторник

23 февраля

4 апреля

День Учителя

- Прочитайте. Какие задания можете предложить с этими сочетаниями слов? (разделить на группы: праздники и не праздники)

- Назовите праздники (День рождения, 8 Марта, День Учителя)

- Что мы делали? (классифицировали, анализировали, использовали жизненный опыт)

ВЫВОД: этот приём направлен на отработку умений классифицировать предметы, выражения. В результате дети выявляют признаки сходства и различия, группируют, т.е. анализируют и синтезируют информацию.

Классификация Анализ и синтез

ПРИЁМ № 2 (работа в парах)

- Возьмите карточки, которые лежат на столах и составьте слово.

ПРАЗДНИК ПРАЗНИК

- Что заметили? (разное написание слов)

- На какую орфограмму это слово?(непроизносимый согласный в корне)

- Как проверить? (подобрать проверочное слово. Празден не является проверочный словом, т.к. это разговорное выражение. Проверить нельзя, значит это словарное слово)

- Где можно проверить свои предположения? (в орфографическом словаре)

- Какие дидактические приёмы развивающего обучения были реализованы? (преобладание теоретического материала, поисковая деятельность, развитие всех и каждого)

ВЫВОД: работая в поисковых группах, дети решают проблемную ситуацию и самостоятельно открывают орфографическое правило

коллизия разрешение проблемной ситуации; правильное написание

ПРИЁМ № 3 (работа в парах)

- Откройте конверты. Выберите только те открытки, в поздравлениях которых есть слово " праздник" или однокоренное ему слово. Прочитайте.

- Для чего придумали открытки? (писать пожелания, поздравлять с праздником)

- Для чего мы пишем пожелания? (выставка книг с пожеланиями)

- Для чего проводится выборочная работа со словом?

ВЫВОД: выборочная работа со словом помогает ребёнку вчитываться, осмысливать, анализировать и в результате подготавливает к умению пользоваться тестовым материалом.

Выборочная работа со словом подготовка к умению пользоваться тестом

ПРИЁМ № 4 (индивидуальная работа)

- Слово - друг и враг. Любое слово, как магнит, притягивает к себе разные эмоции: положительные и отрицательные (пример).

- Так и праздники бывают разными и настроение в праздник может быть разным. Какие ассоциации вызывает у вас слово "праздник"?

праздник  
+ -

- Прочитайте, что у вас получилось. А у меня так.

- Опираясь на слова- ассоциации, дайте определение слову "праздник".

- Где можно узнать лексическое значение слова?

- Проверьте, совпало ли ваше мнение с трактовкой словаря.

- Какой вывод можно сделать? (праздник- день торжества, выходной день, день игр и развлечений).

ВЫВОД: благодаря подбору ассоциаций, создаются слово-образы, необходимые при написании сочинений, творческих работ.

ассоциации слово-образ

ПРИЁМ № 5

- Можем ли мы знания, которые сегодня получили , применить в жизни? Где? Как?(использовать в написании открыток, телефонных звонках)

- Я предлагаю сделать экспресс-газету в стиле японского стихотворения синквейн, в котором рифма значения не имеет. Что это такое?(экспресс-что-то очень быстрое)

КТО?

КАКОЙ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

(стихотворение записывается на шаблоне цветка)

- Что у вас получилось? А у меня так.

- Чего не хватает в газете? (названия)

- Придумайте название, в котором было бы слово " праздник".(С ПРАЗДНИКОМ! С ПРЗДНИКОМ,8 МАРТА! С ПРАЗДНИКОМ ВЕСНЫ!)

- Это был последний приём, с которым я вас хотела познакомить, который чаще всего используют в итоге урока. Как он называется?(рефлексия)

- Для чего нужна рефлексия на уроке?

ВЫВОД: рефлексия - неотъемлимый этап любого урока. Обобщив полученные знания и приведя их в систему, учащиеся включаются в практическую деятельность творческого характера.

Рефлексия практическая деятельность

- Вы увидели некоторые приёмы работы со словом. В своей деятельности я применяю также и метод проектов. Дети самостоятельно делятся на группы, планируют свою работу, подбирают и анализируют информацию. Результатом этой работы являются творческие работы и их защита.

- Такое планомерное и систематическое использование данных приёмов, даёт возможность повысить эффективность обучения непроверяемых орфограмм, что доказывается стабильно высоким результатом выполнения письменных контрольных и текущих работ.