Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Ярмарка"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание педагогических условий для знакомства с культурными традициями, историей своего края.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить с понятием "ярмарка", Ирбитская ярмарка.

Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
  • развивать познавательную активность.

Воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог;
  • воспитывать умение работать в группах.

Коррекционные:

  • развивать ориентировку в малом пространстве;
  • развивать переключение внимания.

Оборудование:

  • Выставка изделий народных промыслов, ремёсел.
  • Компьютерная презентация " Ирбитская ярмарка"
  • Работа с рисунками-схемами.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята. Повернитесь ,поздоровайтесь с гостями.

II. Актуализация знаний

У. К нам сегодня пришёл необычный гость. Хотите узнать кто это?

Отгадайте загадку:

Красная рубашка,
С бубенчиком колпак.
На штанах заплатка,
Весёлый чудак!
Забавная игрушка,
А зовут его :

(выходит Петрушка)

(звучит музыка, фрагмент №1 )

Петрушка:

- Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в " Путаницу". Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно.

Готовы? Начинаем.

Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только::
Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у :::

Болтали час передышки
В цветастых платьицах :::.

При всех помериться силёнкой
Конечно любят лишь :::..

Ш. Открытие новых знаний.

1. Введение нового понятия.

У. Петрушка приготовил для вас задание. (Петрушка раздаёт задание детям)

Кто желает выполнить это задание у доски?

(Один ученик выполняет работу у доски, остальные ребята на своих местах.)

(звучит музыка, фрагмент №2 )

Задание:
  1. Рассмотрите таблицу.
  2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.
  3. Составьте из данных букв слово.
  4. Запишите получившееся слово в пустых клетках.
  5. Прочитайте это слово.
  6. Что означает это слово.
В

В

В

Я

В

В

В

В

Х

Р

Х

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

М

А

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

А

Н

Н

Д

Д

Д

Р

Д

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

Л

(На карточках у детей получается слово "ярмарка")

У. Проверим работу. (Во время выполнения учитель обходит группы и контролирует выполнение)

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Ярмарка.

У. (открываю карточку на доске со словом "ярмарка")

Итак, сегодня мы отправляемся на ярмарку!

2. Постановка проблемного вопроса.

У. Ребята, что означает слово "ярмарка"?

(Дети высказывают свои предположения.)

У. Предлагаю поработать по группам. Необходимо познакомиться с данным понятием в толковых словарях разных авторов.

(Капитан получает инструкцию, задание и рабочие листы.)

(звучит музыка, фрагмент №3 )

Инструкция для капитана.

Возьми пакет с заданием.

Прочитай задание для группы.

Организуй выполнение задания.

Определи, кто из участников группы представит отчёт классу.

Подними сигнал о выполнении работы в группе.

У. - Внимание, группы! Вам нужно:

План работы в группе.

  1. Взять пакет с заданием для группы.
  2. Прочитать задание.
  3. Выполнить задание на рабочем листе.
  4. Подготовить отчёт по плану.
  5. Представить отчёт группы.
  6. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

Задание для групп.

Группа № 1.

Вам дан толковый словарь В. И. Даля.

Задание.

  1. Прочитайте статью, перепечатанную со страницы словаря.
  2. Возьмите маркер.
  3. Выделите самые главные черты ярмарки.
  4. Вам помогут следующие вопросы:
  5. Как часто проходят ярмарки?
  6. Какое количество товаров продают?
  7. Устно приготовьте отчёт по плану.
  8. Сделайте выводы при общем ответе.

План отчёта группы.№1.

  1. Наша группа работала с толковым словарём Владимира Ивановича Даля.
  2. Мы узнали, что ярмарку ещё называли ------------------- .
  3. Главные её черты - организовывалась ---- в году, товары продавались в ------------------------ количестве.
  4. У нас в стране были следующие ярмарки -------------------------, ---------------------, ---------------------, ----------------------- .

Предполагаемые ответы: ярмонка, 1-2 раза в году, в большом количестве.

Группа №2.

Вам выдан толковый словарь С. И. Ожегова.

Задание:

  1. Прочитайте статью, перепечатанную со страницы словаря.
  2. Возьмите маркер.
  3. Выделите самые главные черты ярмарки.
  4. Вам помогут следующие вопросы:
  5. Где устраивались ярмарки?
  6. В какое время они устраивались?
  7. Что обычно устраивали на ярмарке?

План отчёта группы № 2.

  1. Наша группа работала со словарём Сергея Ивановича Ожегова.
  2. Мы узнали, что ярмарку устраивали в -------------------- время, в -------------------------- месте.
  3. На ярмарке обязательно были --------------------- !

Предполагаемые ответы: в одном и том же месте, в одно и то же время, увеселения.

Группа №3.

Вам выдана Латышевой Д.И. Родная история.

Задание:

  1. Прочитайте определение слова "ярмарка".
  2. Возьмите маркер.
  3. Выделите главные черты ярмарки.
  4. Вам помогут следующие вопросы:
  5. Что обозначает торговля оптом?
  6. Чем отличается базар от ярмарки?

План отчёта группы № 3.

  1. Наша группа работала с книгой Латышевой Д. И.
  2. Мы узнали, что на ярмарке продавали товар -------------, то есть -------------------, ---------------.
  3. Базары бывали ----------- ------------, а ярмарки- ------------- в году.

Предполагаемые ответы: оптом, помногу, ( возами, мешками:); каждую неделю, несколько раз в году.

После 3-5 минут работы, во время которых учитель проходит и контролирует выполнение работы, на доске появляются следующие признаки:

3.Отчёт каждой группы.

У. Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы внимательно слушают.).

(Учитель, после отчёта каждой группы, переворачивает на доске карточку с главными чертами ярмарки).

Физ. пауза для глаз.

(В классе развешены карточки с названиями изделий, которые делали ремесленники.)

У. среди них карточки с названиями изделий, которые делали ремесленники. Посмотрите вокруг. В классе находятся карточки со словами. Найдите следующие:

гончар - кувшин из глины;

ювелир - брошь, кольцо;

пекарь - каравай, пирожки;

скорняк - шуба, мех;

чеботарь- сапоги.

(лишние слова: лапти, поднос, печь)

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (УЧАСТВУЮТ УЧИТЕЛЬ И 2 УЧЕНИКА)

У. Всё верно. Молодцы.

1 уч. Мы хотим вас познакомить с Ирбитской ярмаркой.

Торг в Ирбите складывался стихийно, сам собой. Официально узаконили ярмарку в 1643 году.

Слайд №1. Герб или общий вид Ирбита.

Торг, вроде бы, местного значения рос, креп необычайно быстро. " Слухом земля полнится"-- по всему белу свету разлетелась весть об Ирбите.

2 уч. Для купцов европейской части России, и для сибирских становится выгодно-. покупать и продавать товар именно в Ирбитской слободе-на стыке территорий, границе.

Слайд №2.. Карта, где отмечен Ирбит.

Уже тогда Ирбитская ярмарка занимала важное место во внешней торговле с Англией, Голландией, Швецией, Польше.

1 уч. Открывалась ярмарка в феврале. Зима, суровые морозы, бездорожье, санный путь, немыслимые расстояния. Шли обозы на Ирбитскую ярмарку.

Слайд №3. обозы, санный путь.

Много продавали здесь пушнины, меха. Мировые цены на пушнину или "мягкое золото" окончательно складывались именно в Ирбите. Треть всех товаров - меха.

Слайд №4. Промысловики со шкурами.

2 уч. Со второй половины 17 века здесь появляются китайские и бухарские товары.

У. В начале 18 века ( 1700-1721г.) первое место на Ирбитской ярмарке стало за тканями. Дорого стоило в то далёкое время одеться для выхода на праздничную улицу. Аршин (71 см) английского сукна стоил 75 копеек. В то же время пуд ржи (16 кг ) стоил от полутора до 3 копеек. Многие предпочитали домашнее сукно. Простой тканью подчас торговали на вес, прося за фунт (------) 15 копеек.

Слайд №5. Ткани, изделия из них.

2 уч.Торговал Ирбит и сковородками. В его таможенных книгах они часто назывались БЛИННЫМИ. Вот видать с каких пор любят блины по Сибири и Уралу!

Из медных изделий преобладала посуда, в том числе ковши для кругового застолья, называемые БРАТИНАМИ, а также ЕНДОВЫ-большие открытые сосуды для розлива питий.

Оловянная посуда была представлена тарелками, рюмками, кружками

1 уч. Но в основном посуда на Руси делалась из дерева. Одних только ложек за ярмарочный месяц расходилось 125 тысяч.

Слайд №6. Изделия из дерева.

2 уч. "Заносились" через слободу в Сибирь товары и новые, невиданные-корица, перец, гвоздика, рис, сахар.

(Ученик показывает поднос с товарами.)

Сахар ценился втрое-вшестеро дороже меди.

У. О чае, достойном товаре Ирбитской ярмарки, стоит рассказать отдельно.

Чай доставлялся из Китая через Байкал по санному пути, по Ангаре-водному пути, а также по Чусовой, Волге, Каме.

ПОЛГОДА-не меньше-в дороге, день за днём! Весь путь 11 тысяч вёрст. А ещё доставляли чай из Индии, Цейлона. Поэтому его так ценили! И до тех пор, пока не построили железные дороги, этот продукт самым дешёвым был именно на Ирбитской ярмарке.

Слайд№7

1 уч. На самой широкой улице города Главной почти во всю её длину во время ярмарки стоял сундучный ряд. Сундуки невьянские, тагильские, вятские и малым числом-ирбитской работы. С ярмарки сундуки расходились по ближним и дальним городам, сёлам, ставились хозяйками в горнице горками.

Слайд№8.

2 уч. Всякий участник ярмарки-одновременно и продавец, и покупатель. Были здесь и балаганщики, и зеваки!

Справочная книжка тех времён подчёркивала: " Стоит закрыться хотя бы на 1 год ярмарки Нижегородскую, Ирбитскую-и можно увидеть, что вся торговля и промышленность остановится".

Слайд № 9. (Общий вид ярмарки.)

У. Ну а какая ярмарка без детских игрушек?! У девчушек и мальчишек глаза разбегаются. Тут и мячи, и куклы, и гармошки, и дудки, и зверушки разные из глины и дерева. (Подходим с детьми к выставке и берём игрушки для игры)

Петрушка.

Вот они! Вот они!
Детские подарки.
Красивы и ярки!
Дудки, хлопушки!
Бубны, побрякушки.
Налетай, выбирай!
Выбирай, забирай!
Вот они! Вот они!

У. Разве устоит, какой отец перед такой красотой! Обязательно купит ребятишкам или бубен, или нарядную куклу.

Физ. Пауза. Игра-развлечение.

(Инсценировка русской народной песни.)

- Где был Иванушка?

-На ярмарке.

-Что купил Иванушка?

-Курочку.

Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

-Где был Иванушка?

-На ярмарке.

-Что купил Иванушка?

-Уточку.

Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Уточка по лужицам взад вперёд идёт

Иванушка в горенке песенки поёт.

-Где был Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил Иванушка?

-Барашка.

Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

Барашек на лугу травку жуёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

-Где был Иванушка?

-На ярмарке.

- Что купил Иванушка?

- Коровушку.

Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

Барашек на лугу травку жуёт.

Коровка детям молоко даёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.

Садимся на свои места.

4. Итог урока.

У. -Назовите тему урока.

- Что такое ярмарка?

--Что помогло вам получить эти знания?

5. Домашнее задание.

У. Дома я предлагаю вам выполнить следующее задание:

  1. На первом листе придумать и записать шутки- прибаутки, которые могли бы звучать на Ирбитской ярмарке.
  2. На втором листе раскрасить только те товары, которые могли продаваться на ярмарке в 17-19 веках.

6. Рефлексия. Звучит музыкальный фрагмент №4.

(Самооценка учащимися деятельности на уроке.)

"Волшебная лестница знаний"

У. Попробуйте определить. Насколько вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний".

  • красный цвет, если испытываете трудности;
  • жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но были небольшие трудности;
  • зелёный цвет, усвоили новое знание, материал мне понятен.

Петрушка:

Вы замечательно поработали!
Вот Вам и конфетки -
Налетай, не ленись,
Взрослые и детки.

Петрушка угощает детей и гостей сладостями. Заранее на подносах приготовлены конфеты-петушки детям, карамель и шоколадные для гостей.

У. Урок окончен. Спасибо за работу.

Литература:

  1. Беловинский Л. Б. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.
  2. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., "Астрель", 2005.
  3. " Делу время, потехе час". - М., Дет. Лит., 1988.
  4. Латышева Д. И. Родная история. Живая Русь., М., Владос., 1997.
  5. "Родина"-- Российский исторический иллюстрированный журнал., ноябрь, 2001.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1990.
  7. Смирных А., Архипова Л. И другие Уездные столицы. Культурно-исторические очерки: И Д " Сократ" 2002.
  8. Энциклопедия для детей. История России. Т. 5 ч. 2 М., "Аванта +" 1997.
  9. Журнал "Последний звонок" №7, 2002.
  10. Журнал "Педсовет" №8, 1999.

Приложение.