Секреты художественного слова

Разделы: Литература


Цель урока: обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах языка.

Задачи:

  • систематизировать знания обучающихся о тропах;
  • показать их сходство и различие;
  • создать условия для развития литературно-творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Деятельность учащихся предполагает:

  • монологические ответы учеников по опорным конспектам о метафоре, сравнении, эпитете;
  • анализ ответов, дополнение (если есть такая необходимость) со своими примерами;
  • дополнительные три вопроса каждому отвечающему.

Учитель оценивает содержательность вопросов и точность ответов.

2. Составление обобщающей таблицы.

Задача – помочь учащимся увидеть и понять общее и различное в тропах.

Название тропа

Их особенности

Примеры

Эпитет

Выражает отношение, чувства; передаёт мысли и эмоции автора.

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
(
К.Бальмонт)

 

Выделяет свойства, качества, признаки явлений, одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Сравнение

Изображает, рисует словами картины жизни, отличает один предмет от другого; передаёт отношение, чувства автора.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
(И.Бунин)

 

Опознавательные сигналы: как, будто, как будто, словно, точно, что.

Носились знамена, как тени,
(М.Лермонтов).

 

 

А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
(А.Пушкин)

Метафора

Скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, употребление по сходству.

Красною кистью
Рябина зажглась
.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
            (М.Цветаева)

 

Отличается разнообразием уподоблений; выражает отношение автора к изображаемому, настроение героя.

 

Олицетворение – частный случай метафоры, уподобление неживого живому.

Ученики определяют, что общего между тропами и чем они отличаются друг от друга.

В качестве примера образного видения мира анализируется стихотворение М.Лисянского «Яблоко».

Светится яблоко передо мной,
Будто не яблоко – шар земной.
Круглое. Выпуклое. Крутое.
Солнцем до самых краёв налитое.
Яблоко – чудо всем чудесам, –
Чуточку сплюснутое к полюсам.
Алые полосы – меридианы
Пересекают моря и страны.
Светится яблоко – шар земной
Солнечной красной своей стороной

3. Индивидуальные дифференцированные упражнения.

Задание: назвать автора строчек, определить тип тропов, прокомментировать их роль в тексте.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
(К.Бальмонт)

И погас он, словно свеченька,
Восковая, предиконная.
(Н.Некрасов)

Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
(Ф.Тютчев)

По платью, по синему ситцу,
Как в поле, мелькают цветы.
(Я.Смеляков)

Смотри!
Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрёшка!
(Н.Матвеева)

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
(К.Бальмонт)

4. Упражнения творческого характера

а) Игра «Соревнование с автором» (на экране высвечивается стихотворение А.Фета с пропуском эпитетов). Задание: ввести эпитеты, которые помогут увидеть картину. В группах обсуждаются предлагаемые эпитеты.

(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)
И (блестящий) снег,
И саней (далёких)
(Одинокий) бег.

б) Прослушать музыку П.И.Чайковского «Времена года» и в качестве иллюстрации выбрать строчки из стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».

в) «В творческой мастерской писателя». Задание: ввести в текст изобразительно-выразительные средства языка так, чтобы картина стала зримой.

Встреча с … лесом.

Я шагнул(а) на … тропинку и замер(ла) от … Меня обступили … деревья. Рукой я дотронулся(лась) до … берёзки. Залюбовался(лась) … дубом. Замер(ла) рядом с … осинкой и пошептался(лась) с ней. Спрятался(лась) под … елью, приподняв её…. Деревья как …. У каждого свой характер, его нужно… .

Зимний день.

Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. …иней опушил … берёзку, словно … . Впереди Новый год – праздник ….

5. Коллективная работа с текстом Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …».

Задание: определить типы изобразительно-выразительных средств и их роли в тексте.

6. Проведение среза, для чего используется игра «Литературное лото».

Инструкция: нужно разложить карточки с рисунками изображением вниз так, чтобы понятие и его толкование совпали. Осторожно перевернуть. Получится целая иллюстрация.

7. Домашнее задание: создать модель урока на тему «Гипербола».

Однако ученикам не называть тему, а настроить на творческий поиск. Даны девять текстовок, в каждой зашифрованы качества героев и свойства предметов.

Если правильно определить их, то из первых, вторых, третьих или четвёртых букв составится название художественного средства. Кроме этого, ученикам нужно будет назвать произведение.

1) «Воротися, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольной царицей,
Хочу быть владычицей морскою…» (А.С.Пушкин)

2) «Утром царевну спросили, как она почивала.

– Ах, очень дурно, глаз не сомкнула! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело в синяках.

Тут все поняли, что она была настоящей принцессой. Она почувствовала горошину через 40 тюфяков» (Г. Андерсен)

3) «– Ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловися, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка тебе сама на хвост нацепится. Да сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и поверил лисе». (Русская народная сказка)

4) «Щука взмолилась: “Отпусти меня, Емеля, а я сделаю всё, что пожелаешь”.
– Покажи сначала, что не обманешь. Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась». (Русская народная сказка)

5) «Войди в первую комнату и увидишь большой сундук, и на нём собаку: глаза у неё, словно чайные чашки. В другой комнате сидит собака с глазами, как мельничные колёса. А захочешь золота, пойди в третью комнату. Но у той собаки глаза – каждый с круглую башню». (Г. Андерсен)

6) «Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов,
Да сто сорок теремов» (А.С.Пушкин)

7) «– Съел я хлеба пять мякушек, молока пять кадушек, бабку с прялкой, дедку с клюшкой, быка с рогами, дроворубов с топорами, мужиков с косами, баб с граблями». (Русская народная сказка)

8) «Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать глубиной в две сажени с четвертью» (Русская народная сказка)

9) «Посади розы, чтоб к утру расцвели, отбери горох от чечевицы и намели кофе на три года, а потом можешь и на бал приезжать». (Ш.Перро)

Ответы: 1) Гордыня, 2) Изнеженность, 3) Глупость, 4) Лень, 5) Размеры, 6) Богатство, 7) Обжорство, 8) Сила, 9) Задание.