Урок в 7-м классе по теме "Физико-географические особенности Тихого океана"

Разделы: География


Цели:

  • Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями Тихого океана, особенностями природы, хозяйственной деятельностью человека в океане.
  • Развивать умение работать в группе, анализировать, обобщать и систематизировать материал, умение работать самостоятельно. Систематизировать умение работать с картой, развивать речь, мышление учащихся.
  • Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения слышать других. Прививать любовь к красоте природы океана, умение ее увидеть.

Оборудование:

  • Тексты с заданиями для учащихся, маркеры, ватманы.
  • Атласы, настенная карта мира.
  • Презентация к уроку.
  • Задачи для каждой группы, анкеты для учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Ребята, вы любите, когда к вам домой приходят гости? Вот и сегодня к нам пришли гости. Сегодня на уроке мы все будем работать в группах по интересам. Каждая группа будет выполнять свое задание, и у наших гостей тоже есть задание, над которым они будут работать в течение сегодняшнего урока.

  1. Стадия вызова

Сегодня мы с вами будем изучать географический объект, а какой, попробуйте определить сами. Слайд 1.

  1. Частью этого географического объекта является самое грязное море на Земле – Желтое.
  2. К этому географическому объекту относится и самое глубокое море на Земле – Филиппинское.
  3. Только в этом географическом объекте можно увидеть Большой Барьерный риф, построенный мелкими животными, причем он такой огромный, что его можно увидеть даже с Луны.
  4. Именно здесь можно наблюдать самые гигантские разрушительные волны – цунами.
  5. Этот географический объект настолько огромен по площади, что может уместить на себе всю сушу, да еще место останется.

Многие из вас, наверное, догадались, о каком географическом объекте идет речь. Тихий океан.

Слайд 2. Картинка Тихого океана, звук моря, учитель читает текст: Красочен океан! В штиль зеркальная гладь воды, залитая ярким солнечным светом, выглядит белесой, особенно близ горизонта, который воспринимается нечетким и размытым. Но стоит слабому ветерку подернуть океан легкой рябью, как сразу появится и заиграет на нем сочная синева. Набежит на солнце облако, и вода потемнеет. Закроют небосвод тяжелые дождевые тучи – и океан станет под стать небу – серым и мрачным. Вечером, когда начинает заходить солнце, вода загорается багряным пламенем.

Проблемный вопрос урока:

Часто этот океан называют еще и Великим. И сегодня на уроке мы попробуем соотнести характерные особенности этого океана с его названиями, а также согласимся или не согласимся с названиями этого океана. Так как мы уже изучили некоторые океаны, то предложите план изучения океана, основываясь на уже известных вам данных.

Слайд 3 (Кластер ФГП)

Тихий океан:

  1. Какие материки омывает.
  2. С какими океанами связан.
  3. Расположен относительно:
  • экватора;
  • нулевого меридиана;
  • тропиков;
  • полярных кругов;
  1. Климатические пояса
  2. История исследования.
  3. Рельеф.
  4. Климат.
  5. Органический мир.
  6. Виды хозяйственной деятельности.

Какие сведения можно получить, пользуясь только географической картой? (Ученик отвечает у доски с показом на карте.)

Слайд 4:

  1. Какие материки омывает:
  • Евразию
  • Северную Америку
  • Южную Америку
  • Австралию
  • Антарктиду

Слайд 5.

  1. С какими океанами связан:
  • Северным Ледовитым
  • Индийским
  • Атлантическим

Слайд 6.

  1. Расположен относительно:
  • Экватора – С.п. и Ю.п.;
  • нулевого меридиана – З. п., В. п.;
  • тропиков – пересекают С.т., Ю.т.;
  • полярных кругов – пересекает Ю.п.к.;

Слайд 7.

  1. Климатические пояса:
  • С.П. – все, кроме арктического
  • Ю.П. – все.

Слайд 8 (общий разветвленный кластер)

Итог:

Посмотрите, как много мы уже сказали о Тихом океане, умея читать карту. Какие мы молодцы! А как вы думаете, почему изучение любого объекта начинается с его географического положения? А почему мы не можем дальше раскрыть кластер? (Не хватает знаний.)

  1. Стадия реализации смысла (осмысление содержания)

Работа в группах по интересам.

Да, именно потому, что у вас еще не хватает знаний по этой теме, их вы будете добывать самостоятельно. Именно для этой цели на прошлом уроке вы разбились в группы по интересам, а некоторые из вас выбрали дополнительное задание опережающего характера. И сегодня на уроке вам предоставится возможность продемонстрировать классу результат вашей работы.

Распределение ролей в группе:

Обратите внимание, что у вас на столе на желтом листе написаны роли, в течение 30 секунд распределить их между собой.

  • Докладчик: Выступает от имени группы, Презентует результат вашей совместной работы.
  • Координатор: обеспечивает равное участие членов группы, следит за рабочим временем, за тем, чтобы все участвовали в работе.
  • Секретарь: записывает высказанные идеи и принятые решения.
  • SOS – директор: просит о помощи у учителя.
  • Бодрила: воодушевляет членов группы, подбадривает, поощряет все высказанные в группе идеи и предпринимаемые членами группы усилия.

Объяснение задачи: (написаны на листочке для каждой группы)

Итак, задача каждой группы заключается в следующем:

  1. Каждый в группе знакомится с текстом, предложенным вашей группе, по ходу чтения делает для себя какие – то пометки.
  2. Совместно с группой пробуют на ватмане с помощью маркеров составить свой кластер или план.
  3. Презентовать результат своей работы.

Время работы ограничено – 10 минут. Координатор обязательно следит за временем.

Есть вопросы? Приступайте к работе.

Тексты для группы:

  • 1 группа: Составляет кластер по теме: “История исследования.”

Многие народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних времен совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Начало проникновения европейцев в Тихий океан совпало с эпохой Великих географических открытий. Корабли Ф.Магеллана за несколько месяцев плавания пересекли огромное водное пространство с востока на запад. Все это время море было удивительно спокойным, что дало основание Магеллану назвать его Тихим океаном.

Много сведений о природе океана было получено во время плаваний Дж. Кука. Большой вклад в исследование океана и островов в нем внесли российские экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна, М.П. Лазарева, В. М. Головнина, Ю.Ф. Лисянского. В том же XIX в. комплексные исследования велись С.О. Макаровым на судне “Витязь”. Регулярные научные рейсы с 1949 г. совершали советские экспедиционные суда. Изучением Тихого океана занимается специальная международная организация.

  • 2 группа: Составляет кластер по теме: “Рельеф Тихого океана.”

Рельеф дна океана сложен. Материковая отмель (шельф) хорошо развита только у берегов Азии и Австралии. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые. Большие поднятия и хребты разделяют ложе океана на котловины. Близ Америки расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов. На дне океана расположено более 10 тыс. отдельных подводных гор, в основном вулканического происхождения.

Литосферная плита, на которой лежит Тихий океан, на своих границах взаимодействует с другими плитами. Края Тихоокеанской плиты погружаются в тесное пространство желобов, которые кольцом окружают океан. Эти движения порождают землетрясения и извержения вулканов. Здесь лежит знаменитое “Огненное кольцо” планеты и самая глубокая Марианская впадина (11 022 м).

  • 3 группа: Составляет кластер по теме: “Климат Тихого океана.”

Климат океана разнообразен. Тихий океан расположен во всех климатических поясах, кроме арктического. Над его огромными пространствами воздух насыщен влагой. В области экватора выпадает до 2000 мм осадков. От холодного Ледовитого океана Тихий защищен сушей и подводными хребтами, поэтому северная часть его теплее южной.

Тихий океан — самый неспокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях его дуют пассаты. В западной — развиты муссоны. Зимой с материка приходит холодный и сухой муссон, оказывающий существенное влияние на климат океана; часть морей покрывается льдом. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы — тайфуны (“тайфун” означает “сильный ветер”). В умеренных широтах всю холодную половину года бушуют штормы. Здесь преобладает западный перенос воздуха. Самые высокие волны высотой до 30 м отмечены на севере и юге Тихого океана. Ураганы поднимают в нем целые водяные горы.

Свойства водных масс определяются особенностями климата. Из-за большой протяженности океана с севера на юг среднегодовая температура воды на поверхности изменяется от -1 до +29 °С. В целом осадки в океане преобладают над испарением, поэтому соленость поверхностных вод в нем несколько ниже, чем в других океанах.

  • 4 группа: Составляет сложный план по теме “Виды хозяйственной деятельности в океане.”

На берегах и островах Тихого океана расположено более 50 прибрежных стран, в которых живет примерно половина человечества.

Использование природных богатств океана началось еще в древности. Здесь возникло несколько центров мореплавания — в Китае, в Океании, в Южной Америке, на Алеутских островах.

Тихий океан играет важную роль в жизни многих народов. Половина мирового улова рыбы приходится на этот океан. Кроме рыбы часть улова составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В Японии на морском дне выращивают водоросли, моллюсков. В некоторых странах из морской воды извлекают соль и другие химические вещества, опресняют ее. На шельфе ведут разработки россыпей металлов. У берегов Калифорнии и Австралии добывают нефть. На дне океана обнаружены железомарганцевые руды. Через величайший океан нашей планеты проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережий материков.

Хозяйственная деятельность человека в Тихом океане привела к загрязнению его вод, к истощению некоторых видов биологических богатств. Так, к концу XVIII в. были истреблены млекопитающие — морские коровы (вид ластоногих), открытые одним из участников экспедиции В. Беринга. На грани истребления в начале XX в. находились котики, уменьшилась численность китов. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность в океане представляет загрязнение вод нефтью, некоторыми тяжелыми металлами и отходами атомной промышленности. Вредные вещества разносятся течениями по всему океану. Даже у берегов Антарктиды в составе морских организмов обнаружены эти вещества.

Презентация каждой группой своей работы,

Прежде чем группы начнут свои презентации, я хочу вам напомнить, что целью нашего урока является: Соотнести характерные особенности этого океана с его названиями, а также попробуем согласиться или не согласиться с названиями этого океана.

А для этого у каждой группы есть лист, который разделен на сектора “+” и “-”. Слушая рассказы своих товарищей об океане, вы вписываете аргументы за или против этого названия. А также вы можете задавать вопросы на уточнение или разъяснение материала.

  1. Стадия размышления и рефлексии.

Итог работы: Настал кульминационный момент нашей с вами работы: Давайте послушаем ваши аргументы в защиту или против названий “Тихий” и “Великий”. Какая из групп готова начать свое выступление?

В нашем классе есть ребята, которые выбрали индивидуальное задание опережающего характера и сейчас они представят вашему вниманию результат своей работы, а мы одновременно закрепим уже нами изученный материал.

Работа с опорным конспектом “Тихий океан.”

Вопрос учителя:

  • В чем заключаются особенности Тихого океана?
  • Что на сегодняшнем уроке вас особенно заинтересовало? Поразило?
  • А чтобы вы еще хотели узнать о Тихом океане?

Рефлексия. (Анонимная анкета)

Я предлагаю вам проанализировать свою работу в группах. Для этого у каждого из вас есть оранжевые листы с вопросами, ответьте на них. Анкета анонимная, поэтому подписывать листы не обязательно. Подчеркните ваш ответ

  1. Понравилось ли работать в группах?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Понравилась ли тебе твоя роль в группе?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю (и да, и нет)
  1. Насколько ваша группа справилась с заданием?
  • Полностью.
  • Частично не выполнила.
  • Не справилась с заданием.
  1. Оцени свою активность в работе группы.
  • Был активен (старался везде поучаствовать).
  • Был активен большую часть времени.
  • Не очень активен.
  • Пассивен.

Спасибо вам за урок.

Когда вы будете уходить с урока, на дерево настроения прикрепите тот лист, который соответствует вашему сегодняшнему настроению на уроке

Презентация