Праздник для 1-го класса по дисциплине "Краеведение". "С чего начинается Родина…"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • обобщить представления детей об Астраханском крае;
  •  познакомить учащихся с историей  возникновения города Астрахани,  с  историей строительства Астраханского кремля;
  • рассказать о городе в годы Великой Отечественной войны;
  • дать представление о культурных традициях нашего города и о современной жизни Астрахани.

Оборудование:

  • карта города Астрахани;
  • план астраханского кремля;
  • буквы, из которых составляется название нашего города;
  • рисунки детей о городе;
  • фотографии известных мест города;
  • компьютерная презентация о современной Астрахани;
  • фотографии города во время ВОВ;
  • магнитофон.

ХОД ПРАЗДНИКА

Звучит песня «С чего начинается Родина…» в исполнении детского хора учеников начальных классов.

Ведущий:  Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живёт; дом, где родился; берёзку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, всё это и есть Родина, то есть родное место.

Звучит стихотворение В.Ерофеева «Наш Астраханский сердцу милый край».

1 ученик:

Разливы Волги, парус над волною,
Каспийский лотос, царство птичьих стай,
Свою судьбу связали мы с тобою,
Наш Астраханский сердцу милый край.

2 ученик:

Ласкают взор речные перекаты,
Весенний луг, простор родных полей.
Для нас красивей волжских нет закатов
И нет восходов на земле светлей.

3 ученик:

Живём в согласии мы семьёй одною,
И на душе бушует счастье-май.
На радость нам цвети, как сад весною,
Наш Астраханский сердцу милый край.

Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться  в путешествие по родному городу. Вы узнаете много интересного из истории возникновения нашего города, Астраханского кремля; о том, как помогал наш край стране в годы войны; о современном городе Астрахани.

Ведущий: Поговорим об Астрахани  исторической. Нашему городу в 2008 году исполнилось 450 лет. Эти годы исчисляются  с той поры, когда решено было поставить город на левом берегу Волги, почти у самого моря. Крепость из дерева, а потом уж из камня была форпостом на юго-восточном краю Русского государства. Здесь с давних пор жили асы – племя, занимавшееся ремёслами и торговлей. Правители Золотой Орды давали асам тарханы – разрешения на свободную торговлю, привилегии перед другими.
Племя это стали называть Ас-тарханом, что означало – свободные асы. В те далёкие времена новая Астрахань быстро росла. В сторону востока от кремля возник посад. Со временем и его окружили белой каменной стеной с башнями и назвали Белым городом. Астрахань приобрела важное оборонительное и политическое значение для русского государства. Известный немецкий поэт Пауль Флеминг посвятил Астрахани такие стихи:

1 ученик:

Хоть ты не велика, но торг тебя прославил,
И дальних множество племён к тебе направил.

2 ученик:

Грань лучших двух частей вселенной здесь проходит,
И, в Астрахань явясь, всяк в обе разом входит.

3 ученик:

Он руку здесь Европе может протянуть
И, повернувшись, вновь на Азию взглянуть…(1636 год.)

Ведущий: Наши первоклассники уже знают буквы и умеют читать. Давайте послушаем, как они понимают, что для них значит город Астрахань. Они могут дать объяснение каждой букве слова «Астрахань».

А – архитектурная, аккуратная.
С – свободная, сильная, счастливая.
Т – трудовая, театральная.
Р – религиозная, рабочая, рыболовная.
А – активная, авторитетная.
Х – художественная, хозяйственная.
А – актёрская, арбузная.
Н – нежная, научная, новая.
Ь –  изумителЬная.

На сцене у детей в руках буквы, из которых собирается слово «Астрахань».

Ведущий: Продолжаем наше путешествие по Астрахани исторической. Давайте заглянем в глубину времён и послушаем наших ребят, с чего начиналось строительство Астраханского кремля.

На доске план Астраханского кремля с изображением и надписями всех построек.

Ведущий: Совершим путешествие вокруг крепостных стен. Что расскажут нам башни?

(7 учеников подготовили краткие сообщения, дети держат фотографии башен Кремля)

1 ученик: Кремль имеет 7 башен, 3 из них проездные, 4 – глухие. Вот угловая юго-восточная Архиерейская башня. Назвали её так потому, что внутри кремля к ней примыкало архиерейское подворье, где красовались архиерейские палаты и находилась резиденция астраханских митрополитов. Башня имеет 4 яруса, 12 бойниц. Верхняя площадка покрыта шатровой кровлей с караульной вышкой наверху. В башне устроены проходы на соседнюю часть стены (прясло). По пряслу можно дойти до Житной башни.

2 ученик: Она именовалась Житной башней потому, что в 17 веке к стене кремля с юга примыкал Житный двор, где хранились запасы ячменя, овса, пшеницы, солода… Глухая башня Житная имела всего 9 бойниц, увенчана с каждой стороны 4 зубцами, украшена декоративным валиком, проходящим выше второго яруса.

3 ученик: А вот западная угловая Крымская башня сохранила свою первоначальную основу и утратила лишь немногие детали и украшения. Толщина её стен достигает 3,5 метров. Почему башня называлась Крымской? Её пушки глядели на запад, в сторону Крыма, отсюда чаще всего была опасность для города. У башни потому 20 бойниц.

4 ученик:  Башня Красные ворота находилась на самом высоком месте бугра у обрыва.12-гранная башня могла отражать нападения со всех сторон, была 3-ярусной и имела самое большое количество бойниц. Высота её вместе с шатром внушительная (37 м). Башня имела красивый внешний вид, сводчатое перекрытие. Получила своё название за мощь и величие.

5 ученик: Между Никольскими воротами и башней Красных ворот на прясле стены необычное сооружение с двускатной тесовой крышей. Перед нами любопытный памятник старины – Водяные ворота – «ворота жизни». При длительной осаде только через них можно было добраться к берегу Волги и набрать воды. Над воротами установлена металлическая решётка и барабан для её подъёма. Сигнал тревоги, и она мгновенно опускалась, преграждая путь врагу.

6 ученик: Особой недоброй славой в давние времена пользовалась Артиллерийская башня ( по-другому Пыточная башня ). К башне примыкал «артиллерийский двор», где хранились полковые значки, знамёна, «пороховая казна». Рядом находилась приказная изба: в одной из палат наказывали провинившихся. Через небольшую дверцу можно попасть в подвал башни, на вас пахнет мраком, сыростью. Вы увидите орудия пыток XVII века.

7 ученик: А вот и главные проездные ворота – Пречистинские, названные в честь пречистой девы Богородицы. В 1710 году башню передали в колокольню, на которую были поставлены часы. Высота башни с крестом была 67 метров. Но вскоре из-за непрочного фундамента башня была разобрана. Колокольня, которой мы любуемся сегодня, построена в начале 20 века. Высота её 80 м, она состоит из 4 ярусов, украшена различными деталями и часами, изготовленными в 1886 году в Санкт-Петербурге.

Группа детей читает стихотворение Лины Казановой «Астраханский кремль». (Звучит спокойная мелодия)

1. Старый кремль на пригорке дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван солнцем и мелом,
Нарисован зелёным и белым.

2. Как строга его красота,
Позолота безмолвных башен…
Почему лишь в эти цвета
Он четыре столетья окрашен?

3.Старый кремль при любой погоде
К своему окруженью подходит.
Закипает зеленью лето –
Башни тоже в зелень одеты.

4. В гладь реки загляделась осень.
Не она ли, нежна и светла,
Закружила метелью и бросила
Груды листьев на купола?

5. А зимой я вижу воочию,
Как сливаются, чуть видны,
Белизна завьюженной площади
С белизной крепостной стены.

6. И вокруг – тишина. Тишина.
Вдруг – взорвались, ожили краски!
…Зелень, золото, белизна,
Купол неба, синий и ласковый…
Это значит – спешит весна!

7. Старый кремль молчаливо дремлет,
Словно вышел из сказки древней.
Затушёван и солнцем, и мелом,
Нарисован зелёным и белым.

Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие по городу. Сейчас мы поговорим о нашем городе в годы суровых испытаний, во время Великой Отечественной войны. Астрахань военная. (Звучит тревожная музыка)
В первые дни после нападения фашистской Германии на нашу страну передовые астраханцы начали перестраивать свою работу на военный лад. Уже 23 июня 1941 года, осаждая двери военкомата, многие астраханцы добровольно вступили в ряды защитников Родины. Высокий патриотический подъём среди  трудящихся быстро и резко повысил производительность труда на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах. Впервые на промысел рыбы в море вышли женские бригады. В ноябре 1941 года началось строительство оборонительного рубежа на подступах к городу. В первый год Великой Отечественной Войны Астрахань обрела большое стратегическое значение. Тут перекачивали нефть, перегружали хлеб и другие грузы с морских судов, пришедших с Каспия, на речные, отправлявшиеся вверх по Волге в центральные районы страны. А когда в 1942 году началась битва за Сталинград, туда днём и ночью шли караваны с горючим, пароходы и баржи воинскими пополнениями, вооружением и продовольствием. Шли под бесконечными бомбёжками вражеской авиации. Моряки Волжской флотилии очищали от мин фарватеры.
Гитлеровские войска стремились выйти к Волге, взять Сталинград и Астрахань, и овладеть районом Кавказа. Они были в 100 км от Астрахани, бомбили город, заводы, нефтебазы, порт, железнодорожную переправу. На сооружение огневых точек, дзотов, заграждений и укрытий ежедневно выходило до 20 тыс. человек. В основном это были женщины и молодёжь. Они же строили и железную дорогу Кизляр – Астрахань, движение поездов по которой началось в декабре 1942 года. Здесь была сформирована 28-я Армия. Она действовала на Астраханском направлении, на южном фланге Сталинградского фронта, вела в безводных и открытых степях Калмыкии бои, крушила рвущегося  к Волге врага и донесла свои прославленные знамёна до Берлина. Свыше 80 астраханцев стали Героями Советского Союза, а бывший рабочий ССЗ им. 3 – Интернационала Николай Скоморохов – дважды. Мы чтим и помним имена наших героев.

Дети читают стихотворение Ю.Кочеткова (звучит тревожная мелодия).

1. Мой город атакован не был,
Как тем июньским утром Брест,
Но, глядя в грозовое небо,
Он видел свастику и крест.

2. Мой город не был осаждённым,
Как осаждён был Сталинград,
Но шли в пыли мы полудённой
С оружием – не на парад.

3. Мой город и в блокаде не был,
Как Ленинград среди зимы.
И всё же в очередях за хлебом
В мороз простаивали мы.
Мой город жил в тревогах долго,
Особенно в 42-м году…

Звучит песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса (грамзапись), группа девочек исполняют танец.

Ведущий: Теперь я приглашаю вас отправиться в путешествие по культурным уголкам нашего города. Представляем Астрахань культурную.

На доске карта города; по мере называния детьми культурно – исторических мест города на карту вывешиваются значки – символы. (Приложение)

– Ребята, а в каких местах города Астрахани вы бывали? Куда вас водили ваши взрослые и где вы любите бывать? (Ответы детей.)
– Очень много культурно-художественных мест в нашем городе: Музыкальный театр, Драматический театр, Кукольный театр, ТЮЗ, КРК «Октябрь», КРК «Даир», КРК «Затерянный мир», парк «Планета», Филармония, Картинная галерея, Планетарий и т.д.

1 ученик: 12 декабря 1810 года состоялось открытие Драматического театра. Театр стал местом встреч молодёжи гимназии и училищ с образованными людьми, сосланными сюда по политическим мотивам. На сцене театра пели Шаляпин, Собинов, Барсова, Максакова, играли Ермолова, Давыдов и другие. Словом, театр в Астрахани явился храмом искусства на окраине России, распространителем новых идей.

2 ученик: А в летние вечера в зале Успенского собора кремля нередко звучит музыка. Камерные и симфонические оркестры Астраханской государственной консерватории и филармонии исполняют классические произведения русских и зарубежных композиторов. Здесь же выступают ансамбли и хоры. В большом зале консерватории можно послушать орган.

3 ученик: Старинный особняк из красного камня, в котором собрана богатейшая коллекция произведений русского изобразительного искусства. Это Астраханская картинная галерея имени Б.М.Кустодиева. Имя этого замечательного мастера давно стало особой гордостью астраханцев. Он провёл здесь детство и унёс с собой в большую и трудную жизнь самые яркие впечатления. Они оставили след на многих его полотнах. Это и неповторимые краски, и пейзажи старого города, и чарующие дали…

(Во время выступления учеников идёт показ фотографий,  на которых изображены выше описанные места города.)

– А каких вы знаете известных в нашей стране и за рубежом людей, родившихся в нашем городе и области? (Ответы детей.)

– Верно. Это из современных артистов Н. Бабкина, А. Заворотнюк, Б.Невзоров, Э. Виторган, Д. Дюжев, Д. Нагиев, спортсменов В. Кудинов и   Е. Белоглазова и т.д. Всему миру известны  Б. Кустодиев, В. Хлебников, Н. Скоморохов, С. Здоровцев.

Звучит песня «А мне бы Волгу навсегда…» в исполнении сборного хора первоклассников. Композитор А. Гладченко, поэт Ю.Марков.

Ведущий: Заканчиваем наше путешествие. Какая она, Астрахань, сегодня и завтра? Сегодня это один из крупнейших, промышленных, сельскохозяйственных, культурных, научных городов Южного Федерального округа. А каким он будет завтра и в последующие годы, решать вам, поколению 21 века. Но я думаю, что смогли сделать ваши деды, прадеды, родители, вы сохраните и приумножите. Дерзайте!

Вниманию участников и гостей праздника представляется компьютерная презентация «Астрахань сегодня и завтра», где учащиеся знакомятся с известными промышленными объектами, расположенными на территории Астраханской области; узнают, чем богат наш край и что даёт он стране.

Дети читают стихотворение  Б. Шаховского.

1. … День идёт по аллеям садов,
Мимо волжских мостов и причалов,
В перекличке буксирных судов…

2. В том районе построена школа,
И цветы расцвели под окном,
Здесь семья молодых новосёлов
Входит в новый просторный дом…

3. А над  Волгой гуляет моряна
По широким просторам весны,
И плывут по волнам караваны
На великие стройки страны…

Звучит песня «Город Астрахань» композитора А.Гладченко на стихи И.Яворовской в исполнении сборного хора первоклассников.