Литературно-историческая гостиная. Тема: "Музы вели в бой"

Разделы: Литература


Цель:

Формирование чувства патриотизма, воспитание любви к Родине, к отечественной истории и литературе через обзор поэзии Великой Отечественной войны. Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединила высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; показать огромную роль поэзии военных лет в духовной жизни народа; пробудить у обучающихся интерес к данному историческому периоду страны.

Оборудование: Выставка книг о Великой Отечественной войне, поэтические сборники, газеты, плакаты, иллюстрации, карта “Великая Отечественная война 1941–1945 гг.”, записи песен военных лет.

Ход мероприятия

Преподаватель: Литература периода Великой Отечественной войны отличается удивительной целенаправленностью. Эта литература, где главная тема – тема Родины, героического подвига, воинского долга и дружбы.

По словам Алексея Толстого, “…литература в дни войны становится истинно народным голосом героической души народа”.

Писатели живут одной жизнью с воюющим народом. Особое звучание патриотическая тема заняла в поэзии. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Остро чувствовали эту ответственность писатели и поэты. Девятьсот сорок один из них ушли на фронт, четыреста семнадцать не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками.

Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран в военных госпиталях.

Молодые поэты уходили на войну, многие из них не вернулись, но остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте. Эти стихи были очень необходимы людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Обостренное чувство Родины пронизывает стихи военных лет. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность.

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле!
(А. Твардовский)

Ведущий 1: Древние римляне говорили: “Если грохочут пушки - молчат музы”. Советские поэты решительно опровергли это утверждение. Их голоса в суровые годы Великой Отечественной войны звучали особенно громко и патетично призывно.

“Слышишь, как порохом пахнут стали
Передовые статьи и стихи?
Перья штампуют из этой же стали,
Которая завтра пойдет на штыки”..
(К. Симонов)

Вместе с героями своих произведений, деля с ними поровну все тяготы и испытания военных дорог, пробивались писатели и поэты сквозь огонь и дым к Победе.

И произведения их тоже воевали, вдохновляли бойцов на подвиг, помогали им в трудную минуту.

Ученик:

“И песня моя с батальоном в атаку ходила,-
Ясноглазые люди ее сквозь огонь пронесли.
Я подслушал в народной душе эту песню когда-то
И, ничем не прикрасив, тихонько сказал ей: – Лети!
И за песню солдаты встречали меня как солдата,
А враги нас обоих старались убить на пути”.
(Л. Ошанин/ “Кем я был на войне”).

Ведущий 2: Самыми проникновенными словами прославляли поэты ратный подвиг советского народа, его мужество и героизм. Их стихи воскрешают атмосферу тех лет, рассказывают о солдатских кострах, о пепле русских городов и деревень, о горечи отступления, о первых победах. Вот стихи Сергея Наровчатова “В те годы”.

Ученик:

Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов.
Запоминал над деревнями пламя
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий извивающийся знак.
В своей печали древним песням равный,
Я села, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву узнавал.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
“Россия- мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя?
(С. Наровчатов. “В те годы”)

 Ведущий 3: Все это – “ужас, ад и стиснутые зубы” (В. Некрасов)- навсегда осталось в стихах не только для того, чтобы проклясть войну, но для того, чтобы показать величие героического подвига ее участников, их любовь к Родине, позволившие, в конечном счете, стране одержать победу над врагом, опаснейшим из числа всех, когда-либо побывавших на русской земле.

Уроки мужества и воинской чести дают нам эти стихи, зовут к вершинам человеческого духа. В их ряду – строки Григория Поженяна, полные редкой душевной одаренности и самоотверженной страсти.

Ученик:

“Вернешься ты - будешь героем,
Ты будешь бессмертен. Иди!” –
И стало тревожно, не скрою,
И что-то кольнуло в груди,
И рухнул весь мир за плечами:
Полшага вперед - и в века…
Как это не просто- в молчанье
Коснуться рукой козырька,
Расправить шинельные складки,
Прислушаться к дальней пальбе,
Взять светлую сумку взрывчатки
И тут же забыть о себе…
А почестей мы не просили.
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была.
Да много ли надо солдату,
Что знал и печаль, и успех:
По трудному счастью- на брата
Да красное знамя на всех.
(Г. Поженян. Эпилог – В кн.: “Священная война”)

Звучит песня “Священная война”, слова В. Лебедева- Кумача, музыка А. Александрова. Сначала громко, потом тише. На фоне песни слова ведущего:

Ведущий 1: Военным гимном сражающего народа стала песня “Священная война”, впервые прозвучавшая в июле 1941 года на Московских вокзалах, где артисты Краснознаменного ансамбля провожали воинские эшелоны на фронт.

Как свидетельство властно- призывной силы слова поэтов Великой Отечественной войны звучат строки из произведения Николая Старшинова “Гвардии рядовой”:

Всходит солнце, морозен воздух.
До чего же шаги легки!
И сверкают на шапках звезды,
И покачиваются штыки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

А над Москвою день небывалый,
Светом пронизанный, голубой….
Идем к Белорусскому вокзалу
От мавзолея –
                   с парада –
                                в бой!
(Н. Старшинов. “Гвардии рядовой”)

Ведущий 2: Грозная сила стихов А. Твардовского, К. Симонова, Н. Тихонова, Ольги Берггольц, Анны Ахматовой звала к отмщению, пробуждала в стихах ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по радио рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных и фронтовых газетах. Даже названия многих стихов той поры были гневны, призывны: “Убей его!” (К. Симонов), “Враги сожгли родную хату” (М. Исаковский). Об этом стихи поэта-фронтовика Павла Шубина.

 Ученик:

Нет,
Не до седин, не до славы
Я век свой хотел бы продлить.
Мне бы только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить.
Прижаться к земле
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня.
Мне бы только вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить ее, врезать как надо
В четырежды проклятый ДЗОТ!
Чтоб стало в нем пусто и тихо,
Чтоб пылью осел он в траву…
Прожить бы мне эти полмига,
А там я – сто лет проживу!
(П. Шубин. “Полмига”)

Ведущий 3: Немцы рвались к Москве… “Уничтожить Москву, по мнению Гитлера, - значило отрубить голову великану, который стоит ногами на двух континентах”…..

Таким образом, захват Москвы был задачей, первостепенной для Берлина, и, если учесть многократное превосходство немцев в силе и технике, трехкратное в авиации, семикратное в орудиях и минометах, и восьмикратное в танках на главном направлении- эта задача казалась выполнимой. Берлин готовил барабаны для торжественного марша по московским улицам.

Оборона Москвы потребовала колоссального напряжения всех духовных и физических сил ее защитников.

Ученик:

Москва под ударом!
И малым и старым
Тревога и гнев
Обжигают сердца,
Лишь весть пролетела:
“Москва под ударом!”-
Приспело нам время
Стоять до конца.
По волжским белянам,
На юг и на север,
В закат и рассвет
Страна всколыхнулась:
“Москва под ударом!
Вставайте, спешите, идите к Москве”!
(Н. Асеев. “Пламя победы”)

Ведущий 3:

Защитники Москвы встали лицом к лицу с мощным врагом, “лицом к лицу с роботами, натренированными для уничтожения живых” (П. Антокольский). Солдатская лирика К. Симонова, мудрый народный эпос А. Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, М. Луконина вводят нас в мир воюющего за Родину солдата, прямо смотрящего в глаза суровой солдатской судьбе.

Вот стихи – клятва Александра Твардовского, служившего в войсках, оборонявших Москву:

Ученик:

Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества- недалекого дня-
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по - солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
(А. Твардовский. Книга лирики)

Ведущий 1: В таком напряжении всех сил, на священной московской земле, где “декабрьский снег замешен был с землей, золой и свежей кровью” (А. Твардовский) начиналась победа, которая привела советских людей в мае 1945 года в Берлин.

Николай Грибачев описывает один из подмосковных боев: “…бурое облако пыли и дыма весь день застилало чуть не половину неба, словно при извержении вулкана, а над полями, с утра побеленными инеем, а потом жидко позолоченными неярким осенним солнцем, непрерывно, надсадно и зло гудя, носились немецкие самолеты, словно чудовищный рой потревоженных шершней. Тот, у кого достаточно нравственных сил, чтобы пережить это, не потеряв веры в себя, в свой народ, в свою партию и власть, а затем заставить катиться вспять это никогда не виданное скопище войск и техники, устилая дороги трупами и машинами, – тот уже здесь, в Подмосковье, получил путевку в Берлин в качестве победителя”.

Разгром под Москвой развеял легенду о непобедимости немецкой Армии, укрепил веру советских людей в победу. Стихи той поры точно фиксируют эти умонастроения.

 Ученик:

Своей и вражьей
Полито кровью
В тылу далеко
Ты, Подмосковье,
В тылу далеко…
А ныне, ныне-
Места иные,
Бои иные.
Не те, пожалуй,
И люди даже,
Но вера – та же,
Но клятва – та же,
Прямой ли, кружной,
Дорогой честной,
Дорогой трудной
Дойдем до места.
Дойдем всей грудью
Вздохнем глубоко:
“Россия, братцы,
В тылу далеко…”.
(А. Твардовский. Книга лирики)

Ведущий 2: Беспримерная битва на Волге… Немцы кричали о секретном оружии русских. А “секретным оружием” советских людей была сила духа, поднявшая на защиту Отечества, их бессмертное мужество и бесстрашие, те черты поколения, четкие формулы которых мы находим в стихах этого поколения, погибшего на полях Великой Отечественной войны. Поэт В. Ральйчук так скажет о битве на Волге:

Когда и где в истории какой,
Каких народов и какой державы
Гремел такой кровопролитный бой
И кончен был такой победной славой?

Ведущий 3: 900 дней и ночей, – с октября 1941 г. по январь 1944 г находился Ленинград в тисках вражеской блокады. История человечества не знает другого случая, когда бы многомиллионный город выдержал столь длительную осаду и вышел из борьбы победителем.

 Ученик:

Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Твой город бессмертный над синей Невой,
Твой город, твой воин, твой сын боевой,
Громящий без отдыха злую орду…
“Я твой часовой и с поста не сойду!”
Вот так говорит он, и воля его
Везде утверждает свое торжество!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сильна его воля, остер его взгляд,
Над ним боевые знамена шумят!
“Я в битве и славу твою берегу,
И я никогда не поддамся врагу!”
Вот так говорит он, гранитный, стальной,
Ключ к сердцу России, любимой, родной!
Слушай, страна, говорит Ленинград!
Сквозь гром всех сражений и гул канонад.
Сквозь пулеметные ливни косые
Величия полный и славы России.
“Ты знаешь меня, положись и надейся!”
Вот так говорит он, наш город гвардейский!
(А. Прокофьев. Избранное в двух томах)

Ведущий 1: Легендарный Севастополь. Насмерть стояли у стен города его мужественные защитники. Нелегко дался фашистам этот город. Рисуя скорбную картину оставления немцам Севастополя, Ольга Берггольц восклицает:

Ученик:

О, скорбная весть – Севастополь оставлен…
Товарищи – встать, как один перед ним
Пред городом мужества, городом славы,
Пред городом – доблестным братом твоим!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Промчится година железа и горя,
Мы кончим победою наши бои,-
У теплого моря, синего моря
Он встанет опять из развалин своих.
Нет, только не плачь,- мы не чтим его память,
Затем, чтоб сказать:-
Севастополь, ты с нами!
Ты с нами, ты бьешься, ты победишь!
(О. Берггольц. “Севастополь”.)

 Ведущий 2: Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом - под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке советской земли.

И, может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение,- это знаменитое стихотворение А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”- слова погибшего, обращение к живым. В нем вера, ненависть, страсть. В нем завещание живым.

Ученик:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я убит подо Ржевом,
Тот еще под Москвой
Где вы, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома, в семье?
В боевых гарнизонах
На ненашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу….
Я вам жить завещаю –
Что я больше могу?
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое-
В память воина – брата,
Что погиб за нее.
(А. Твардовский.Книга лирики,
М., “Сов. Писатель”
)

 Ведущий 3: Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей сорок первого года, прямо со школьной скамьи, не дрогнув, вступивших в войну.

О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, написал с проникновенной человечностью Булат Окуджава песню “До свидания, мальчики”.

(Звучит песня Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”.)

Ведущий 3: Молодым солдатам Великой Отечественной войны посвящены многие стихи Е. Винокурова, Ю. Друниной, Н. Старшинова и других поэтов, чья фронтовая юность стала стихами.

Ученик:

Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики – где, не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки.
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, храбрые солдаты.
…Показали мальчики за четыре года
Кто такие мальчики русского народа!

Ведущий 1: Не все из них вернулись домой. Многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли:

В пяти соседних странах
Зарыты наши трупы.
И мрамор лейтенантов –
Фанерный монумент –
Венчанье тех талантов,
Развязка тех легенд.
(Слуцкий Б. “Память”)

И поэты новых поколений, пережившие войну в детстве, или знающие ее по рассказам отцов, вновь и вновь обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Мы ставим памятники погибшим – красивые и величественные.

…У могилы святой
Встань на колени –
Здесь лежит человек
Твоего поколения.
Он живым завещал
Город выстроить снова
Здесь, где он защищал
Наше дело и слово.
Пусть гранит сохранит
Прямоту человека,
А стекло – чистоту
Сына трудного века.

Преподаватель: Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе и истории на современном этапе. Мы возвращаемся к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

Реквием.

Помните!
Через века, через года, –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
                           никогда, –
                                    помните!

Не плачьте!
В горле
       сдержите стоны,
                            горькие стоны.

Памяти
        павших
                  будьте
                        достойны!

Вечно
     дойны!

Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какою
      ценой
            завоевано счастье, –

Пожалуйста,
              помните!

Встречайте
             трепетную весну,
                                     люди земли.

Убейте
       войну,
              прокляните
                           войну
                                  люди земли!

Мечту пронесите
                        через года
                                    и жизнью
                                               наполните!...

Но о тех,
Кто уже не придет
                           никогда, –
                                   заклинаю, –

Помните!
(Р. Рождественский)

Звучит песня “День Победы”, слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова.

Литература

  1. Берггольц О. “Верность”. Стихи и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1970.
  2. Наровчатов О. “Полдень”. Избранное, стихи. – Л.: Советский писатель, 1960.
  3. Твардовский А. Книга лирики. – М. Советский писатель, 1967.
  4. Тихонов Н. Собр. сочинений в 7 томах. Т.2 “Стихотворения, поэмы, переводы”. – М.: Художественная литература, 1974.
  5. Прокофьев А. Избранное в 2-х. Т.1. – Л.: Художественная литература, 1972.
  6. “Священная война…”. Стихи о Великой Отечественной войне”. – М.: Художественная литература, 1966.
  7. “Сквозь время”. Стихи поэтов и воспоминания о них. – М.: Советский писатель, 1964.