Программа по технологии для учащихся 5–11-х классов

Разделы: Информатика, Технология


Данная ПРОГРАММА составлена на основе:

  • Программы по технологии, предложенные научным коллективом “Технология” под руководством Ю.Л.Хотунцева, - доктора физико-математических наук, профессора МПГУ и В.Д.Симоненко – член- корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ.
  • Примерной программы основного общего образования по направлению “технология. Обслуживающий труд”, составители Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., ООО “Дрофа”, М.,2007.
  • При составлении ПРОГРАММЫ были учтены следующие актуальные моменты:
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010г. расставляет акценты на глубокое овладения современными информационно коммуникационными технологиями, их широкое применение во всех сферах человеческой деятельности (большее внимание уделяется информационным технологиям)
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Свердловской области, который регламентирует количество часов, отводимых на изучение данного предмета; (5кл-2ч, 6кл – 2ч, 7кл -2ч, 8кл – 1ч, 9 кл – 1ч, 10 кл – 1ч, 11кл-1ч)
  • Цель и приоритетные направления развития гимназии - формирование личности ребёнка, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и самоопределению, готовой к творческому интеллектуальному труду, готовой жить в гармонии с собой и окружающим миром, способной также преобразовывать окружающий мир в лучшую сторону;
  • Преподавание предмета “Технология” осуществляет преодоление сциентизма (неравномерное развитие полушарий головного мозга), уделяя особое внимание на формирование образного мышления, интуиции, творческого воображения, эмоций и чувствам.

Главная цель предмета “Технология” — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Задачи учебного предмета:

В процессе преподавания предмета “Технология” должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
  • развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;
  • обогатить мировосприятие обучающихся, преодолевая сдвиг функциональной асимметрии мозга в сторону большей активности правого полушария.

Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового коллектива гимназии, опыт преподавания предмета “Технология” и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической революции.

Для решения этих задач в содержании предмета “Технология” можно выделить следующие разделы:

  1. Технология создания изделий из конструкционных и поделочных материалов. Рукоделие, художественные ремёсла, художественная роспись ткани.
  2. Электротехнические работы. Автоматика, цифровая электроника, робототехника, высокие технологии — использование ПК в управлении технологическими процессами).
  3. Современное производство и профессиональное самоопределение. Информационные технологии — использование ПК для решения практических задач.
  4. Компьютерное черчение и графика. Технический рисунок, черчение, оформительско - дизайнерские работы.
  5. Технология ведения дома. Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов.
  6. Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Математическое моделировании и компьютеры, поиск информации для выполнение проекта с помощью ПК, документное представление проектов
  7. Производство и окружающая среда. Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение.
  8. Элементы домашней экономики и основы предпринимательства. Возможности ведения домашнего хозяйства с использованием ПК, составление справочников, планирование роста предприятия, документооборот.

При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью вычислительной техники.

Помимо выделения вопросов графики, дизайна, экологии, экономики, информационных технологий и профориентации в самостоятельные разделы, они должны рассматриваться и при изучении каждого отдельного раздела.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендуется применять метод проектов и совместную деятельность учащихся.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. На их изучение с использованием ПК как инструмента при решении практических задач. Эти занятия должны проводиться в дисплейном классе. По 1 ч в неделю в 5-6 классах, по 2часа – 7 классе, по 1часу – 8,9,10 и 11 класс.

Учебно-тематический план

Класс Часы в неделю Часы в год Содержание раздела Часы по темам
Варианты
I полугодие (1гр/2гр) II полугодие (1гр/2гр)
5 2\2

2\2

2\2

2\2

68 Технология ведения дома.

Технологии обработки ткани

Современное производство. Информационные технологии.

0/10

0/22

34/0

10/0

22/0

0/34

6 2 \2

2\2

2\2

2\2

68 Технологии создания изделий из конструкционных материалов

Технология ведения дома.

Художественная обработка ткани.

Технология обработки пищевых продуктов

Компьютерное черчение и графика

Современное производство. Информационные технологии.

10/0

8/0

10/0

6/0

0/10

0/18

0/6

0/10

0/8

0/10

0/6

10/0

18/0

6/0

7 2/2

2/2

2/2
2/2

68 Компьютерное черчение и графика

Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение

Производство и окружающая среда

14/14

7/7

18/18

10/10

19/19

14/14

7/7

18/18

10/10

19/19

8 1/1

1/1

1/1

1/1

34 Домашняя экономика и основы предпринимательства

Информационные технологии

Электротехника

Компьютерное черчение и графика

5/5

15/15

2/2

12/12

5/5

15/15

2/2

12/12

9 1/1

1/1

1/1

1/1

34 Электротехнические работы.

Современное производство и профессиональное самоопределение

Информационные технологии.

4/4

10/10

21/21

4/4

10/10

21/21

10 1/1

1/1

1/1

1/1

34 Основы предпринимательства

Информационные технологии (машинное делопроизводство)

Основы художественного конструирование сайтов

Профессиональное самоопределение

10/10

12/12

9/9

6/6

10/10

12/12

9/9

6/6

11 1/1

1/1

1/1

1/1

34 Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг

Современное производство и профессиональное самоопределение

20/20

 

14/14

20/20

 

14/14

 Содержание курса программы смотри в приложении 1.