Урок литературного чтения во 2-м классе в разделе "Я и мои друзья" по теме "Стихотворения В.Берестова «За игрой» и Э.Мошковской «Я ушёл в свою обиду…»"

Разделы: Начальная школа


Форма урока: нетрадиционная – урок открытых мыслей, урок творчества.

Идеи урока:

  • через знания к развитию
  • учить учиться, чтобы развиваться

Ход урока.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(звучит песня о дружбе)

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, мои новые друзья. Да-да, именно друзья, ведь я верю, что мы с вами сегодня обязательно подружимся. Меня зовут Л.В., а как вас зовут, я вижу (у детей бейджи). Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем:

  • Кто же такой ДРУГ?

(Ответы детей)

СЛАЙД 1

УЧ.: Прочитайте как толкуется это слово в словаре .

А (имя) может прочитать красиво вслух.

  • Тогда что же такое дружба?

Прочитайте, как толкуется это слово в словаре.

  • А каким должен быть друг? Подберите слова-прилагательные.

5 самых важных качеств мы запишем на доске.

  • А всегда ли так бывает?

СЛАЙД 2

Прочитайте задание и выполните его (сюжетные картинки).

Тема раздела, который мы изучаем, называется: (читаем хором)

Я И МОИ ДРУЗЬЯ.

ЦЕЛЬ: На этом уроке мы с вами будем читать, обсуждать, постараемся смоделировать титульные листы произведений Валентина Берестова и Эммы Мошковской.

И познакомимся с вашими авторскими сочинениями о вашем друге.

2. ПРОВЕРКА Д.З.

  • Кто желает поделиться своими мыслями и прочитать своё сочинение?
  • Кто автор сочинения?
  • А как оно называется?
  • В каком жанре написано это сочинение?
  • А есть ли в этой работе титульный лист? Обложка?

Представляете, ведь мы с вами можем сами смоделировать титульный лист. Я вас сейчас научу.

3. ЗНАКОМСТВО С МОДЕЛИРОВАНИЕМ

Посмотрите, это будущий титульный лист. Сверху пишется автор,

внизу название произведения, а вот посередине мы будем обозначать жанр произведения при помощи фигур и цвета. Посмотрите (на доске показан набор цветных фигур по методике Л.Е.Ефросининой «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века).

А теперь подберите модель к прослушанному сочинению. Объясните свой выбор.

ВЫВОД: Мы с вами рассмотрели сочинения разных жанров, но их всех объединяет тема.

4. НОВАЯ ТЕМА

  • А что же объединяет творчество Валентина Берестова и Эммы Мошковской? Как вы думаете?

СЛАЙД 3

Валентин Дмитриевич Берестов был одним из учеников С.Я.Маршака и К.И.Чуковского.

Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, каким человеком был Берестов?

Да, он был очень добрым, весёлым человеком, который безмерно любил детей и посвятил им много произведений. Родился он 1 апреля, и чувство юмора этого дня пронёс через всю жизнь в шутках и розыгрышах. Один из сборников Берестова так и называется «Улыбка»

Одно из произведений Берестова посвящено игре. Оно так и называется «За игрой».

Чтение учителем.

  • Какое чувство вызвало у вас это произведение?
  • А с каким настроением его надо читать?

Откройте учебник на с.74 и прочитайте. Помните о настроении.

  • Кто попробует прочитать вслух?
  • Какова основная мысль произведения?
  • Как играли дети?
  • А что значит «дружба не кончается»?

А сейчас мы с вами создадим модель титульного листа этого произведения.

5. МОДЕЛИРОВАНИЕ (практическая работа)

6. ФИЗМИНУТКА (под песню «Танец утят»)

7. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Э. МОШКОВСКОЙ

- Играть – это здорово! - говорила Э. Мошковская.

СЛАЙД 4

Интонация её произведений такая «детская», что, кажется, произведения написаны не взрослой тётей, а маленьким ребёнком.

Послушайте. Чтение учителем.

  • Какое чувство вызвало у вас это произведение?
  • Как вы понимаете выражение: «Я ушёл в свою обиду …

Буду жить в ней все года!..»

8. МОДЕЛИРОВАНИЕ

А теперь трудное задание. Но, я думаю, у вас всё получится.

Попробуйте сами на чистом листе при помощи простого карандаша сделать модель этого произведения.

Дети догадались заменить цвет словами: жёлтый – Ж..

9. ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ

Сейчас вы будете читать это стихотворение.

А, чтобы почувствовать настроение героя, мы поиграем.

Я буду называть чувство, а вы его изображать соседу по парте.

РАДОСТЬ, ОГОРЧЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ, ОБИДУ.

Вот с таким чувством и попробуйте прочитать.

  • Одинаковое ли настроение у мальчика на протяжении всего стихотворения?
  • Знаем ли мы на что обиделся герой?
  • А как он себя ведёт? Прочитайте.
  • Рад ли герой тому, что обида делась куда-то? Докажите словами текста.
  • Что спасло мальчика от обиды?
  • А может ли друг обидеть? Как вы думаете.
  • Надо ли долго обижаться? Почему?

10. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Как вы думаете, существуют ли правила дружбы?

Я предлагаю вам создать «ПРАВИЛА ДРУЖБЫ» вашего класса.

Это задание вы будете выполнять, работая в парах. Чтобы было легче, быстрее и, конечно, интереснее.

Вам нужно из всех предложений выбрать одно, которое вы считаете самым важным. Пара, которая будет готова, поднимает руки вверх, взявшись вместе, затем выходит к доске и прикрепляет правило на плакат.

11. РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

Во все времена народ наблюдал за человеческими отношениями, и появлялись пословицы и поговорки.

  • Какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?

СЛАЙД 5

Объясните смысл данных пословиц.

12. РЕФЛЕКСИЯ (звучит мелодия саксофона)

А теперь сядьте поудобнее и подумайте о том, что же сегодня вы почувствовали на уроке, что вас удивило, над чем вы думали.

Начинайте свой ответ фразами

  • Я думаю …
  • Меня удивило …
  • Я почувствовал …

Какое настроение у вас сейчас? Хочется ли улыбнуться, как в начале урока?

УЛЫБНИТЕСЬ, подарите свою доброту своим друзьям.

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете». Ж.-Ж. Руссо.

13. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вашим заданием на дом будет выучить понравившееся стихотворение наизусть.