Женский образ в искусстве Древнего Египта (на примере судеб цариц Нефертити, Хатшепсут и Нефертари)

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


Цель и задачи:

  • Изучить особенности искусства Древнего Египта на примере судеб цариц Нефертари, Хатшепсут и Нефертити, отраженных в памятниках искусства.
  • Развивать умение учащихся работать с информацией сети Интернет (работа с поисковыми системами, сетевыми энциклопедиями).
  • Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, осознание роли личности, ее судьбы в создании шедевров мировой культуры.

Оборудование:

  • Презентация в Microsoft Power Poin.
  • Компьютерный класс с выходом в сеть Интернет.
  • Мультимедийный проектор.
  • CD-ROM с ЦОР “Мировая художественная культура. Библиотека электронных ресурсов. 10–11 класс”.

План:

  1. Вступление. Организационная часть.
  2. Самостоятельная исследовательская работы с ресурсами Интернет
  3. Представление результатов работы в группах по плану:
  • “Лучшая по благородству” – Великолепная Хатшепсут.
  • “Самая прекрасная” – Нефертари.
  • “Красавица в диадеме” – Нефертити.
  1. Подведение итогов работы.

Приложение 1

Приложение 2

Ход урока

Вступление

Демонстрация слайд-шоу “Образ Древнего Египта” из материалов ЦОР “Мировая художественная культура. Библиотека электронных ресурсов. 10–11 класс”

Цивилизация Древнего Египта поражает нас красотой, органичностью. Искусство Древнего Египта, как и вся его история, вызывают неизменный интерес. Эта цивилизация притягивает нас своей таинственностью, принципиальной непохожестью ни на какую другую. Нам с вами нужно помнить, что история – это, прежде всего люди, ее творящие. А искусство – отражение жизни и исторического процесса. Мы довольно хорошо знакомы с именами фараонов Египта: Тутмос I и III, Сети, Рамзес I и II, Эхнатон, Тутанхамон… Искусство Египта – это искусство под эгидой фараона – мужчины. А что мы знаем о женщинах Древнего Египта? Пожалуй, лучше всего нам известны имена Клеопатры и Нефертити. Однако руины египетских древностей рассказывают и о других. Дошли до нас прекрасные фрески с женскими образами, представляющие танцовщиц, скульптуры супруг чиновников и правителей, рельефные и скульптурные изображения египетских богинь, дающих представление о канонах древнеегипетской красоты. Но есть имена в истории Древнего Египта, которые величием своим потрясают до сих пор: Нефертити, Хатшепсут, Нефертари – имена цариц, образ которых донесли до нас произведения искусства.

Распределение заданий для поиска информации в Интернет. Инструктаж по ТБ и правилам работы в Интернет. Выход в ВИКИПЕДИЮ – виртуальную энциклопедию

Задания:

  • “Лучшая по благородству” – Великолепная Хатшепсут: биография и произведения искусства;
  • “Самая прекрасная” – Нефертари: биография и произведения искусства;
  • “Красавица в диадеме” – Нефертити: биография и произведения искусства.

Работа в группах

Представление материалов работы групп.

Комментарии учителя при работе с презентацией, сопровождающей представления групп:

Мааткара Хатшепсут (“Лучшая по благородству”) Хенеметамон – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. До воцарения носила то же имя (Хатшепсут), которое не было изменено при восшествии на престол. Она является первой известной женщиной-правительницей в мировой истории.

Вариант сообщения учащихся (по материалам Википедии):

Царица Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I и царицы Яхмес (Яхмос) и приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I. После смерти Тутмоса I она вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II (сына Тутмоса I и второстепенной царицы Мутнофрет), жестокого и слабого правителя, правившего всего неполных 4 года. У Тутмоса II и Хатшепсут было двое дочерей – старшая дочь Нефрура, носившая титул “Супруги Бога” (верховной жрицы Амона) и изображавшаяся в виде наследника престола, и Меритра Хатшепсут. Наследником (а позже и соправителем Тутмоса II) считался сын её мужа и наложницы Исиды, будущий Тутмос III. После смерти Тутмоса II в 1490 до н. э., двенадцатилетний Тутмос III был провозглашен единоличным фараоном, а Хатшепсут – регентом. Однако позднее малолетний фараон был отстранен от трона фиванским жречеством Амона, которые возвели на престол Хатшепсут, а Тутмос III был отправлен на воспитание в храм. Тем не менее, в последующем Тутмос III допускался до решения практически всех политических проблем. Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской, но в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин. Отдельные статуи царицы, вроде выставленных в Музее Метрополитен, продолжают изображать её в повседневном виде – в обтягивающей женской одежде, накидке-немесе и без накладной бороды.

Хатшепсут активно вела строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто “Красное святилище” Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона; рельефные изображения на стенах святилища, недавно полностью восстановленного из разрозненных блоков, посвящены соправлению Хатшепсут и Тутмоса III. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски (высотой 29,56 м) рядом с пилоном храма Амона-Ра в Карнаке, которые были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте, пока их не заложил каменной кладкой Тутмос III (до наших дней сохранился один из них).

Наиболее известным памятником является прекрасный погребальный храм в Дейр-эль-Бахри в западной части Фив, носивший в древности название Джесер Джесеру – “Священнейший из священных” – и строившийся на протяжении 9 лет. Его архитектором был Сенмут – фаворит царицы. Этот храм был во многом уникален, демонстрируя безупречную гармонию архитектурного комплекса и торжество настоящей любви и счастья. Джесер Джесеру состоял из трёх крупных террас, украшенных портиками с белоснежными известняковыми протодорическими колоннами. В центре террасы были разделены массивными пандусами, ведущими наверх, к святилищу храма. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты бассейны. Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут. Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте.

Выводы группы:

В годы правления Хатшепсут были созданы великолепные памятники искусства. Это было время внутреннего прогресса государства, расцвета всех видов искусств. Из глубины веков перед нами предстает женщина – сильная и умная, великая и прекрасная, создавшая память о себе своими руками.

Нефертари Меренмут (“Самая прекрасная, возлюбленная Мут”) – первая супруга Рамзеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.

Вариант сообщения учащихся (по материалам Википедии):

Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари. Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами – Бентанат и Меритамон. Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе. Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя “неизвестной” царицы из Берлинского музея. Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II. Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор. Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.

В 1904 году Эрнесто Скьяпарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги “Речений Выхода в День” (“Книги Мертвых”) и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.

Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект “Нефертари” Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности.

Выводы группы:

Нефертари не стала фараоном, как Хатшепсут, она была всего лишь царицей, супругой фараона. Однако образ этой египтянки дошел до нас как выражение великой любви Рамсеса, по приказу которого создавались прекраснейшие произведения искусства. Образ женщины, любимой своим супругом, для которой возводились храмы и прекраснейшая усыпальница сохранился до наших дней.

Нефертити (Нефер-Неферу-Атон) – главная супруга древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона, время правления которого ознаменовалось крупномасштабной религиозной реформой.

Сообщение учащихся:

Возможно, Нефертити – дочь одного из сподвижников Эхнатона, вельможи Эйе, впоследствии – царя. По другой версии, сестра Эхнатона. Эхнатона. В этом браке родилось шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына – наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона – столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов: Нефертити, “красавица, прекрасная в диадеме с двумя перьями, владычица радости, полная восхвалений… преисполненная красотами” с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На каждой сцене обязательно присутствует Атон – солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени и была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. Стены зала возведенного Эхнатоном на 6-м году правления в своей столице для празднования церемонии Сед, были декорированы колоссальными скульптурными изображениями Нефертити, отождествленной с богиней Тефнут – дочерью Солнца.

Обладавшая огромной властью и полномочиями, царица чаще всего изображалась в своем излюбленном головном уборе – высоком синем парике, обвитом золотыми лентами и уреем. В 1912 году в скульптурной мастерской художника Тутмоса в эль-Амарне германским археологом Л. Борхардтом был обнаружен уникальный скульптурный портрет царицы, которая с тех пор стала одним из символов красоты и изысканности древнеегипетской культуры. В своем археологическом дневнике напротив зарисовки памятника Борхардт написал всего одну фразу: “Описывать бесцельно, – смотреть”. Вывезенный в Германию, уникальный бюст царицы хранится в собрании Египетского музея в Берлине.

На двенадцатом году правления Эхнатона умирает средняя дочь царственной четы – принцесса Макетатон, а вскоре и сама Нефертити исчезает с исторической арены, возможно, попав в опалу; ее место заняла второстепенная царица из женского дома Эхнатона – Кийа, а позже – старшая дочь Нефертити – Меритатон. К 14-му году правления супруга все упоминания о царице исчезают. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмоса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

Выводы группы:

Нефертити, пожалуй, одна из самых известных цариц Египта. Ее знаменитое изображение знают даже те, кто плохо осведомлен об истории и культуре Древнего Египта. В искусстве Египта с ней связано необычное новшество – очеловечивание человеческих переживаний, культ семьи и супружеской любви.

Выводы группы:

Нефертити, пожалуй, одна из самых известных цариц Египта. Ее знаменитое изображение знают даже те, кто плохо осведомлен об истории и культуре Древнего Египта. В искусстве Египта с ней связано необычное новшество – очеловечивание человеческих переживаний, культ семьи и супружеской любви.

Рефлексия

Беседа с учащимися:

  1. Назовите основные черты египетского искусства
  2. Подтверждают ли эти особенности материалы и иллюстрации нашего сегодняшнего урока?
  3. Какова, по-вашему, была роль женщины в Древнем Египте?
  4. Как повлияли особенности личности великих египетских цариц на развитие искусства Древнего Египта?
  5. Можно ли сказать, что образ женщины в искусстве Древнего Египта носит личностный, одухотворенный характер?

Заключительное слово учителя:

Женщина в истории искусства Древнего Египта – это не просто скульптуры и рельефы, фрески на стенах храмов и усыпальниц. Это песнь любви и преклонения, бесконечного уважения. Они были инициаторами создания произведений искусства, как Хатшепсут, были объектом поклонения царственного мужа, как Нефертари, и были идеалом красоты и совершенства для художников, как Нефертити. Сложными были их судьбы, непросто сложилась их жизнь, но образы их дошли до нас, благодаря произведениям искусства, которые, к счастью, пощадило время.

Домашнее задание

Сочинение-эссе “Женщина в истории искусства”

Литература:

  1. Статьи о Хатшепсут, Нефертари и Нефертити из сетевой энциклопедии Википедия
  2. Мышуста С.В. Древний Египет: женщины – фараоны. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Приложение 1 Раздаточный материал для обучающихся.

Приложение 2 Презентация к уроку.