Литературная "Своя игра"по теме "Великие русские писатели"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщить знания детей по разделу;
  • развивать речь, внимание;
  • прививать интерес и любовь к чтению, книгам;

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно –
Нам теперь работать нужно.

2. Сообщение темы и цели урока.

Ученик: 

Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник, 
А для детской души:
Это нить Ариадны,
Что ведёт их от сказок,
Былин и преданий.

Ученица:

Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду ото лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

Учитель:  Сегодня у нас урок – игра «Своя игра». Тему игры вы определите, если расшифруете эту запись.

А теперь поставьте цель урока.

А о ком мы будем сегодня говорить и чьё творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.

По горизонтали:

  1. Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. (печаль)
  2. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а…(иносказательно)
  3. Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (французский)
  4. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки и недостатки людей. (басня)

По вертикали:

  1. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт – Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (М.Ю.Лермонтов)
  2. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
  3. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал  литературу, интересовался театром. (Крылов)
  4. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука» (Толстой)

- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок.

Правила игры:

  1. На плакате написаны названия категорий и номера названий . Номер задания также обозначает количество баллов, которые команда заработает  в случае правильного выполнения этого задания.
  2. В игре принимают участие две команды, которые. Пользуясь приведённой схемой, выбирают категорию и номер задания.
  3. Право ответа принадлежит команде. первой поднявшей табличку со своим названием. В случае правильного ответа на счёт команды поступает количество баллов, соответствующее номеру выбранного задания, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если дан неправильный ответ, та же сумма снимается со счёта команды, и право ответа на этот вопрос переходит к другой команде.
  4. Победитель определяется по количеству баллов, набранных в ходе игры.

Тест

1

2

Кто из героев?

  1

  2

 3

  4

  5

 6

Начни сначала

  1

  2

 3

  4

  5

 6

Настроение

1

2

3

Узнай произведение

1

2

Герои. Кто они?

   1

     2

   3

4

 Учитель:  Победа команды будет зависеть от активности и знаний каждого     

её игрока. Задания перед вами. Вы можете выбирать любую категорию.

Категория «Тест»

1Биография писателей. Вопросы (1балл за каждый правильный ответ)

а)  Детство А.С.Пушкина прошло….

  • в Петербурге;
  • в Москве;
  • в Киеве;

б)  Маленького Сашу учила писать по – русски…

  • мать;
  • няня;
  • бабушка;

в)  И.А.Крылов родился в семье….

  • купца;
  • отставного капитана;
  • помещика;

г)  И.А.Крылов писал….

  • сказки;
  • басни;
  • повести;

д)  После смерти матери М.Ю.Лермонтова воспитывала…

  • няня;
  • бабушка;
  • дядя;

е)  М.Ю.Лермонтов жил в….

  • с. Грешневе;
  • с. Тарханы;
  • с. Степное;

ё)  Детство Л.Н.Толстого прошло..

  • деревне Ясная Поляна;
  • деревне Кучуки;
  • деревне Бобровка;

ж)   В семье Л.Н.Толстого было…….детей

  • 2;
  • 5
  • 4;

2. Цифровой конкурс. Вопросы. ( 2 балла за каждый правильный ответ);

а) В каком году родился Л.Н.Толстой? (в 1828г.)

б) В каком году родился А.С.Пушкин?  (в 1799г.)

в) В каком году родился М.Ю.Лермонтов? (в 1814г.)

г) В каком году родился И.А.Крылов? (в 1769г.)

Категория «Кто из героев?»

Вопрос. Кто из персонажей….

1. Чьи это слова? Откуда?

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!»

(Так говорила лиса из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»)

2. Кому принадлежат эти слова?

«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»  

(Царице из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о 7-и богатырях»)

3. Кому принадлежат эти слова?

- Назад! Назад! Вернитесь!......

(Артиллерист из рассказа Л.Н.Толстого «Акула»)

4. О чём идёт речь?

Ночевала тучка золотая
На груди ………

(«Утёс» М.Ю.Лермонтов)

  5. Кому принадлежат эти слова?

- Так не уйдёшь же ты от меня!

( Сын капитана из рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»)

6.  Чей это портрет?

« Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого»

Категория «Начни сначала»

Задание – узнать произведение и автора по первым строкам.

1.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход

(М.Ю.Лермонтов «На севере диком»)

2.Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку;

(Л.Н.Толстой «Лев и собачка»)

3.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;

(М.Ю.Лермонтов «Осень»)

4.

Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.

(И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»)

5.

«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….»)

6.. Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый.

(Л.Н.Толстой, «Какая бывает роса на траве»)

Категория «Настроение»

Вопросы и задание

1. Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам. Бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Чьё душевное волнение так описывает автор в этих строках.

(Льва из рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

2. Чьё душевное состояние описывает автор в этих строках.

(Утёса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс»

3.

Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет..

Чьё душевное состояние описывается в этих строках.

(Лебедя в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»)

Категория «Узнай произведение»

Задание.

1. Бог, сыр, рот, беда, дерево, голубушка, пёрышки, носок, шейка, очки. Зеркало.

Определите. Какое произведение спрятано в этих словах. Но будьте осторожны. В ряду слов есть лишние, не относящее к данному произведению. Назовите произведение и прочитайте отрывок из него.

(И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

2.Восстановите стихотворные строки.

Горные (вершины)
Спят во (тьме ночной)
Тихие (долины)
Полны свежей (мглой)

Категория «Герои. Кто они?»

Вопрос. Кто это?

1.

«В дорогой собольей душегрейке,
  Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни.
На ногах красные сапожки.

(Старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

(Мартышка из басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»)

3. Когда он увидел это, он вдруг закричал, как будто его что–то душило, и убежал к себе в каюту.

 (Капитан из рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»)

4.

Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

(33 богатыря из сказки А.С.Пушкина ««Сказка о царе Салтане»)

3.Итог игры. Подсчёт баллов.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Кому было не интересно, скучно?