Программа дополнительного образования для учащихся 8-х классов. Тема: "Детский фитнес"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования тренировочного процесса. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как физиология, психология, спортивная медицина, а так же мой  практический опыт.

Цель программы: формирование устойчивых мотивов и потребностей бережного   отношения к собственному здоровью, стремления к активным занятиям физической культурой и спортом, физической красоте, душевной и физической гармонии.

Задачи:

  1. Обогащение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранных фитнес-занятий, использования их в качестве средств укрепления здоровья.
  2. Совершенствование функциональных возможностей организма.
  3. Повышение работоспособности и совершенствование основных физических качеств.

Как и в любом виде двигательной активности, на занятиях фитнесом решаются три основных типа педагогических задач:

  1. Воспитательные - развитие позитивного отношения к движению, привлечение учащихся к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни
  2. Оздоровительные - укрепление здоровья, нормальное физическое  и психическое развитие;  формирование ценностного отношения к своему здоровью;
  3. Образовательные - формирование устойчивых мотивов, развитие и реализация индивидуальных способностей.

Особенности программы:

- содержание ее доступно для учащихся;

- реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению эмоционального фона;

- программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;

- проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку  и чередовать ее       в оздоровительных целях;

- содержит блок теоретических знаний  в области фитнеса;

- программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;

- занятия   проводятся под музыку, которая используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

Формы занятий - индивидуальные и групповые тренировки, показательные выступления.

Формы контроля

- тестирование

- тесты-практикумы

- конкурсные состязания «Мой фитнес-комплекс»

Ожидаемый результат

Программа предусматривает формирование у учащихся знаний, умений и навыков, ключевых компетенций. 

1. Учащиеся должны знать/ понимать:

- правила безопасного поведения;

- правила выполнения базовых движений и элементов трудности;

- смысл спортивной терминологии;

- основные понятия музыкальной грамоты;

- цели, задачи, особенности содержания современных направлений фитнеса.

2. Учащиеся должны уметь:

- контролировать в процессе занятий  свое телоположение, осанку, основные функциональные показатели: артериальное давление, пульс, дыхание;

- составлять и выполнять аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;

- осуществлять наблюдение за своим развитием и индивидуальной физической подготовленностью;

- составлять графики личных достижений;

- соблюдать правила безопасности и  принципы оздоровительной тренировки;

- использовать современный спортивный инвентарь и оборудование

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни:

- для повышения работоспособности, укреплении здоровья;

- для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств;

- для включения занятий фитнесом в активный отдых и досуг.

Основной ожидаемый результат - активное участие учащихся  в показательных выступлениях, открытых уроках, мастер-классах школы, творческих отчётах   с   ранее изученными комплексами упражнений, а также собственными комплексами. В ходе всего курса учащиеся заполняют индивидуальные листы здоровья, а также создают графики своих достижений.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

30%

Практика

70%

1.

Основы знаний. Тестирование

2

1

1

2.

Классическая  аэробика

14

1

13

 3.

Интервальный тренинг

6

 1

5

 4

Фитбол-гимнастика

11

1

 10

 5

Контрольные испытания. Тестирование

1

-

 1

 итого

 

34

4

30

Учебно-тематическое планирование

 

Название темы:

Дата

1

Раздел 1. (1 час) Основы знаний. Тестирование

 

2

Раздел 2. (14 часов)        Классическая аэробика

 

2.1

История аэробики. Ознакомление с базовыми шагами. Музыкальная грамота. Запрещенные движения.

 

2.2

Разучивание базовых шагов. Понятие музыкальный квадрат. Вербальные  и визуальные команды.

 

2.3

Фоновые шаги. Скрестные шаги. Шаги подъемы. Подъемы прямых ног. Техника рук. Правила  и обучение перемещениям (диагональ, круг, квадрат). Стретчинг.

 

2.4

Разучивание базовых шагов, их модификации. Простые комбинации (по 4 восьмерки). Силовой блок. Стретчинг

 

2.5

Разучивание базовых шагов, их модификации. Простые комбинации (со сменой ног). Силовой блок Стретчинг.

 

2.6

Комбинация № 1 Разучивание

 

2.7

Комбинация № 1 Закрепление

 

2.8

Комбинация № 1 Закрепление.

 

2.9

Комбинация № 1 Совершенствование

 

2.10

Комбинация № 2 Разучивание

 

2.11

Комбинация № 2 Закрепление

 

2.12

Комбинация № 1 Закрепление

 

2.13

Комбинация № 2 Совершенствование

 

2.14

Открытое занятие. Самостоятельное составление связок.

 

3

Раздел 3. (6 часов) Интервальный тренинг

 

3.1

Построение занятия ( разминка, интервальный блок, заминка). Приемы самоконтроля. Знакомство с круговой тренировкой. Противопоказания.

Форматы интервальных классов

 

3.2

Кардионагрузка: ходьба, легкий бег, подскоки, прыжки

Силовой блок: упражнения для мышц рук, ног     Стретчинг

 

3.3

Кардионагрузка: ходьба, бег прыжки

Силовой блок: упражнения для мышц рук, ног, брюшного пресса и спины   Стретчинг. Расслабление.

 

3.4

Кардионагрузка: велотренажер, беговая дорожка

Силовой блок: упражнения с гантелями, степпер

Упражнения на баланс. Стретчинг. Расслабление.

 

3.5

Кардионагрузка: велотренажер, беговая дорожка

Силовой блок: упражнения с медболом, на наклонной скамье

Упражнения на баланс. Стретчинг. Расслабление

 

3.6

Круговая тренировка: кардионагрузка - танцевальные упражнения, скакалка, базовые шаги аэробики

силовой блок - упражнения для мышц рук, ног, брюшного пресса и спины.  Упражнения на баланс. Стретчинг. Расслабление.

 

4

Раздел 4. (11 часов) Фитбол - гимнастика

 

4.1

История фитбола. Подбор мяча по росту. Противопоказания.

 

4.1

Гимнастические упражнения с мячом. Стретчинг. Расслабление.

 

4.2

Базовые упражнения аэробики. Стретчинг. Расслабление.

 

4.3

Упражнения сидя на мяче, с мячом в руках и ногах. Стретчинг. Расслабление.

 

4.4

Упражнения сидя на мяче, с мячом в руках и ногах. Стретчинг. Расслабление.

 

4.5

Комплекс упражнений № 1. разучивание

 

4.6

Комплекс упражнений № 1. закрепление

 

4.7

Комплекс упражнений № 2. разучивание

 

4.8

Комплекс упражнений № 2. закрепление

 

4.9

Комплекс упражнений № 3. разучивание

 

4.10

Комплекс упражнений № 3 закрепление

 

4.11

Урок-импровизация

 

5

Раздел № 5 (1 час) Контрольные испытания. Тестирование

 

Содержание программы

Раздел 1. Основы знаний. Теоретические сведения                                                                                

Общие требования безопасности при проведении занятий по фитнесу. Специальное оборудование для фитнес-занятий. Спортивные травмы и меры их предупреждения. Гигиенические знания и навыки (пульс, режим питания, спортивная одежда).  Противопоказания. Тестирование.

Раздел 2. Классическая аэробика (Приложение 1)

История аэробики. Базовые шаги. Движения рук. Подача вербальных и визуальных команд. Музыкальный размер. Понятие «Музыкальный квадрат». Построение занятия (разминка, аэробная часть, силовая часть, заминка).  Силовой тренинг. Стретчинг.

Практическая часть:

Разновидности шагов: марш (March), приставной шаг в сторону (Step touch), открытый шаг (Open step), скрестный шаг ( Grip wine ), ноги врозь- ноги вместе (V - step , W - step , A - step, side to side). Комбинации из освоенных шагов в сочетании с движениями рук (руки в стороны, вверх, вперед, вправо, влево, круги руками, круги предплечьями, круги плечами, сгибания и разгибания рук).

Разновидности бега ( jog): бег на месте, с продвижением вперед и назад. Выполнение базовых шагов в форме бега. Соединения из различных форм бега в сочетании с хлопками, сгибаниями и разгибаниями рук, с подниманием и опусканием рук.

Подскоки ( skips ): подскоки ногу вперед, в сторону, назад. Подскоки с ноги на ногу. Варианты выполнения базовых движений с подскоками. Многократное выполнение подскоков ноги врозь - ноги вместе ( Jumping djek). Соединение подскоков ноги врозь - ноги вместе с различными положениями рук. Выполнение связок их разновидностей бега, подскоков, подъема колена и подскоков ноги врозь - ноги вместе.

Подъем колена (knee-up  ). Поочередное и многократное выполнение подъема колена. Подъем колена с подскоком. Подъем колена с кругом рукой. Соединения из бега, подскоков и подъема колена.

Захлест (leg curl). Поочередное и многократное выполнение захлеста.

Выпад ( lunch ). Выпады вперед. Выпады в сторону. Соединения из разновидностей бега, подскоков, подъема колена, подскоков ноги врозь - ноги вместе с выпадами.

Мах ( kick ). Махи вперед. Махи в стороны. Махи вперед и в сторону с подскоками. Соединения из махов и подъемов колена с движениями рук. Соединения и связки из разновидностей бега, подскоков, выпадов, подъема колена и махов с движениями рук.

Стретчинг

1. Статический — удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический — удержание позы на растягивании в течение 8—20 сек, с плавным переходом из одной позы в другую;

 Предварительный, глубокий, активный стретчинг. Правила растяжки.

растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины,

пояснично - подвздошные мышцы, группа мышц задней  и передней поверхности бедра, голени, стопы

Вербальные команды:

- счет;

- счет в обратном порядке: 4,3, 2, 1.

- направление;

- лидирующая нога;

- название шага.

Визуальные команды:

- жесты;

- рука на ноге определяет ведущую ногу;

- пальцами - счет.

Силовой тренинг Упражнения силового характера, прыжки, упражнения на развитие гибкости и баланс:

Элементы динамической силы

 - упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног и пояса нижних конечностей

- упражнения для мышц брюшного пресса (верхний и нижний пресс, боковые мышцы)

- упражнения для мышц спины (верхняя и нижняя часть)

Элементы статической силы

«Пресс»- подъем туловища в положении лежа, руки вверх или за голову. Угол с опорой  (приподнимание ног над полом в упоре сидя или подъем таза над полом в том же исходном положении).  Удержание упора лежа на согнутых руках, боком.

Элементы гибкости (и вариации). Полушпагаты. Шпагаты (на правую ногу, на левую ногу и поперечный). Наклоны вперед в положении седа на полу. Пружинистые движения в положении глубокого выпада.

Равновесия Повороты на одной ноге (другая прижата к голеностопу) на 360 градусов. Равновесие на носках, руки вверх. Равновесие на одной, ногу в сторону, руки вверх или в стороны.

Контроль знаний: понятие «аэробика»,  «базовые движения», «музыкальный квадрат». Знание команд и жестов.  Назначение частей занятия (разминка, аэробная часть, силовая часть, заминка)

Раздел 3. Интервальная тренировка (Приложение 2)

Аэробные упражнения (кардионагрузка). Силовой тренинг.  Прыжковые упражнения. Стретчинг.  Упражнения на баланс.. Построение занятия ( разминка, интервальный блок, заминка)

Практическая часть:

Упражнения силового блока:

Упражнения для ног и пояса нижних конечностей: приседания ноги на ширине плеч, шире плеч, с опорой и без, с предметом и без; отведение ног в сторону, вперед, назад; выпады вперед, назад, в сторону, в движении; махи ногами; ходьба выпадами; перекаты с ноги на ногу;

Упражнения для рук и верхнего плечевого пояса: сгибания и разгибания рук в упоре лежа  на полу, на опоре, от стены с разным положением рук; сгибания и разгибания рук в упоре сзади.

Упражнения на пресс: для мышц верхней  и нижней части брюшного пресса, косых мышц, широкой мышцы

Упражнения для мышц спины и ягодиц

Упражнения с гантелями

Упражнения с медболом.

Упражнения с использованием наклонной гимнастической скамьи.

Кардионагрузка: быстрая ходьба, бег, прыжки, прыжки через скакалку, танцевальные движения, упражнения на тренажерах (беговая дорожка, велотренажер)

Упражнения на баланс

Равновесие переднее, заднее, боковое, на носках. С  использованием медбола,  фитбола, скакалки.

Стретчинг и расслабление

1. Статический — удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический — удержание позы на растягивании в течение 8—20 сек, с плавным переходом из одной позы в другую

Предварительный, глубокий

растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины,

пояснично - подвздошные мышцы, группа мышц задней  и передней поверхности бедра, голени, стопы

Контроль знаний: понятие «интервальная тренировка», «кардионагрузка», назначение частей занятия (разминка, аэробная часть, заминка)

Раздел 4. Фитбол-гимнастика (Приложение 3)

История фитбола. Подбор мяча по росту. Гимнастические упражнения. Базовые упражнения. Упражнения сидя на мяче.

Практическая часть:

Гимнастические упражнения: ходьба, бег, прыжки на месте и в движении, ОРУ с мячом  и без.

Базовые упражнения:

- March - марш (шаги на месте)

- Step-touch - приставной шаг

- Knee-up - колено вверх

- Lunge - выпад

- Kick - выброс ноги вперед

- Jack (jamping jack) - прыжки ноги врозь-вместе

- V-step

Упражнения сидя на мяче: упражнения на баланс, статические упражнения,  для рук и пояса верхних конечностей,   для мышц спины и брюшного пресса,  для ног и пояса нижних конечностей, стретчинг и расслабление.

Стретчинг:

1. Статический — удержание позы от 30 сек до нескольких минут;

2. Динамический — удержание позы на растягивании в течение 8—20 сек, с плавным переходом из одной позы в другую.

Предварительный, глубокий

растяжка мышц шеи, верхнего плечевого пояса, грудные мышцы, мышцы спины,

пояснично - подвздошные мышцы, группа мышц задней  и передней поверхности бедра, голени, стопы

5. Контрольные испытания. Тестирование

Практическая часть:

Самостоятельно составить и демонстрировать аэробные, силовые комплексы с учетом индивидуальных особенностей;

Соблюдая принципы оздоровительной тренировки, составить и демонстрировать комплекс упражнений с фитболом;

Составить музыкальную программу (2 минуты) и выступить с группой на фестивале по фитнес-аэробике.

Итоговое тестирование.