Урок по окружающему миру в 2-м классе по теме "Болота и их обитатели"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить учащихся с образованием болот, их растительным и животным миром.
  • Учить самостоятельно работать с дополнительной информацией, делать выводы.
  • Отрабатывать умение работать в группах.
  • Прививать любовь к живой природе.
  • Развивать любознательность.

Оборудование:

  • картина с изображением болота,
  • картинки растений и животных болота,
  • карта Томской области.

Ход урока

1. Орг. Момент. Дети заранее разделены на группы.

2. Повторение пройденного материала.

- Что такое равнина? Как равнины обозначают на карте?

- Как называется слегка холмистая равнина в Европе, по которой текут реки Волга, Дон, Днепр? Показать на карте.

- Низкая равнина в Азии, по которой течёт река Обь? Показать на карте.

- Чем равнины отличаются от гористых участков Земли?

3. Актуализация знаний.

- Сейчас прочитаю текст, а вы должны догадаться о каком природном комплексе идёт речь.

Не слишком гостеприимные места для людей, которых подстерегает множество опасностей: засасывающая топь, ядовитые змеи, насекомые- кровососы. Зато многие животные и растения чувствуют себя прекрасно.

тема урока. БОЛОТА И ИХ ОБИТАТЕЛИ

- Что надо узнать по теме урока? Вместе с детьми составить план.

ЧТО НАЗАВАЮТ БОЛОТОМ. ГДЕ ОБРАЗУЕТСЯ

  • РАСТЕНИЯ
  • ЖИВОТНЫЕ
  • ПОЛЬЗА

4. Изучение нового. Работа по группам.

Группы заполняют листы.

Группа №1.

Прочитать текст и найти ответы на вопрос. Приготовить сообщение.

Вода всегда течёт вниз. Поэтому на плоских и пониженных участках равнин часто образуются болота.

Болота - участки суши, на которых скапливается и застаивается вода. По площадям, занимаемым болотами, Томская область занимает первое место в мире.

Территория Западно-Сибирской равнины на 70% занята болотами.

Название водоёма Точное определение Где образуется? Интересные факты.
       

Группа № 2

Найти по описанию растение. Заполнить таблицу.

Название растения Что надо знать
Клюква  
Мох сфагнум  
Рогоз  
Багульник  
Кувшинка  
Росянка  

Вывод: все растения приспособлены к избытку влаги.

Мох сфагнум.

Это растение обладает удивительными свойствами. Он умеет пить воду, то есть впитывать в себя много лишней влаги. Именно по этому мох сфагнум может жить на влажном болоте.

Кроме того, сфагнум обладает целебными свойствами: там, где он растёт, не появляются вредные микробы, вызывающие болезни. Из-за этих свойств раньше сфагнум использовали вместо ваты. Этот мох живёт много лет.

Багульник болотный.

Вечнозелёный кустарник 20 -125см высоты. У растения тяжёлый запах. В медицине используют как отхаркивающее и бактерицидное средство при бронхитах, заболеваниях лёгких. Багульник - растение ядовитое. Животные обычно его не трогают.

Кувшинка.

Растение с крупным белым цветком напоминает пышную розу. Большие лепестки имеют тонкий аромат. Цветки кувшинки всплывают на поверхность воды и раскрываются рано утром. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. Но так бывает при устойчивой хорошей погоде, когда солнечно и сухо. Ну, а если облачно, если дождь и туман, то цветки не показываются из воды. По поведению цветков этого растения можно предсказывать погоду.

Росянка.

Небольшое красноватое растение. Растение насекомоядное. Добыча её - мелкие насекомые ( небольшие мухи, комары). Ловчими снарядами у росянки служат листья. Верхняя поверхность их покрыта особыми волосками, каждый из которых несёт на конце капельку клейкого сока. Лист росянки со множеством блестящих мелких капелек кажется покрытым росой. Садясь на такой лист мелкое слабое насекомое, приклеивается к нему и уже не может освободиться. Так и хочется назвать росянку злой хищницей! Но, оказывается, росянка - полезное растение. Из неё изготавливают лекарство от кашля.

Рогоз.

Высота этого растения до 1 - 2 метров. Отличительная особенность этого растения - это плотный коричневый, словно бархатный, "цилиндр" на конце стебля. Так выглядит скопление неспелых плодов рогоза.

Стебли и листья используют как строительный материал, для плетения корзин; корневища, богатые крахмалом, - пища выхухоли, ондатры, нутрии.

Клюква

"В лесу глубокой осенью
Везде, где мох растёт,
Краснеет клюква-ягода
По кочкам средь болот".

Вечнозелёный стелющийся полукустарник. Плод- тёмно-красная сочная ягодка. Созревают ягоды в конце сентября. Клюква отличается высоким содержанием аскорбиновой кислоты. Эта ягода обладает жаропонижающим свойством, активизирует умственную и физическую работоспособность. Клюкву используют при лечении ангины, простуды, болезни почек и др.

5.\Чёрный ящик \

- Что это? Кто догадался?

- Зачем эти предметы к нашей теме урока?

Это торф и уголь. Прочитаем как образуется.

Учебник стр.15 -16.

По размерам добычи торфа Россия занимает 1 место.

Группа № 3.

Прочитать текст. Кто больше найдёт жителей болота. Подчеркнуть.

Над болотом.

Каждый год возвращаются журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы. Скоро выведутся на болоте длинноногие, неуклюжие журавлята. Начнут ловить для них

журавли лягушек и змей. Вот и у ондатры появилось 12 маленьких детёнышей. Они ещё совсем голенькие, без шерсти, но могут долго находиться в холодной болотной воде. У выдры тоже скоро появятся малыши. Среди болотных кочек мелькнул маленький уж - это не ядовитая змея. Он очень любит плавать в воде и охотиться на лягушек. Мимо важно проплыла утка. Она отдыхает после долгого перелёта. Где-то совсем близко пролетел кулик.

Скоро появится грациозная стрекоза, она начнёт свою охоту за комарами и мошками.

Жизнь на болоте с наступлением весны становится бурной.

6. Закрепление. - Нужны ли болота? (Дискуссия.)

Важность болота.

  • Болота - важное звено круговорота воды на Земле. Накопители и регуляторы пресной воды. Они как губка сохраняют воду.
  • Болота - ценные природные комплексы.

Изучением болот занимается наука - болотоведение.

Болота очень важны для природы Земли: очищают воду, способствуют переполнению запасов грунтовых вод, смягчают климат окружающих территорий.

7. Итог. Стр. 17 № 3