Опыт применения метода терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в целях коррекции детско-родительских отношений

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Мы предположили, что коррекция нарушений детско-родительских отношений будет эффективной, если:

  • Совместные занятия тревожных детей и их родителей, придерживающихся позиции “отвержения”, как одно из основных средств коррекции нарушений детско-родительских отношений;
  • Изучение курса “Познай себя, и ты познаешь весь мир”, в основе которого лежит метод Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно, необходим для понимания себя и других людей.

Методика исследования состояла из двух групп методов исследования:

  • первая группа методов направлена на определение родительских позиций и установок по отношению к ребенку. В ходе изучения межличностных отношений в системе “родитель—ребенок” глазами родителя, мы использовали тест-опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин), анкетирование;
  • вторая группа методов направлена на изучение уровня тревожности детей среднего школьного возраста, а также уровня адаптации к новым условиям. При работе с детьми мы использовали Опросник Спилбергера, тесты Филлипса, Н.Г Лускановой, Л.В. Янковского, анализ творческого самовыражения, беседы, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

На первом этапе нашего исследования была проведена работа по изучению межличностных отношений в системе “родитель—ребенок” глазами родителя. При работе с родителями мы использовали опросник родительского отношения ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин).

В первую группу попали дети тех родителей, которые набрали низкие баллы по шкале “Принятие-отвержение”. Родители этой группы принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Такие родители проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.

Вторую группу сформировали дети тех родителей, которые набрали высокие баллы по шкале “Принятие-отвержение”. Родители этой группы приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям неприспособленным, открытым для дурных влияний.

На втором этапе нашего исследования была проведена работа по изучению уровня тревожности детей среднего школьного возраста. При работе с детьми мы использовали тест “Исследование тревожности” (Опросник Спилбергера).

В семьях детей с высоким уровнем тревожности преобладает такой тип родительской позиции, как “отвержение” ребенка, неверие в его силы и возможности, в то время как для семей детей со средним уровнем тревожности наиболее характерны “принятие”, “кооперация”, позитивное отношение к неудачам ребенка.

Родители детей с высоким уровнем тревожности имеют противоречивые родительские установки, в отличие от родителей детей со средним уровнем тревожности, склонных придерживаться последовательной линии поведения в отношениях с детьми.

Для родителей детей с высоким уровнем тревожности наиболее характерными являются такие установки, как “подавление воли ребенка”, “избегание общения с ребенком”, “оберегание ребенка от трудностей”, “ограничение матери ролью хозяйки дома”.

Для родителей детей со средним уровнем тревожности наиболее значимы такие реакции, как “предоставление ребенку возможности высказаться”, “строгость родителей”.

Обобщая данные, можно сказать, что возникновению и закреплению тревожности способствует, с одной стороны, все, что нарушает чувство защищенности ребенка в семье, а с другой - все, что ограничивает социальный опыт ребенка, заставляя его всецело ориентироваться на семью.

Решение этой проблемы требует как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее дальнейшей коррекции и профилактики.

Причины неэффективного родительского отношения:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью психотерапии и психологической коррекции. В этих целях используются совместные группы родителей с детьми. Был предложен метод групповой коррекции нарушений детско-родительских отношений — метод Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно. Также в этих целях разработаны занятия для детей и родителей “Познай себя, и ты познаешь весь мир”.

На протяжении всего учебного года проходил формирующий эксперимент. В течение года родители и их дети посещали занятия “Познай себя, и ты познаешь весь мир” В экспериментальную группу вошли дети с высокой тревожностью, и их родители, занимающие отвергающую позицию в отношении к своему ребенку. В контрольную группу вошли дети с нормальной тревожностью и их родители, занимающие по отношению к ребенку принимающую позицию. По окончании курса была проведена диагностика детей и их родителей экспериментальной и контрольной групп.

Уже на первом этапе родители и их дети начинают понимать, что каждый человек индивидуален, однако существуют некоторые закономерности поведения и эмоциональных реакций. Каждый участник группы приобретают новые, более полные знания об особенностях личности.

Участники группы, изучая особенности личности и творчества великих и знаменитых классиков мирового значения таких, как М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, Н. Некрасов, А.П. Чехов, открывают для себя мир внутренних переживаний и волнений, сходные со своими. Происходит снижение психо-эмоционального напряжения, облегчения, и понимание, что ты не один в своих переживаниях и исканиях. Появляется мотивация к обучению, повышается успеваемость и самооценка, а также социальная активность детей. Родители начинают понимать себя и своего ребенка. Родители отмечают, что появляется светлое чувство к своему ребенку, хочется с ним находиться рядом, помогать ему.

На протяжении учебного группа знакомится с различными методиками творческого самовыражения. Родителям и детям нравится методики терапии созданием художественных произведений. А.А. Платонов утверждал, что искусство, как почтение живому телу, как движение ветру, - органически присуще жизни. Поэтому, занятия творческой деятельностью в группе являлось естественным процессом. Постоянно всем участникам в процессе творческого самовыражения напоминалось, что творчество обычных людей также имеет право на существование. Радость творчества заключается в том, что есть возможность сделать что-либо по-своему, в своем характере. На занятиях “Познай себя, и ты познаешь весь мир” используются методики психокоррекции нарушений детско-родительских отношений созданием творческих произведений. Следует отметить, что на начала эксперимента у группы детей с высокой тревожностью, родители которых приняли позицию “отвержения”, наблюдаются низкие показатели по всем параметрам. После проведения занятий по коррекции нарушений детско-родительских отношений результаты диагностики испытуемых экспериментальной группы показали статистически значимое снижение личностной и ситуативной тревожности.

Анализ анкет, бесед, интервью показал, что до начала занятий у детей экспериментальной группы преобладали высказывания недовольства собой, преобладало неустойчивое настроение, низкая самооценка высказывались претензии в отношении родителей. Родители на первоначальном этапе не понимали своих детей, их раздражала их неуверенность, нежелание учиться в кадетском корпусе, плаксивость. У 30% родителей появилось чувство вины перед ребенком.

После проведения занятий по коррекции нарушений детско-родительских отношений у испытуемых экспериментальной группы показатели личностных характеристик, уровней адаптации и мотивации, виды школьного стресса значительно улучшились. У испытуемых контрольной группы показатели шкал практически не менялись. Опрос показал, что участники экспериментальной группы перестали бояться негативной оценки, у них появилось желание активней заниматься творчеством, проявить свои способности, поверили в свои силы, в себя, почувствовали творческий подъем, т.к. получили позитивное подкрепление своему творческому самовыражению. В ходе занятий происходит душевное сближение родителя и ребенка, т.к. произошло знакомство и принятие участниками группы своих индивидуально-характерологических особенностей. В контрольной группе все показатели изменились незначительно.

Это положение подтверждается результатами проективной методики “Несуществующее животное”. У большинства детей обеих групп по результатам диагностики до эксперимента присутствовали признаки заниженной самооценки, ориентация в прошлое и склонность к рефлексии, чувства вины, наличие защитных механизмов, высокой тревожности, неуверенность и страхи.

После занятий по коррекции нарушений детско-родительских отношений результаты диагностики изменились. Рисунки стали ярче, крупнее, позитивнее, сместились к центру, отсутствует защита (панцири, шипы, когти, зубы).

В результате работы по коррекции нарушений детско-родительских отношений родители и их дети начинают понимать, что каждый человек индивидуален, однако существуют некоторые закономерности поведения и эмоциональных реакций. Каждый участник группы приобретают новые, более полные знания об особенностях личности. Происходит снижение психо-эмоционального напряжения, облегчения, и понимание, что ты не один в своих переживаниях и исканиях. Появляется мотивация к обучению, повышается успеваемость и самооценка, а также социальная активность детей. Родители начинают понимать себя и своего ребенка. Родители отмечают, что появляется светлое чувство к своему ребенку, хочется с ним находиться рядом, помогать ему.

На протяжении учебного группа знакомится с различными методиками творческого самовыражения: созданием творческих произведений, творческим общением с природой, творческим общением с литературой, искусством, наукой, творческим коллекционированием, проникновенно-творческим погружением в прошлое, ведением дневника и записных книжек. Все занятия насыщены примерами из музыки, литературы и живописи.

После проведения занятий по коррекции нарушений детско-родительских отношений у испытуемых экспериментальной группы показатели личностных характеристик, уровней адаптации и мотивации, виды школьного стресса значительно улучшились. Опрос показал, что участники экспериментальной группы перестали бояться негативной оценки, у них появилось желание активней заниматься творчеством, проявить свои способности, поверили в свои силы, в себя, почувствовали творческий подъем, т.к. получили позитивное подкрепление своему творческому самовыражению. В ходе занятий происходит душевное сближение родителя и ребенка, т.к. произошло знакомство и принятие участниками группы своих индивидуально-характерологических особенностей.

Итак, исследование показало:

  1. Первоистоками нарушений в психоэмоциональном развитии детей таких, как высокая тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка и т.п. является нарушения в детско-родительских отношениях.
  2. Метод Терапии творческого самовыражения является эффективным, доступным и понятным методом коррекции нарушений детско-родительских от ношений.

В результате исследования разработан курс занятий “Познай себя, и ты познаешь весь мир”, обозначены и объяснены методы и приемы коррекции нарушений детско-родительских отношений, представлен анализ результатов обучающего эксперимента. Все это позволяет сделать вывод о том, что разработанные основные положения коррекции нарушений детско-родительских отношений с помощью метода Терапии творческим самовыражением М.Е.Бурно могут быть введены в систему психологического сопровождения детей и их родителей.

Литература

  1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 1989. – 304 с., ил.: 2-е изд., доп. и перераб. М.: Академический Проект, 1999. 364 с., илл.
  2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
  3. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках музыки и психологии как способ формирования целостного восприятия мира, познания себя и других // Психотерапия, 2007. - № 4.
  4. Галеева Н.И. Характерологический опросник М. Е. Бурно в учебно-исследовательской деятельности кадет в рамках интеграции психологии и общеобразовательных предметов в кадетском корпусе // Вопросы ментальной медицины и экологии, Том XIV, 2008. - №2.
  5. Галеева Н.И. Методики творческого самовыражения М.Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната// Психотерапия, 2008.
  6. Галеева Н.И. Программа психологического сопровождения и психокоррекционной помощи детям с нарушением письма. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 2. - М.: ООО “Чистые пруды”, 2008.
  7. Галеева Н.И. Возможности применения метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно на интегрированных уроках в курсе “Психология в музыке” // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2006/2007 учебный год: Книга 2. - М.: ООО “Чистые пруды”, 2007. - 600 с.
  8. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. -880 с.: ил.- (“Б-ка психологии, психоанализа, психотерапии”).