Урок русского языка по теме "Правописание наречий"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формирование навыка написания суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок;
  • расширение активного словарного запаса учащихся;
  • воспитание культуры речи.

Оборудование:

Учебник “Русский язык”, 4 класс Часть 2 (автор А.В. Полякова), Русский язык: Как живешь, наречие? (автор Т.Г. Рик).

Ход урока

I. Постановка проблемы урока.

На доске записан текст:

Работаем в отборочной комиссии. Отбираем наречия. Встаем засветло и работаем дотемна, только изредка на обед и отвлекаемся. Досыта не наедаемся, надолго никак не уйдешь - столько работы! Ходим влево, вправо - кандидатов рассматриваем. Только всех отсмотришь – снова кандидаты пришли, уже другие.

Учитель: Прочтите. Что записано?

Дети: Текст.

Учитель: Что заметили?

Дети: Много наречий.

Учитель: Выпишите наречия в тетрадь в столбик, выделите суффикс.

Самостоятельная работа учащихся. Заполняется таблица на доске.

Прилагательное, от которого образовано наречие

наречие

приставка

корень

суффикс

  изредка     -а-
  дотемна     -а-
  снова     -а-
  засветло     -о-
  надолго     -о-
  влево     -о-
         
         

Учитель: Что заметили?

Дети: Это наречия с суффиксами -а- или -о-.

II. Определение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, что станет темой нашего урока?

Дети: Я думаю, что тема нашего урока будет звучать так: правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях.

Учитель: Да, сегодня мы узнаем, когда же в наречиях пишется суффикс -а-, а когда -о-.

III. Работа над темой урока.

Учитель: А что мы знаем о наречиях?

Дети: Это неизменяемая часть речи.

Дети: Она связана с глаголом.

Дети: Наречия образуются от прилагательных и существительных с предлогами.

Учитель: А от каких частей речи образованы наши наречия? Запишите эти слова.

Дополняется таблица.

Прилагательное, от которого образовано наречие

наречие

приставка

корень

суффикс

редкий изредка     -а-
темный дотемна     -а-
новый снова     -а-
светлый засветло     -о-
долгий надолго     -о-
левый влево     -о-
         
         

Дети: Эти наречия все образованы от прилагательных.

Учитель: Каким способом образованы эти наречия?

Дети: Они образованы приставочно-суффиксальным способом, т.е. при помощи приставки и суффикса.

Учитель: При помощи каких приставок и суффиксов образованы наречия?

Дети: При помощи приставок из-, до-, с-, за-, на-, в- и суффиксов –а-,-о-.

На доске дополняется запись в таблице:

Прилагательное, от которого образовано наречие

наречие

приставка

корень

суффикс

редкий изредка из-   -а-
темный дотемна до-   -а-
новый снова с-   -а-
светлый засветло за-   -о-
долгий надолго на-   -о-
левый влево в-   -о-
         
         

Учитель: Взгляните еще раз в свои тетради и на доску и попробуйте сделать вывод о том, когда в наречиях с приставками пишется суффикс -а-, а когда -о-.

Дети: Я думаю, что суффикс -а- пишется в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-. А суффикс -о- пишется, если наречие образовано при помощи приставок за-, на-, в-.

Учитель: Давайте проверим себя, а для этого сравним наш вывод с выводом учебника страница 10.

Учащиеся читают вывод учебника.

Дети: Да, мы верно сделали вывод.

Учитель: Закончим чтение нашего текста. Как вы думаете, какое задание может быть дано к нему?

Текст на доске:

Подходить к ним нужно достаточн- избирательн- и объяснять доходчив-. Некоторые не понимают – занов- приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост- ошибиться можно! Устаем изрядн-! Но доля наша издавн- такова – служить наречию.

Ваши Издос и Занав.

Дети: Здесь пропущены суффиксы в наречиях с приставками. Я думаю, что нужно вставить эти суффиксы.

Учитель: Выполните предложенное задание, выделяя суффикс и приставку, при помощи которой образовалось это наречие.

Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Ребята, не было ли сомнений при выполнении этого задания?

Дети: Я сомневаюсь в написании слова “достаточн-” и “изрядн-”. Мне кажется, что здесь нужно написать суффикс -о-.

Учитель: Давайте вновь обратимся к таблице. Запишите в таблицу эти наречия. От каких прилагательных они образованы?

Ученики дополняют таблицу.

Прилагательное, от которого образовано наречие

наречие

приставка

корень

суффикс

редкий изредка из-   -а-
темный дотемна до-   -а-
новый снова с-   -а-
светлый засветло за-   -о-
долгий надолго на-   -о-
левый влево в-   -о-
достаточный достаточно     -о-
изрядный изрядно     -о-

Дети: Я понял. Эти наречия образованы от прилагательных, у которых уже была приставка. А мы говорили о наречиях, образованных при помощи приставок. Значит, эти наречия нашему правилу не подчиняются.

Учитель: Кто повторит, как звучала тема нашего урока?

Дети: Правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях .

Учитель: Вы согласны с такой формулировкой?

Дети: Нет, мы считаем, что ее нужно уточнить.

Дети: Тема будет звучать так: правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, за-, на-, в-.

Учитель: А кто написал нам это письмо?

Дети: Издос и Занав. Это приставки.

Дети: Они так себя назвали, чтобы нам было легко запомнить, какие нужно писать с суффиксом -а-, а какие с суффиксом -о-.

Учитель: А теперь попробуйте сами образовать наречия от данных частей слов при помощи приставок и суффиксов из таблицы.

Запись на доске:

-бел-
-темн-
-лев-
-давн-

Самостоятельная работа учащихся. Проверка.

IV. Итог урока.

Учитель: Чему мы сегодня научились?