Урок развития речи. Система Л.В. Занкова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Способствовать обогащению речи учащихся фразеологизмами, многозначными словами, научными терминами, активизировать словарь учащихся.
  2. Содействовать воспитанию у детей любви к родному языку, интереса к слову, потребности раскрывать тайны живого слова.
  3. Помочь учащимся в выборе продуктов для здорового питания.

Оборудование:

  • карточки со словами:
  • фольклор,
  • загадки,
  • пословицы,
  • фразеологизмы,
  • народные песни;
  • фрукты и овощи;
  • карточки с фразеологизмами;
  • плакат с текстом народной песни.

Ход урока

I. Организация детей.

II. Речевая разминка.

Интонирование предложения:

Грамота – к мудрости ступенька.

Чтение хором:

  • с логическим ударением на слове грамота;
  • с логическим ударением на слове мудрости;
  • с повышением тона;
  • с понижением тона.

Учитель:

– Объясните значение этой старинной русской пословицы. Запишите её в тетрадь.

– К какому разделу литературы относится пословица?

Дети:

– К фольклору.

III. Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

– Сегодня на уроке развития речи мы больше узнаем о творчестве русского народа, проникнем в тайны живого слова, познакомимся с новыми словами и их значением. В слове скрыта особая сила. Оно заставляет нас слушать, видеть, думать. Эти понятия очень важны в учёбе.

IV. Обогащение речи учащихся фразеологизмами.

Учитель:

– В старину, чтобы запомнить важные события, люди завязывали на верёвке узелки на память. А мы сегодня с вами новые знания “зарубим на носу”. Как вы себе это представляете?

1 ученик: “Зарубить на носу” означает “запомнить крепко-накрепко”. И не надо волноваться за свой нос, потому что здесь имеется в виду другой нос – дощечка, на которой в древности неграмотные люди зарубками делали какие-то заметки и носили их с собой.

Учитель:

– Пусть сегодня таким носом послужит ваша тетрадь.

Запись: Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

Учитель:

–Как называется такое выражение в русском языке?

Дети:

– Фразеологизм. Фразеологические обороты тоже относятся к фольклору.

Работа в парах.

На карточках написаны фразеологизмы. Объяснить их значение.

Остаться с носом, задирать нос, повесить нос, крутить носом, нос не дорос, из-под самого носа, клевать носом, водить за нос.

Учитель:

– О каком носе здесь идёт речь?

Дети:

– Об органе обоняния.

Запись:

  • нос – дощечка;
  • нос – орган обоняния.

V. Усвоение новых знаний.

Учитель:

– Продолжаем знакомиться с другими примерами народного творчества и узнавать тайны новых слов. В русском языке есть название овоща, который тоже бывает носом. Отгадайте загадку:

Красный нос
В землю врос. (морковь)

2 ученик: Морковь – любимый овощ народов многих стран. В оранжевый цвет её окрашивает вещество каротин. Когда вы съедите морковку, это вещество превратится в витамин А. Витамин А улучшает зрение и помогает расти.

3 ученик: Но только ли в моркови есть каротин? Это вещество есть во многих овощах и фруктах жёлтого, оранжевого и красного цвета. Но название ему дала “красная девица”, у которой “коса на улице”, т. к. в переводе с латинского языка “морковь” – “карота”.

Учитель:

– Разделите эти плоды на 2 группы и запишите только те, где есть каротин. А по какому признаку вы будете их определять?

Дети:

– По цвету.

Шиповник, капуста, морковь, картофель, петрушка, красный перец, укроп, салат, абрикос, лук.

Учитель:

– Я не зря подобрала такое задание. Сейчас весна, и у всех нас авитаминоз – недостаток витаминов. Поэтому необходимо обязательно употреблять свежие овощи и фрукты, зелень, в которой тоже содержится каротин, превращающийся в витамин А.

Учитель:

– А кто впервые придумал слово “витамин”?

4 ученик: Слово “витамин” придумал польский учёный Казимеж Функ. Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Если соединить латинское слово “вита” (жизнь) с “амин”, то получится “витамин”.

VI. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

Учитель:

– Для организма очень плохо, если он недополучает витамины, а ещё хуже, когда дети плохо кушают. Об этом стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

 

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка.
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супик?
– Нет.
– Котлетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.
– Что с тобою, Юлечка?
– Ничего, мамулечка.
– Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
– Не могу, бабулечка.
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах
Появился детский врач –
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито
– Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
Бурый мишка лижет мёд,
В норке завтракает крот.
От зайчат и до котят –
Все на свете есть хотят.
Обезьяна ест банан,
Ищет жёлуди кабан.
С хрустом конь жуёт овёс,
Кость грызёт дворовый пёс.
Воробьи зерно клюют
Там, где только достают.
Утром завтракает слон –
Обожает фрукты он.
Ловит мошку ловкий стриж,
Сыр и сало любит мышь.
Попрощался с Юлей врач –
И сказала громко Юля:
– Накорми меня, мамуля!
(С. Михалков)

Учитель:

– Какой вывод вы сделали для себя, посмотрев эту сценку?

Доктор приготовил для нас полезные советы. (Детям раздаются карточки).

Полезные советы

  1. Овощи и фрукты – полезные продукты.
  2. Сладостей тысячи, а здоровье одно.
  3. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
  4. Остерегайтесь очень острого и солёного.
  5. Воздерживайтесь от жирной пищи.

VII. Физкультурная минутка.

Игра на внимание: “Три сигнала”.

Дети встают. Учитель, а потом сами дети, называют продукты и блюда, дети выполняют действия.

  1. Если продукт не полезен, то дети выполняют повороты головой влево, вправо.
  2. Если продукт мало полезен, то дети поочерёдно поднимают левое и правое плечо.
  3. Если продукт очень полезен, то дети хлопают в ладоши над головой.

Торт, сок, фрукты, кефир, чипсы, рыба, шоколад, овощи, манная каша, йогурт, булки, конфеты, гречневая каша, жевательная резинка, икра, орехи.

VIII. Закрепление знаний о многозначных словах.

Учитель:

– Давайте продолжим исследовать слова. Вернёмся к устному народному творчеству. Ещё одним примером фольклора являются народные песни. Прочитайте народную песню, используя напевный ритм.

Чтение с плаката:

В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.

Учитель:

– Запишем словосочетания со словом красный и подберём к ним слова, близкие по значению.

Запись:

  • красное крыльцо – главное;
  • красна девица – красивая;
  • красный угол – почётный.

Учитель:

– Ещё мы узнаем, в каком значении употребляется слово красный, из текстов.

1. С давних пор русский народ называл красным всё красивое и славное. Яркое солнышко – красное солнышко. Пригожая девица – красная девица. Умное, меткое слово – красное словцо. Передний угол в доме для дорогих гостей называли красным углом.

2. В древние времена книги переписывали от руки. Первую букву расписывали красной краской. Отсюда и появилось выражение “писать с красной строки”. С красной строки начинают писать каждую часть текста, в которой содержится новая мысль.

Учитель:

– Что ещё русский народ называет красным? Подберите синонимы.

Запись:

  • красное солнышко – яркое;
  • красное словцо – меткое;
  • красная строка – новая.

Учитель:

– А какое время года называют красным?

Дети:

– Весну, лето.

Учитель:

– А осень можно назвать красным временем года?

Дети:

– Да, листья красные.

Учитель:

– Листья, оказывается, в красный цвет окрашивает тоже каротин.

IX. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:

– С какими примерами народного творчества мы познакомились?

Дети:

– С фразеологизмами, загадками, пословицами, песнями.

Учитель:

– Какие открытия вы сделали на уроке?

– Какие полученные знания актуальны – важны в настоящее время?

– Тайны каких слов вы открыли для себя?

– Продолжите предложения:

Учитель:

– Закончить урок я бы хотела словами И. С. Тургенева:

“Берегите чистоту языка, как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”.