Информационные и творческие проекты

Разделы: Иностранные языки


Повышение мотивации учащихся к изучению школьных предметов широко дискутируется в отечественной профессионально-методической литературе. Одним из способов достижения этой цели является использование активных форм обучения, связанных с внедрением новых информационных технологий, более эффективным использованием старых приемов, в том числе  работа с наглядными пособиями, аудио- и видеоматериалами, приемы драматизации и т.д. Большие надежды возлагаются на практику широкого применения метода проектов, использования новых информационных технологий, метода активизации резервных возможностей личности. Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что дети активнее откликаются на деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и тому подобные методы обучения.

Проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в наше время. Учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Иными словами, самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление, носит характер проектной деятельности.
Метод проекта является комплексным способом формирования пяти базовых компетенций. Это – социально-политическая компетенция, или готовность к решению проблем, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция и готовность к образованию на протяжении всей жизни. В  совокупности они обеспечивают готовность выпускников к адаптации и самореализации в условиях рынка труда современного информационного общества.

Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредством проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения и осваиваются основные элементы технологических цепочек.

Проектная деятельность как элемент учебного процесса оказывается очень эффективной. Она предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задачи и способствует творческому развитию личности.
Что делает привлекательной проектную деятельность учащихся?
Во-первых, в современном мире одним из требований, предъявляемых к специалисту, является требование не просто высказать идею, свой способ решения проблемы, а изложить его в виде полностью проработанного плана (проекта) и уметь оценить его конкурентоспособность. Во-вторых, известен такой подход, как обучение через опыт, который позволяет ученикам принять участие в происходящих в мире событиях через самостоятельную деятельность. Проектная деятельность на английском языке требует активизации и совершенствования всех знаний, умений и навыков, полученных на уроках: знание и применение на практике грамматики, письменной и устной речи (развитие монологической и диалогической речи), практическое применение знаний английского языка и высокая оценка работы экспертами. В-третьих, только технология совместного проектирования, дает возможность выстраивать партнёрское взаимодействие между соавторами проекта, т.е. организует обучение в сотрудничестве. Такой метод направлен на развитие навыков делового общения в коллективе и предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, создание учащимися конечного продукта (результата) их соб­ственной творческой деятельности.

Говоря о проектной деятельности, различают несколько видов проектов, в том числе учебно-исследовательские, творческие и информационные. Учебно-исследовательские проекты успешно применяются в дисциплинах гуманитарного и  естественно-научного цикла. Опыт работы в этом направлении был представлен в статье «Учебно-исследовательская проектная деятельность как форма внеклассной работы по химии. Из опыта работы», опубликованной в сборнике фестиваля «Открытый урок» 2007/2008 года.

В курсе лингвистических дисциплин чаще всего используются информационные и творческие проекты. Информационные направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. По структуре информационные проекты схожи с исследовательскими и являются их составной частью, модулем.

Творческие проекты подчиняются жанру конечного результата (газета, спектакль, сочинение, эссе, видеофильм, праздник и т. п.), но оформление результатов проекта требует четкой, продуманной структуры в виде сценария праздника, плана сочинения, статьи, эссе, дизайна рубрик газеты, альбома и т. п.

В основе работы над проектами лежит сотрудничество и коренным образом меняется роль учителя. На таких уроках он – консультант, "арбитр" в улаживании внутри групповых конфликтов, эксперт промежуточных результатов, аналитик в отслеживании деятельности каждого из участников и степени использования изученного материала. Перед тем, как давать задание на проект, важно рассмотреть, какие этапы существуют при решении задач:

  • постановка цели;
  • описания предполагаемого результата;
  • анализ исходных данных и имеющихся ресурсов;
  • выбор исполнителей;
  • написание и оформление проекта;
  • защита проекта, обсуждение достоинств и недостатков;
  • анализ результата.

Организация проектной деятельности не укладывается в рамках классно-урочной системы и, как правило, затрагивает и внеурочную деятельность. Большую часть проектирования (сбор информации, анализа проведение исследований, экспертиза и т.д.) учащиеся выполняют вне урока.

На заключительном занятии проводится подведение итогов работы, защита и экспертиза представленных работ, определяются критерии оценки и проводится рейтинговая оценка (определяется голосованием каждого ученика).

Так, при анализе и оценке представленных проектов учащиеся предложили следующие критерии оценки:

  • практичность;
  • понятность;
  • полнота использования средств информационных технологий;
  • творческий подход;
  • защита.

При оценке собственных проектов учащиеся отмечали, что именно эта деятельность помогла им применить полученные знания в комплексе: научиться применять их самостоятельно и выбирать оптимальные средства для работы с нужной информацией, а также умение анализировать критически, оценивать свою деятельность, сотрудничать с товарищами, учителем.

В процессе применения метода были выполнены несколько информационных и творческих проектов.

Среди информационных были проекты учащихся 6 классов «Домашние любимцы» и «Моя школа», отмеченные Дипломами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио, 2005/2006» , проводимого Издательским домом  «Первое сентября», в двух номинациях «Литературное творчество» и «В помощь учителю.
Презентация  проектов «Экология Пущино» и «Город, в котором я живу», посвященных юбилею нашего города,  проходила в виде конференции на английском языке и освещалась городским телевидением и газетой «Пущинская среда».

Творческие проекты – музыкальные спектакли на английском языке «Красная Шапочка», и «Три поросенка». Учащиеся третьих классов в ходе месячника иностранного языка в школе не только организовали выставку детских книг на английском языке, а также выбрав самую интересную из них – «Три поросенка», написали сценарий этой сказки совместно со старшеклассниками,   опираясь на изученный  лексический материал, используя стихи и песенки, которые содержатся в их учебнике. Материалы проектной работы «Красная Шапочка» представлены в сборнике исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио,  2006/2007».

Хорошо себя зарекомендовало создание разновозрастных групп учащихся, работающих над проектом.
Следует отметить, что у метода проектов есть ограничения. Проект любого типа – это творческая работа, к сожалению, не все дети проявляют способности к творчеству. Кроме того, для творчества в любой области надо обладать определенным набором базовых знаний, умений и навыков, сформированным понятийным аппаратом, готовностью и способностью интерпретировать информационный материал разной степени достоверности и сложности, выполнять  учебные задания исследовательского характера, оформлять их в виде проектов. Следовательно, прежде, чем дать задание выполнить проектную работу на ту или иную тему, того или иного характера,  учитель должен критически оценить возможности учащихся.

Практика показывает, что не все преподаватели понимают разницу между написанием реферата и информационным проектом, между постановкой спектакля и творческим проектом и т. п. Представляется правильной точка зрения, что в проектных работах важен не только конечный продукт, его форма  и его демонстрация, но и рассказ о самой деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали идеи, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие были приняты и почему, как преодолевались трудности. Таким образом, дети в ходе презентации конечного продукта проекта анализируют свою деятельность, проводят рефлексию, обсуждают групповую и индивидуальную работу и личный вклад каждого участника проекта.

Эти воспитательные цели проектной деятельности позволяют выполнить задачу по усилению степени автономии учащихся, сделав их более самостоятельными и ответственными за результаты учебного труда. Введение рефлексивной составляющей в презентацию продукта проектной работы группы соответствует современным тенденциям внедрения технологии самоконтроля и взаимоконтроля, которые являются фундаментальными в технологиях адаптивной школы.

Основой проектов в курсе изучения иностранного языка могут быть следующие проблемные задания:

  • Поисково-игровые, направленные на развитие наблюдения. Различных видов мышления, творческого воображения;
  • Коммуникативно-поисковые, направленные на развитие умений вести дискуссию, умения нахождения нужной стратегии, оптимального объема языкового материала в ситуациях прямого и опосредованного общения;
  • Коммуникативно-ориентированные, направленные на формирование готовности к решению чисто коммуникативных, а также учебных, социальных, поисково-информационных задач в условиях, как соревнования, так и сотрудничества;
  • Познавательно-поисковые культуроведческие задания, направленные на интеграцию междисциплинарных знаний, формирование комплексных социокультурных знаний и умений, а также на формирование умений смысловой интерпретации первичных и  вторичных авторских текстов;
  • Лингвистические поисковые задания, направленные на формирование профильных лингвистических и филологических умений.

Конечная цель проектов – это умение создавать собственную информацию в виде текстов, презентовать ее слушателям и зрителям,  именовать, сохранять,  классифицировать, архивировать созданную информацию, с учетом всех норм, принятых для оформления авторских работ.
Метод учебного проекта не укладывается в традиционную урочную форму взаимодействий учителя и учащихся.  Тематика проектных работ должна дополнять и развивать материал уроков, а  не противостоять им. Проектные работы дают  возможность применить полученные на уроке академические знания на практике, опираются на них,  подчеркивая тем самым, престиж и необходимость этих знаний.

Специалисты утверждают, что в разных странах растет интерес к таким формам итогового контроля, как проектное исследование. В нашей школе на протяжении ряда лет  одной из форм итоговой аттестации по предметам естественно-научного цикла (химия, биология) является подготовка реферата, содержащим результаты своего собственного научного исследования  по выбранной теме. Экзамен становится научно-практической конференцией единомышленников.
Что касается применения метода проектов в изучении английского языка, то данная форма чаще всего применяется для текущего и промежуточного  контроля. Некоторые элективные курсы для предпрофильной подготовки и профильного обучения предусматривают выполнение проектных работ как формы   итогового контроля.
Накопленный опыт позволяет сделать несколько практических выводов.

  • Метод проекта был создан как форма групповой работы и реализует свой огромный потенциал именно как групповая форма;
  • Требования, предъявляемые к проекту по объему и способам презентации проектной работы, стоит соотнести с объемом элективного курса и требованиями заданий  по английскому языку в ЕГЭ, например, написание эссе на заданную тему – объем  250 слов;
  • Все рабочие материалы и конечный продукт должны быть зафиксированы на доступных носителях информации;
  • Один из рекомендуемых критериев оценки проектной работы – можно ли в дальнейшем использовать конечный продукт как наглядное пособие или  дидактический материал в будущем? Кому этот конечный продукт не стыдно продемонстрировать: только одноклассникам, или другим учителям? С кем можно поделиться?
  • Настроиться на большие затраты своего  времени и сил.

Если Вы правильно оценили возможности ваших учащихся, не пожалели времени, то используя метод проектов,  Вы получите замечательный результат: моральное удовлетворение от своего труда, неповторимые авторские работы школьников,  которыми будете гордиться и Вы и Ваши ученики.

Литература:

  1. Есина В.А. Учебно-исследовательская проектная деятельность как форма внеклассной работы по химии. Из опыта работы / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 198
  2. Есина В.А. Основы художественного перевода на примере произведений английских писателей и поэтов / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 578
  3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 216с.
  4. Картавых К. Моя школа. Проектная работа на английском языке / Картавых К., Орлов И., Петров А., и др.// Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2005/2006 учебный год: Книга 2; [Руководитель проекта С.Л. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 525
  5. Копылова Е. Красная шапочка. Проектная работа на английском языке. / Копылова Е., Петрова Е., Петров А.// Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Сборник описаний работ. 2006/2007 учебный год: Книга 2; [Руководитель проекта С.Л. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды». – С. 280
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособия для учителей и студентов педагогических вызов. М.: Аркти, 2005 – 168с.
  7. Соловова Е.Н. Материалы курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 1–4. / Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков; М.: Педагогический университет «Первое сентября», 200. 60с
  8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.