Урок математики во 2-м классе по теме "Приемы письменных и устных вычислений в пределах 100. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить знания детей по нумерации чисел в пределах 100.
  2. Формировать умения складывать и вычитать числа в пределах 100, выполнять проверку правильности вычислений.
  3. Совершенствовать умение решать текстовые задачи изученных видов.
  4. Развивать внимание и логическое мышление.
  5. Воспитывать любовь к совместному труду, взаимовыручку и взаимопомощь.

Ход урока

Ι Организационный момент

ΙΙ Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке математики мы закрепим полученные знания нумерации чисел в пределах 100, вспомним приемы письменных и устных вычислений, будем решать задачи. А что еще ждет вас на уроке, вы узнаете, если выполните мои задания.

ΙΙΙ Устный счет

- Вместо числа вам нужно будет записать соответствующую букву и получить словосочетание.

- 2 ученика работают с именованными числами.

91 см * 9 дм

9 дм * 1 м

1 м * 99 см

1 ч * 10 мин

  1. Назовите число, которое мы называем при счете перед числом 34.

  2. Увеличьте его на 2 десятка.

  3. Какое число при счете следует за числом 87.

  4. Уменьшите его на 5 единиц.

  5. На сколько нужно уменьшить 15, чтобы получилось 7?

  6. Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получилось 17?

  7. Первое слагаемое 35, второе – 6. Найдите сумму.

  8. Найдите разность чисел 24 и 9.

  9. Уменьшаемое 70, вычитаемое – 3. Найдите разность.

  10. Какое число больше 69 на 1?

  11. Увеличьте это число на 8.

  12. Уменьшаемое 19, разность – 7. Чему равно вычитаемое?

  13. Из какого числа нужно вычесть 9, чтобы получилось 21?

  14. К кому числу нужно прибавить 5, чтобы получилось 25?

Ключ к ответу:

 

8

12

15

20

30

33

41

53

67

70

78

82

88

я

л

р

а

к

з

п

и

о

г

у

н

м

- Какое словосочетание у вас получилось? (Зимняя прогулка)

На заборе, на крылечке,
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело!

- Что можно сделать из снега? (Построить горку)

ΙV Работа над пройденным материалом

1. Вот и решили ребята горку построить. На каждой снежинке – задание, с помощью которого мы вспомним пройденный материал и закрепим умения складывать и вычитать двузначные числа. Чтобы горка получилась хорошая, большая, нужно выполнить много заданий. (Задания записаны на снежинках)

  • На доске дан ряд чисел: 27, 24, 5, 42, 72, 96, 22.
  • Определите лишнее число. (Число 5 – однозначное) Пропишите цифру 5 в чистописании. Подчеркните ту, которая больнее всего вам нравится.
  • Назовите самое большое число.
  • Назовите самое маленькое число.
  • Запишите эти числа в порядке уменьшения.
  • Выполните задание учебника с.19, № 4. (Рассмотрите, как составлены ряды чисел, и запишите в каждом из них еще 4 числа)
  • Запишите выражения и вычислите их значения, объяснив способы вычислений.
  • Из 7 десятков вычесть 7.

  • Уменьшаемое 52, вычитаемое 5. Найдите разность.
  • Первое слагаемое 63, второе 9. Вычислите сумму.
  • Найти разность чисел 80 и 42.
  • Алеша пришел строить горку раньше Пети, но позже Сергея. Кто пришел первым? (Сергей)
  • Поручил учитель Коле
    Сосчитать лопаты в школе.
    Он лопаты сосчитал,
    Прибежал и так сказал:
    28, а из них
    20 малых, 6 больших.
    Точно Коля доложил
    Иль ошибку допустил? (Допустил ошибку. Лопат было 26)
  • Некоторые ребята пришли без лопат. Лена, Игорь, Костя, Шарик ушли за лопатами. Сколько детей ушло за лопатами? (Три)
  • С санками пришли
    3 Ивана, 2 Сергея.
    А с ледянками – Маринка,
    Света и Алинка.
    Две Иринки появились
    И на лыжах покатились,
    Вася, Зина и Егор –
    Вот и в сборе весь наш двор.
    А теперь скажите мне,
    Сколько деток во дворе? (13)
  • Проверьте задание, которое выполнили ученики у доски с помощью “светофоров”.

2. Решение примеров в парах: один ученик решает пример, второй делает проверку к нему.

Горку построили, нужно полить ее водой. Чтобы залить горку, мы с вами научимся решать примеры на сложение и вычитание, записывая их столбиком.

- Нет ли здесь ошибок?

+ 45 +73 _ 92 +34 +19 +68 _87
23 21 12 45 27  35 63

- Чтобы горка была скользкой и гладкой, надо очень много воды. Вы сейчас будете решать примеры в парах, потому что нести одному ведро тяжело. Решаем быстро, но правильно. Ученики первого варианта записывают решение примера, а второго – его проверку.

Проверка:

- Найдите пример с наименьшим ответом.

- Ответ следующего примера на 7 десятков больше.

- Ответ состоит из 7 десятков и 9 единиц.

- Ответ следующего примера на 11 единиц меньше.

- Ответ на 4 единицы меньше, чем 5 десятков.

3. Физминутка

Залили ребята горку и пошли отдыхать.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… Засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена.
А рассла – а – бле – на…
Губы чуть приоткрываются….
Всё чудесно расслабляется. (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Пауза (2 минуты).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть!

4. Решение задач. (Дифференцированное задание)

Отдохнули и пошли за санками. С горки скатится тот, кто правильно решит задачу. (Задачи записаны на санках)

1 уровень

На горке каталось 15 детей. 8 из них – девочки. Сколько мальчиков каталось на горке?

2 уровень

На горке катались 15 детей. Через час обедать ушли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей осталось на горке?

3 уровень

Горку строили 11 мальчиков и 9 девочек. Потом 4 человека ушли за санками. Сколько детей осталось?

5. Проверка решения

- Найдите схему, которая подходит к первой задаче.

- Что узнаем, если по второй задаче составим следующее выражение:

(15 – 4) - 3

- Можно ли решить третью задачу другим способом. Как?

6. Запись решения задачи № 3 вторым способом всеми учащимися с комментированием.

7. Решение уравнений

Из какого произведения взят отрывок?

“Во двор вышел Котька. Увидел горку. Подошел, хотел взобраться на нее. “О! Хорошая горка! Сейчас скачусь. Ух ты, скользкая! Что же делать?” Увидел ящик с песком. “А, я сейчас ее песком посыплю и заберусь на нее”. И стал он песок на горку носить”.

Что дальше происходило в рассказе?

Что надо сделать с горкой, чтобы с нее можно было кататься? (Засыпать снегом, залить водой).

Чтобы исправить ситуацию, нужно выполнить задание записанное на снежинке: Решить уравнение из учебника с. 23 по рядам.

8. Работа с геометрическим материалом.

Давайте возле нашей горки поставим охранника – снеговика. Сколько их в классе?

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где окно, и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Найдите одинаковых снеговиков. Из каких фигур они составлены.

9. Тестирование

А мы поиграем в снежки. Закрасьте кружок с правильным ответом.

1) Уменьшаемое 56, вычитаемое 20. Укажите разность.

76, 36, 54

2) На сколько 9 десятков больше, чем 8 единиц?

98, 1, 82

3) Уменьши число 70 на 5.

65, 75, 55

4) Первое слагаемое 13, второе – 40. Укажи сумму.

53, 27, 17

5) Какое число надо вычесть из 30, чтобы получить 23?

8, 7, 6

6) Какое число надо уменьшить на 20, чтобы получить 51?

71, 31, 53

7) Дети слепили во дворе снежные фигурки. После того, как 7 из них растаяло, осталось 4 фигурки. Сколько фигурок было сначала?

3, 11, 13

8) Проверьте себя по рисунку. Оцените свою работу на уроке.

V Подведение итогов урока