Урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, углубление полученных знаний и навыков при решении примеров и задач;
  • развитие логического мышления, математической речи, умения обобщать и сравнивать, творческих способностей учащихся,  расширение кругозора  учащихся;
  • воспитание интереса к математике, привитие навыка самостоятельности в работе, умения выслушивать других.

Оборудование:

  • раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в парах;
  • таблица ответов;
  • плакаты с примерами;
  • рисунки для условия задач.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.
  • Устная работа.
  • Буквенный диктант.
  • Найди ошибку.
  • Индивидуальная работа.
  • Работа в парах.
  • Решение занимательной задачи.
  • Итог урока, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы считать.
Бегать, прыгать мы не будем.
Будем весь урок решать.

2. Вступительное слово учителя, сообщение темы урока.

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.». Последуем  этому совету писателя, постараемся быть внимательными, будем «поглощать знания» с большим желанием, ведь они пригодятся  вам  в дальнейшем.

Тема нашего урока - « Сложение и вычитание десятичных дробей».

Учение о дробях всегда считалось трудным.. У немцев сохранилась пословица: « Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы учащихся).

Итак, задача сегодняшнего урока - доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать, познакомимся с историей десятичных дробей.

Буду рада вашим хорошим ответам.

3. Устная работа.

1. На доске записаны дроби, под ними буквы.

3,5;

0,375;

110,67;

61,981;

3,6;

3,705;

0,8;

6,19

а

у

м

а

ч

и

д

в

  • Прочитайте дроби.
  • Назовите целую часть второй дроби.
  • Назовите дробную часть первой, последней дроби.
  • Назовите наименьшую и наибольшую десятичную дробь.
  • Расположите дроби в порядке возрастания и прочитайте напутствие на сегодняшний урок.

2. Назовите какое-либо число, расположенное на координатном луче между числами 3,5 и 3,6.

4. Буквенный диктант.

Учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую букву ответа. Получается слово.

  • Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны. (Куб)
  • Дробь вида 3/7называется ...(Обыкновенная)
  • В данном уравнении х+ 3,2=7,4 нужно найти неизвестное... (Слагаемое)
  • Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (Корень)
  • Площадь квадрата со стороной 10 м. (Ар)

Получилось слово «Коска» - в переводе на русский язык – запятая.

5. Найди ошибку.

Известно, какое важное значение имеет запятая в русском языке. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать».

В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Задание.

Найти ошибки, которые допустили Незнайка при сложении и вычитании дробей. Записать правильное решение.

+2,56
3,7
2,93

-8,13
1,027
1,786

(Повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей).

6. Индивидуальная работа.

Каждый ученик решает пример, записанный на карточке. Ответы примеров закодированы буквами. В результате их решения на доске появляются фамилии ученых математиков.

и

а

к

с

е

т

в

 

17,3

1,47

5,85

1,41

2,08

25,4

76,4

 

н

л

ш

м

ь

г

ц

й

5,474

4,4

10,35

8,07

0,67

0,37

4,68

15,53

1 2 3

4 5 6  7

8 9 10 11 12 13

14 15 16 17 18 19 20 21 22

а  л ь

К а ш и

С т  е   в   и   н

М   а   г   н    и  ц   к   и   й

1) 4,2 – (0,98 + 1,75)
2) (2,5 + 7,3) – 5,4
3) 16,52 – (4,9 + 10,95)
4) (12,5 – 7,25) + 0,6
5) (6,7 + 2,8) – 8,03
6) 15,2 – (0,15 + 4,7)
7) 25 – (19,5 – 11,8)
8) (0,15 + 3,7) – 2,44
9) 15,3 + 20,2 -10,1
10) 3,8 – (0,12 + 1,6)
11) 12,3 + (68 – 3,9)

(1,47)
(4,4)
(0,67)
(5,85)
(1,47)
(10,35)
(17,3)
(1,41)
(25,4)
(2,08)
(76,4)

12) 48,3 – (26,6 + 4,4)
13) 2,224 + 3,25
14) 3,31 + (12,6 – 7,84)
15) (1,87 – 0,03) – 0,37
16) (14,2 – 13,9) + 0,07
17) 26 – х = 20,526
18) (22,5 – 5) – 0,2
19) 24 – (3,12 + 16)
20) х + 2,1 = 7,95
21) х + 18,3 = 35,6
22) (48,03 – 33) + 0,5

(17,3)
(5,474)
(8,07)
(1,47)
(0,37)
(5,474)
(17,3)
(4,88)
(5,85)
(17,3)
(15,53)

Эти имена связаны с открытием десятичных дробей.

Выступление учащихся с сообщениями (исторические сведения о десятичных дробях).

Дополнительное задание.

Восстановить размазанные цифры.

+ 3,* 5*
  *,4 *
4, 187

- *, 2*
2, * 8*
1,4 4 7

7. Работа в парах.

На каждую парту раздаются задания: восстановить цепочку  вычислений  и ответить на вопрос.

Вариант 1. Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия?

Вариант 2.  Какой кошке поклонялись древние индейцы?

8. Решение занимательной задачи.

22,9 кг

23,8 кг

26,7 кг

Три неразлучных друга Винни-Пух, Кролик и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена и показания по ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому Винни-Пух взвесился сначала с Кроликом: получилось 22,9 кг; затем с Пятачком, получилось 23,8 кг, а затем они взвесились все вместе и получили и получили 26,7 кг. Поставь разумные вопросы и ответь на них.

Дополнительное задание:

Решить уравнение, придумать задачу по условию уравнения.

 (12,7 + х ) – 9,8 = 3,2

 Итог урока.

Урок подходит к концу.

- Какую задачу мы ставили на уроке?
- Выполнили мы ее?
- Чем заинтересовал вас урок?
- Какие ученые изучали десятичные дроби?

Выставление оценок.

Домашнее задание.