О пристрастиях, уносящих здоровье, – языком математики

Разделы: Математика


Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: образовательная: обобщить, систематизировать изученное на предыдущих урока, ознакомление учащихся со столбчатыми диаграммами и графиками;

воспитательная: пропаганда здорового образа жизни, помощь в правильном выборе жизненного пути, самореализация через познавательный интерес и многообразие жизненных ситуаций.

развивающая: развитие познавательной активности, развитие внимания, сообразительности.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер.

Ход урока

1.Организационный этап.

Собраны тетрадки с домашним заданием, листочки с анкетой, отмечены отсутствующие.

Анкета, заданная на дом:

1. Курите ли вы: а) да. б) нет, в) иногда, за компанию.

2. Употребляете ли вы спиртные напитки: а) да, 2-3 раза в неделю, б) не употребляю, в) пробовал.

3. Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы: а) пробовали наркотики. б) не пробовали, но были свидетелями того как пробовали. в) никогда не пробовали и не были свидетелями того как пробовали.

2.Постановка цели.

Сегодня мы завершаем изучение темы: “Десятичные дроби”. Но урок будет необычным. Заниматься мы будем не только математикой, но и поговорим о тех пагубных привычках, которые уносят здоровье. На дом вам было задано провести небольшое анкетирование (анонимно). На уроке у нас присутствует ученица 10 класса, которая посчитает и выяснит процентное соотношение ваших ответов, а также с помощью компьютера построит по ним диаграммы и графики. С помощью мультимедийной установки все вместе мы посмотрим результаты.

3.Повторение ранее изученного.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний:

Что называется десятичной дробью?

Правило сравнения положительных десятичных дробей.

Правила переноса запятой в положительной десятичной дроби.

Правило умножения положительных десятичных дробей.

Правило деления положительных десятичных дробей.

Правила приближения десятичных дробей с недостатком и избытком.

Правила приближения суммы, разности, произведения и частного двух чисел.

Повторение и анализ основных фактов:

Учитель.

На доске зашифрованы слова - пристрастия, уносящие здоровье, о которых пойдет речь на сегодняшнем уроке. Вы можете их разгадать, выполнив устно задания, записанные на доске.

р г м а к я л н у о и ь е
5,329 3230,5 0,6 456,5 9,33 20,4 0,7385 1,49 8,321 1808,8 1,84 43650 35,849
7,25+2,08 45,65·10 4,47:3
0,4+7,921 73,85·0,01 91,3:0,2
4,529+0,8 31,1·0,3 5329:1000
3,259+32,59 53,2·34 -1,67+ 11
3,29-1,8 92,3·35 -1504,7+3313,5
3,2-1,36 20·90,44 -1,2·(-0,5)
48,55-12,701 73,85:100 -50·(-9,13)
  43,65:0,001 -149:(-100)
  -4,232:(-2,3)  
  -654,84:(-32,1)  
Курение Алкоголь Наркомания

4.Выполнение практических заданий.

Сообщение ученика.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не “заразиться” их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения. Поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету. Курение пагубно влияет на легкие, сердце, кожу, ухудшается зрение, слух, начинают портиться зубы и появляется неприятный запах.

Учитель. Задача 1.

Среди школьников города Энгельса было проведено анкетирование и выяснилось, что 12% школьников курят, 84% не курят и 4% курят иногда (за компанию). В нашей школе 553 ученика. Определите сколько учеников нашей школы курят, не курят и курят за компанию (результат округлить до целых).

Кроме круговых диаграмм, которые мы с вами уже изучили сравнение может быть изображено на столбчатой диаграмме или на графике.

 Учитель.Задача2.

Стали известны результаты анкеты, выполненной вами дома. Из 25 учеников нашего класса 2 ученика курят, 19 - не курят и 4 - пробовали курить за компанию. Определите в процентах курящих, не курящих и тех кто пробовал, а потом попросим мою помощницу показать диаграммы на экране.

 

Ребята, сравните результаты анкетирования школьников Энгельса и нашего класса. Что вы можете сказать?

Учитель.

Ни для кого не секрет, насколько опасно курение, однако же, во всём мире ежедневно выкуривается около 15 миллиардов сигарет. Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Всемирная Организация Здравоохранения выдвинула тезис: “Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение”.

Ребята, скажите свое мнение о курении.

Сообщение ученика.

Следующим пристрастием, уносящем здоровье является алкоголь. Нарушения в психике и поведении у пьяниц и алкоголиков изучены в наше время детально. Теперь установлено, что поражение всех органов человеческого организма возникает уже на ранних этапах пьянства. Но поначалу эти недуги могут протекать незаметно и для больного и для его близких людей. По мере возрастания алкогольного “стажа” такие болезни, как гепатит, панкреатит, гастрит и другие, возникают всё чаще и всё в более тяжёлой, подчас неизлечимой форме. По свидетельствам врачей, пьяницы и алкоголики болеют на 20-30% больше обычного и в 2 раза чаще их заболеваемость связана с потерей трудоспособности. А жизнь этих людей короче на 15-20 лет, чем у людей непьющих. Да, поистине спиртное медленно съедает организм – такова плата за пристрастие к рюмке.

Учитель. Задача 3.

Среди школьников города Энгельса было проведено анкетирование и выяснилось, что 5% школьников употребляют спиртные напитки 2-3 раза в неделю, 51% не употребляют и 44% пробовали. В нашей школе 553 ученика. Определите сколько учеников нашей школы употребляют спиртные напитки , не употребляют спиртные напитки и сколько пробовали (результат округлить до целых).

Посмотрим на сравнение на круговой, столбчатой диаграммах и на графике.

Учитель.Задача4.

Стали известны результаты анкеты, выполненной вами дома. Из 25 учеников нашего класса ни один ученик не употребляет спиртные напитки, 19 - не пробовали и 6 учеников пробовали спиртные напитки. Определите в процентах употребляющих, не употребляющих и пробовавших спиртные напитки, а потом попросим мою помощницу показать диаграммы на экране.

 

Ребята, сравните результаты анкетирования школьников Энгельса и нашего класса. Что вы можете сказать?

Учитель.

Физическое и психическое здоровье – лучшая и универсальная защита от алкоголя. Чем человек менее здоров, тем легче он становиться добычей пагубного пристрастия. Речь идёт не только о серьезно больных людях, а главным образом о растративших часть своих сил и здоровья безалаберным образом жизни.

В ряду жизненных ценностей именно здоровье должно занимать первое место, а ни вещи, престиж, успех и, конечно, не постоянная погоня за возможностью выпить стакан водки. Сознание человека, его воля, здоровый дух и разум – первый фактор обороны против алкогольной опасности. Второй фактор обороны – здоровое тело. Здоровый человек менее податлив соблазну и влиянию алкоголя. Средство всем известно – физкультура, спорт, закалка. Причем хочется еще раз напомнить, что физическая культура – часть общей культуры. Третей фактор против алкогольной опасности – рациональное питание.

Ребята, скажите свое мнение о употреблении спиртного.

Сообщение ученика.

Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность.

Наркомания - страшный недуг современного мира. Среди наркоманов высока смертность от потребления наркотиков, кроме того, наркомания трудно излечима.

Наркомания не в меньшей, а скорее наоборот, степени чем пьянство сопутствует преступности, т.к., во-первых, с целью завладения наркотиками или средствами для их приобретения наркоманы совершают тяжкие и особо тяжкие корыстные и корыстно-насильственные преступления. Во-вторых, наркоманы часто совершают преступления под непосредственным воздействием наркотиков на психику.

Взаимосвязь наркомании и преступности проявляется также в совершении противоправных действий, связанных с незаконными операциями с наркотиками (изготовление, хранение, сбыт, приобретение).

Учитель. Задача 5.

Среди школьников города Энгельса было проведено анкетирование и выяснилось, что 4% школьников пробовали наркотики. 8% не пробовали, но были свидетелями того как пробовали. и 84% никогда не пробовали и не были свидетелями того как пробовали. В нашей школе 553 ученика. Определите сколько учеников нашей школы пробовали наркотики, не пробовали, но были свидетелями того как пробовали, никогда не пробовали и не были свидетелями того как пробовали (результат округлить до целых).

Посмотрим на сравнение на круговой, столбчатой диаграммах и на графике.

Учитель. Задача 6.

Стали известны результаты анкеты, выполненной вами дома. Из 25 учеников нашего класса ни один ученик не пробовали наркотики , 3 - не пробовали, но были свидетелями того как пробовали и 22 ученика никогда не пробовали и не были свидетелями того как пробовали. Определите в процентах тех кто пробовали наркотики, не пробовали, но были свидетелями того как пробовали и тех кто никогда не пробовали и не были свидетелями того как пробовали, а потом попросим мою помощницу показать диаграммы на экране.

 

Ребята, сравните результаты анкетирования школьников Энгельса и нашего класса. Что вы можете сказать?

Учитель.

На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами является самым актуальным, и его окончательное решение остается за законодателями, врачами и обществом.

Ребята, вы должны понимать, что “наркоман” и “человек, употребляющий наркотики” - одно и тоже. И даже одна доза может привести к большим проблемам. Наркотики не решат ваших проблем и если они у вас возникли обратитесь за помощью к взрослым.

Ребята, скажите свое мнение о употреблении наркотиков.

5.Подведение итогов.

1.Какие математические правила мы использовали на уроке?

2.Какие жизненные правила мы усвоили на уроке?

3.Что нового вы узнали сегодня на уроке?

4,Какое задание интереснее всего вам было решать?

5.Оценки за урок.

6. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок или плакат о здоровом образе жизни (используя математику).