Проект "Лесная аптека на службе человека"

Разделы: Работа с дошкольниками


- дать знания о лекарственных растениях.

- развить чувства бережного и доброго отношения к природе.

- доставить детям радость от участия в общем деле.

Срок исполнения – май, июнь, июль, август, сентябрь.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалист, фармацевт.

Актуальность

В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Несмотря на успехи химии в синтезе лекарств и на достижения в лечении антибиотиками, около 70% препаратов изготавливаются из растений.

Для лечения некоторых тяжелых болезней – сердечных и сердечно-сосудистых, печени, почек и других – преимущественно прописывают растительные препараты. Растительное сырье используют в виде порошков и отваров, настоек и экстрактов или других извлечений.

Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, ромашку при коликах, валериану при испуге, бессоннице, нервном возбуждении. Однако наиболее широко растения применяются в народной медицине.

Первоначально сведения о лекарственных растениях и их применении передавались устно из поколения в поколение.

Направление Мероприятия Сроки Ответственный
Эколого-познавательная деятельность 1. Экскурсия в природу с целью самостоятельного наблюдения растений

 

 

2. Экскурсии в аптеки г. Вятские Поляны. Помощь родителей в организации и сопровождении.

3. Встречи с интересными людьми – медсестра ЦГБ (Бушуева Е.М.)., фармацевт (Селиванова О.А.), педиатр д/с №4 (Галимуллина Р.А.)

4. Сбор лекарственных трав в ограниченном количестве и изготовлении гербария.

5. Исследования ближайшего окружения (деревья, цветы, кустарники, травы).

6. Семейные походы на природу

7. Оформление стенда “Наш домашний доктор” совместно с детьми и родителями (лекарственные травы, гербарии, полезные рецепты наших бабушек).

8. Викторина “Будем с лесом мы дружить” – занятия – развлечение

май

 

 

май

июнь

 

июнь, июль.

Июнь-август

Май-сентябрь

Август

Июль

Воспитатели
  • эколог
  • физрук
  • эстет.

Воспитатели

  • родители.

Воспитатели

  • родители.
  • эколог,

Воспитатели

  • родители.

Воспитатели

  • родители.

Родители,

  • воспитатели.

Воспитатели,

  • родители,
  • медсестра.
  • эколог,

Воспитатели.

Развитие речи 1. Диалоговая беседа на тему “Что мы знаем о лекарственных растениях”

2. Рассматривание иллюстраций о растениях.

3. Беседа о ядовитых и лекарственных растениях с привлечением родителей, их рассказы из личного опыта об отравлении ягодами, грибами, травами.

4. Занятие-беседа “Назови растение. Знаешь ли ты его назначение”.

5. Знакомство с проектом “Лесная аптека на службе человека”.

Август

 

Май

Июнь-август

Июль

Май

Воспитатели,
  • эколог.

Воспитатели

Воспитатели,

  • медсестра

Воспитатели,

  • эколог.

Воспитатели,

  • эколог.
Изодеятельность 1. Рисование лекарственных растений, аппликация

2. Коллективная работа “Нарисуй и опиши растение ”

Июль

Август

Эстет,
  • воспитатели

Эстет,

  • воспитатели
Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры “Аптека”, “Больница”, “Поликлиника”,

“Семья”

2. Дидактические, настольно-печатные игры “Лото” – растения, пазлы на тему “В мире растений”.

3. Народные игры совместно с родителями.

Май-сентябрь

Июнь

 

Август

Воспитатели,
  • родители

Воспитатели.

Воспитатели,

  • родители
Художественная литература 1. Чтение художественных произведений о природе.

2. Пополнение книжного уголка книгами, энциклопедиями-травниками, книгами познавательного характера.

3. Просмотр видеофильмов, деофильмов – средств ТСО о растительном мире.

Май-сентябрь

Май - июнь

 

Май –сентябрь

Воспитатели.

Воспитатели,

  • родители

Воспитатели,

  • родители,
  • эколог
Физическая культура 1.Эколого-оздоровительный поход с родителями группы

2. Пальчиковая гимнастика “Лесная полянка”, “Цветы”, “Деревья”.

3. Корригирующая гимнастика “Я пчелка Жу-жу, я летаю и жужжу”, “По Полянке, по траве”.

4.Утренняя гимнастика (бабочки, цветы, деревья).

5. Посещение бассейна (фитотерапия – чаепитие после бассейна)

Помощь медсестры бассейна (Травы, ягоды).

6. Релаксация “Трава на полянке”, “Деревья шумят”.

Июнь

Май –сентябрь

Май –сентябрь

Летний период

Летний период

Май –сентябрь

Воспитатели,
  • физрук

Воспитатели

 

Воспитатели,

  • медсестра
  • воспитатели
  • инструктор по плаванию,
  • медсестра
  • воспитатели, психолог.
Музыкальная деятельность 1.Праздник “Русской березки” (костюмы изготовлены родителями, их участие в празднике – игра на гармошке, деревянных ложках, свистульках).

2. Театрализованная игра развлекательно-познавательного характера “Аптека в природе” (Приложение_2)

3. Слушание русских народных песен, мелодий (привлечь бабушек воспитанников)

4. Праздник в лесу “Лесная аптека на службе человека” (спривлечением родителей и специалистов) (Приложение_3)

Июнь

Июль

 

Июнь-август

Август

Воспитатели,
  • муз. руководитель

Воспитатели,

  • муз. руководитель
  • эколог

Воспитатели,

  • муз. руководитель
  • родители

Воспитатели,

  • муз. руководитель
  • родители,
  • эколог,
  • эстет,
  • физрук,
  • психолог.

Описание полученного результата

По окончании всей работы организовано чаепитие с использованием лекарственных трав, в сборе которых принимали участие дети и родители.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что дети могут выступить в роли ведущего, т.е.экскурсовода, могут поделиться впечатлениями о проделанной исследовательской работе.

Для дальнейшей работы с детьми решили составить групповую книгу с материалами о лекарственных травах в сказочной форме. Составить план-схему маршрута к новому объекту нашей местности. Планируем дальнейшую работу с миром деревьев, кустарников, цветов, привлекая родителей.

 Библиографический список

  • “Цветы – какие они”. Т.А. Шорыгина.
  • “Как знакомить дошкольников с природой”. П.Г.Саморугова.
  • “Лекарственные растения”. С.Е. Землинский.
  • “Ядовитые растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.
  • “Травянистые растения”. Е.Я. Люкшенкова.
  • “Зеленые странички”. А. Плешаков.
  • “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.
  • “Все обо всем.” Энциклопедия. Растения.
  • “Лесная аптека”. З.В. Коробцова.
  • “Красная книга”. Учебное пособие.

Приложения:

  1. Системная паутинка по проекту Растения.
  2. Театрализованная игра.
  3. Конспект праздника “Лесная аптека в жизни человека”.
  4. – Гербарий “Лекарственные растения”(по поводу данного приложения обратитесь к автору).
  5. – Фото “Юные друзья природы”(фото1, фото2).