Программа элективного курса "Историография русской истории" для профильной школы

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Программа элективного курса составлена для 10 (11) класса гуманитарного или социально-гуманитарного профиля. Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим профиль.

Программы по истории в профильной старшей школе предполагают работу с историческими версиями и оценками. Государственный стандарт среди прочих называет и такие цели изучения истории на профильном уровне, как “умение выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности”. А среди требований к уровню подготовки выпускников – “знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; уметь различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории”. В части С ЕГЭ по истории также имеются задания историографической направленности и, как утверждают разработчики контрольно-измерительных материалов, их количество будет увеличиваться. То есть ученики старшей школы, выбравшие гуманитарный профиль, должны иметь устойчивые умения работы с историографическими оценками.

Цель программы – познакомить учащихся с основами и особенностями историографии, привить умения работать с историографическими оценками.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с особенностями историографии как науки;

- рассмотреть основные школы и концепции в исторической науке;

- проследить эволюцию русской исторической науки;

- познакомить с известными русскими и светскими историками, их взглядами на русскую историю;

- отработать умения анализа историографических оценок;

- развивать навыки самостоятельного поиска и работы с различными источниками информации;

- развивать умения определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Особенность программы состоит в том, что она носит деятельностный, практико-ориентированный характер. Ученики в процессе практической деятельности осваивают основы историографии.

Программа состоит из трех частей.

Первая часть – Вводная (теоретическая). Знакомство с особенностями историографии, историей русской исторической науки, выдающимися историками России, историософией.

Вторая часть – Практическая. Рассмотрение нескольких дискуссионных проблем русской истории с позиций различных историков, составление историографических версий. Темы могут быть заменены учителем с учетом имеющихся материалов у учителя, подготовленности класса и образовательной необходимости (предложенный вариант ориентирован на программу курса истории России в 10 классе). Количество тем и время на их изучение может быть уменьшено или увеличено.

Третья часть – самостоятельная работа. Подготовка и защита проектов. Темы проектов лучше выбрать в начале изучения курса и тогда подготовка к ним будет идти на протяжении всего курса. Но наиболее интенсивная она в конце, когда уже изучена теория и имеются навыки практической работы.

Содержание программы

Введение. Историография как наука. Основные концепции исторической науки. История русской исторической науки. Величайшие русские историки. Историческая наука в советское время. Российские историки ХХ века. Историософия.

Дискуссионные проблемы русской истории.

“Призвание варягов” в русской историографии.

Русь и Орда: традиционная версия и теория Н.Гумилева.

Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков).

Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии.

Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии.

Петр I: оценка историками личности и преобразований.

Индивидуальная работа над проектами. Защита проектов.

Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю на изучение в 10 или 11 классе. Количество часов может быть уменьшено. Также курс может быть использован для предпрофильной подготовки в 9 классе.

Межпредметные связи: тесная связь с историей (темы уроков-практикумов совпадают с содержанием программы истории России в 10 классе) и с обществознанием (темы о концепциях исторического развития, русских историках).

Региональный компонент: несколько тем программы (примерно треть) являются специфическими новгородскими: Новгородская республика, Александр Невский и Новгород, поход Ивана III на Новгород, Новгород и Смута.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы урока, форма урока

Количество часов

 

1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

 

14

15

Часть 1. Введение

Наука историография

Основные теории исторической науки

История русской исторической науки

Величайшие русские историки

Историческая наука в советское время

Российские историки ХХ века (урок сообщений учащихся)

Историософия

Часть 2. Уроки-практикумы.

“Призвание варягов” в русской историографии

Русь и Орда. Традиционная версия и теория Л.Н.Гумилева

Александр Невский: выбор между Востоком и Западом (оценка историков)

Поход Ивана III на Новгород: московская и новгородская версии

Оценка личности и эпохи Ивана Грозного в русской историографии

Петр I: оценка личности и преобразований русскими историками

Часть 3. Защита проектов.

Индивидуальная работа над проектами

Защита проектов (урок-конференция)

 

1

1

1

2

1

1

1

 

2

4

2

2

4

4

 

6

2

Всего – 34 часа

Темы проектов

1. Историки о происхождении названия “Русь”.

2. Споры об образовании русского государства.

3. Ярослав Мудрый в оценке историков.

4. Крещение Руси в оценке историков.

5. Значение периода раздробленности для Руси, по мнению русских историков.

6. Русь и орда (Князья и татары) в оценке русских историков.

7. Дмитрий Донской в русской историографии.

8. Присоединение Новгорода в оценке историков.

9. Новгородская республика (оценка историков).

10. Иван Калита: исторический портрет.

11. Иван III: оценка деятельности.

12. Опричнина: оценка историками.

13. Причины смуты в русской историографии.

14. Оценка Петра I историками.

15. Значение женщин в русской истории, по мнению русских историков.

16. Б. Годунов и царевич Дмитрий: было ли убийство?

17. М.В.Скопин-Шуйский – неизвестный герой земли Новгородской.

18. Иван Сусанин: миф или реальность?

19. С.М.Соловьев и В.О.Ключевский: разные взгляды на русскую историю.

20. Труды Н.М.Карамзина с точки зрения современной исторической науки.

 Критерии оценки работ учащихся:

- прочтение трудов историков по выбранной теме;

- соотнесение и анализ противоположных точек зрения на проблему;

- наличие собственных выводов, мыслей по проблеме;

- связное изложение в письменном виде;

- качественное представление работы перед аудиторией.

Литература к программе

Богданов В. Историческая наука и ее особенности // История и обществознание для школьников. 2004 г. №4 с.40-46

Брандт М. История и исторический процесс // История и обществознание для школьников. 2004 г. №4 с.48-54

Коломийцев В. В поисках смысла истории // История 1999 г. 313 с.14-16

Коломийцев В. Методология истории (краткий очерк становления и развития) // история 1998 г. №34 с.7-9

Сиземская И. Историософия в России // История 2000 г. №36-37

Панарин А. Введение в философию истории // История 1999 г. №13 с.14

Литвинов А. Российская историография большого террора // история 1999 г. №33 с.11-13

Ключевский В.О. Русская история (любое издание).

Карамзин Н.М. История Государства Российского (любое издание).

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей (любое издание).

Соловьев С.М. История России с древнейших времен (любое издание).

Скрынников Р. Иван Грозный М., “Москва”, 2001

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., “Москва”, 2000

Гумилев Л.Н. От Руси до России М., “Айрис-Пресс”, 2004

Головатенко А. Русь, Запад и Восток в XIII – XVI в.в. Материалы к урокам в старших классах. М., “Школа-Пресс”, 1999

Хрестоматия по истории России Том 1. С древнейших времен до конца XVII века М., “Международные отношения”, 1994