Урок-КВН в 5–6-м классе по теме "Родная природа в произведениях УНТ, в изображении русских поэтов, художников, композиторов"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Подготовительный период.

Учитель

  • делит класс на 4 команды в зависимости от того, кто какое время года любит или кто в каком месяце родился;
  • предлагает каждому ученику найти и выучить стихотворение русского поэта Х1Х или ХХ века о любимом времени года;
  • консультирует команду и каждого игрока;
  • консультирует жюри и является ведущим на уроке.

Учитель вместе со старшеклассниками готовит

  • листки с цифрами (1, 2, 3, 4) для жеребьёвки;
  • баллы для жюри:
  • листы с рифмами для 4-х команд;
  • таблицу со стихотворными отрывками для конкурса “Знатоки поэзии”;
  • оценочные листы для жюри;
  • подбирает репродукции картин о временах года;

Учащиеся

  • в каждой команде выбирают капитана;
  • придумывают название, девиз команды;
  • изготавливают эмблемы, символы своего любимого времени года, подбирают элементы костюмов (по желанию);
  • работают со словарями, справочниками, различными материалами по данной теме, накопленными в кабинете, в библиотеке и др.; выписывают поговорки, пословицы, загадки о выбранном времени года;
  • составляют небольшое устное сочинение-рассуждение “Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года”;
  • подбирают материал для газеты о любимом времени года, рисуют её (в оригинальной форме);
  • учат наизусть стихотворение поэта Х1Х или ХХ века о любимом времени года;
  • вместе с учителем оформляют кабинет к предстоящему уроку.

Жюри выбирается из учителей, родителей, присутствующих на открытом уроке, или старшеклассников.

До урока жюри просматривает и оценивает газеты конкурсантов.

Цель и задачи урока:

  • помочь учащимся увидеть и услышать красоту русской природы, привлечь их внимание к образцам в поэзии, музыке, живописи на данную тему;
  • способствовать развитию умений выразительно читать стихотворения, составлять связный текст (сочинение-рассуждение “Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года”; сочинение-описание картины; сочинение-миниатюру по музыкальному произведению /отрывку/); сочинять четверостишия по заданным рифмам; развивать умение работать со справочниками, книгами, сборниками, в Интернете; выбирать главное, нужное;
  • способствовать воспитанию патриотизма;
  • развивать внимание, трудолюбие, эстетический вкус, интерес к фольклору; учить творчески подходить к любому заданию, работать в группе и индивидуально.

Форма урока занимательная - КВН.

Межпредметные связи: с музыкой, мировой художественной культурой, русским языком, изобразительным искусством.

Оборудование урока:

  • репродукции картин русских художников из набора “Родная природа” и др. на специальных (тематических) стендах;
  • запись пьесы П.И. Чайковского “Времена года”;
  • газеты о временах года (на доске), здесь же тема урока и эпиграф;
  • 4 репродукции для конкурса капитанов;
  • Оценочные листы, цифры (баллы) для жюри, для жеребьёвки.

Эпиграф записан на доске.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев

Содержание урока

1. ОРГМОМЕНТ.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

О необычности урока; об основной цели его; о своеобразии весеннего (зимнего, осеннего) дня, когда проходит этот урок; о том, что природа – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для присутствующих. Зачитывает эпиграф.

3. Учитель приглашает по 1 человеку от команды для участия в жеребьёвке.

Жеребьёвка.

4. КОНКУРСЫ.

Учитель объявляет 1-й конкурс : “Домашнее задание” (5 баллов + 3 балла за газету).

В него входит:

  • Изготовление газеты
  • Элементы оформления команды
  • Представление команды (название, девиз, эмблема)
  • Устное сочинение-рассуждение “Осень (зима, весна, лето) – наше любимое время года”

Учитель объявляет 2-й конкурс: “Музыкальный” (3 балла).

Приглашает выйти по 1 человеку от команды, который любит классическую музыку.

- Ребята! Вы знаете, что 7 мая 2008 года исполнилось 168 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, русского композитора. В наш музыкальный конкурс мы включили пьесы Чайковского из цикла “Времена года”. Вам необходимо прослушать отрывок музыкального произведения, назвать, какое, по-вашему, время года изобразил композитор, рассказать, что Вы себе представляете, что чувствуете, слушая эту музыку.

П.И. Чайковский “Времена года” (отрывки)

СЛОВО ЖЮРИ: результаты 1 и 2 конкурсов. Общее количество баллов. (Подсчёт баллов может вести учитель или ассистент.) Желательно прокомментировать ответы учащихся.

Учитель объявляет 3-й конкурс: “Поэтическая разминка”.

Напоминает, что первой будет выступать команда, у которой по жеребьёвке был № 2, а высшая оценка за этот конкурс – 5 баллов.

Все члены команды читают стихи о своём времене года наизусть.

(См. Приложение 1)

Учитель объявляет 4-й конкурс: “Загадки” (5 баллов).

Приглашает по 1 человеку от команды, который любит загадки. Напоминает, что нужно загадать 5 загадок, которые как-то связаны с выбранным временем года, и отгадать столько же.

(Представитель команды “Осень” (условно) загадывает команде “Весна” и наоборот. Отгадывать могут все члены команды)

СЛОВО ЖЮРИ: результаты 3 и 4 конкурсов. Общее количество баллов. Комментарии.

Учитель объявляет 5-й конкурс: “Буриме” (5 баллов).

Участвует вся команда. Капитан подходит, выбирает листок с рифмами. (Они не должны быть сложными). Нужно написать четверостишие, пользуясь данными рифмами (использовать любой способ рифмовки).

Например,

………яркое

……ручьи

…..кружатся

….к югу

……..жаркое

……тает

……полях

….наступила

………купаться

……лучи

……санях

…другу

………плескаться

……мечтает

……ложатся

….загрустила

Звучит музыка.

Учитель объявляет 6-й конкурс: “Знатоки поэзии”

(за каждый отгаданный отрывок – 1 балл)

СЛОВО ЖЮРИ: результаты 5 и 6 конкурсов. Общее количество баллов. Комментарии.

Учитель объявляет “ Конкурс капитанов” (6 баллов).

Приглашает капитана одной из команд.

Испытание состоит из 2-х заданий.

1-е задание. Учитель показывает рисунок с изображением пейзажа (или репродукцию картины) всем, кроме капитана, который должен задать 3 вопроса, кроме прямого (какое это время года?), и отгадать, какое время года изобразил художник или ученик.

2-е задание. Капитан выбирает любую репродукцию на стенде о времени года, которое он представляет, и образно описывает по обычному плану:

  • Какое время года изобразил художник?
  • Что ты видишь на переднем плане7
  • Что изображено на заднем плане?
  • Как создан объём на полотне?
  • Какие цвета преобладают, почему?
  • Что хотел сказать и показать художник? (Идея картины)
  • Какое настроение вызывает у тебя этот пейзаж? Что ты чувствуешь, глядя на него?

Учитель объявляет 8-й конкурс: “Пословицы и поговорки”.

Вызывает сразу по 1 ученику от каждой из 4-х команд. Кто больше и интереснее назовёт пословиц и поговорок о представляемом времени года, тот и победит.

Кто выйдет из конкурса первым, получает только 2 балла, за кем остаётся последнее слово – 5 баллов. Остальные - 3 и 4 балла.

СЛОВО ЖЮРИ: результаты 7 и 8 конкурсов. Общее количество баллов. Комментарии.

Подведение итогов.

Называем победителя.

Выставляем оценки.

ИТОГ УРОКА.

- Со стихами каких поэтов о природе мы встретились?

- Какого композитора и каких художников запомнили?

Они жили в разное время, но всех их объединяет любовь к Родине, к родной природе, способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Внимательно вглядитесь в то, что вас окружает, пофантазируйте и напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:

ВЕСНА

  • О чём могла рассказать весенняя сосулька?
  • Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
  • Разговор берёзки с ландышем.

ЛЕТО

  • Разговор поспевающих колосьев.
  • Галчата учатся летать.
  • Приключения солнечного луча.

ОСЕНЬ

  • Осинкам холодно.
  • Краски художника – осени
  • Разговор падающих листьев.

ЗИМА

  • В зимний лес (парк) - за сказкой.
  • Мелодии зимнего дня.
  • О чём чирикает воробей в солнечный морозный день?

Тему можно изменить.

Темы взяты из книги Е.В. Карсаловой “Стихи живые сами говорят…” М., Просвещение, 1990 г.