Комплексные занятия по приобщению к ЗОЖ и ознакомлению с окружающей природой

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Продолжать формировать представление детей о ценностях здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
  • Закрепить знания о функции носа, языка; умение определять по запаху и вкусу. Продолжать формировать представления детей о том, что комнатные растения очищают воздух от микробов (на примере герани), лечат людей (на примере алоэ). Учить отгадывать загадки описательного характера о комнатных растениях.
  • Иметь представление о пользе витаминов, особенно весной.
  • Закрепить умение перешагивать с предмета на предмет переменным шагом, подлезанию под дугами h50 см, ходьбе по гимнастической скамье, сохраняя равновесие, прыжкам с продвижением вперед R 3 м, ходьбе по дорожке здоровья – профилактика плоскостопия.
  • Воспитывать умению работать в коллективе, формировать навыки игры.

Оборудование:

  • Дуги, гимнастическая скамья, кирпичики, дорожка здоровья, знаки на полянках,
  • пособия к играм “Угадай по запаху”, “Угадай на вкус”,
  • комнатные растения, атрибуты к оформлению “болото”, “река”, “лес”,
  • письмо в конверте.

Ход занятия

Вос/эколог читает детям письмо от доктора Айболита: “Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня вы отправитесь в путешествие, в страну здоровья. Занятия физкультурой укрепят ваши мышцы, кости скелета, сделают вас стройными, гибкими, красивыми, здоровыми. Вам нужно запастись знаниями, которые помогут преодолеть все препятствия.

В конце пути вас ожидает сюрприз! В добрый путь, друзья!

Ваш Айболит”.

Вос/эколог: “Чтобы мы смогли преодолеть все препятствия, нам необходимо сделать разминку. Нам поможет наш физрук Елена Евгеньевна”. Разминка в виде п/и “Ровным кругом друг за другом…”

“Чтобы попасть в страну Здоровья, нам надо пройти через “болото” – ходьба по кочкам (кирпичикам).

“Вот и первая остановка. Посмотрите и скажите, как она называется? Правильно. Остановка “Комнатные растения”.

Посмотрите, сколько здесь растений, как хорошо дышать, воздух чистый, свежий. Давайте остановимся и поиграем на полянке.

Проводится д/игра “Отгадай по описанию”.

  1. У этого растения листья светло-зеленые, круглой формы, мягкие на ощупь, приятно пахнет, оно очищает воздух, убивает микробы (герань).
  2. А у этого растения листья темно-зеленые, большие, овальной формы, вырастает большим деревом (фикус).
  3. У следующего растения листья резные, темно-красного цвета, с забавным названием (крапивка).
  4. Это растение с мелкими светло-зелеными листьями, очень любит воду, от того и получило свое название…(Ванька мокрый).
  5. У этого растения листья темно-зеленого цвета, мягкие, у него нет стебелька (амазонская лилия).
  6. Это растение имеет длинные сочные листья, по краям зазубринки, оно лекарственное (алоэ).

Расскажите, как алоэ помогает человеку не болеть?

“А теперь в дорогу. Как перейти нам речку? Правильно по мосту”.

Ходьба по гимнастической скамье.

“Вот и следующая остановка. Посмотрите, ребята, какая? Остановка “Носарий”.

Расскажите, ребята, зачем человеку нужен нос? Правильно, чтобы дышать, определять запахи. А если я буду на улице дышать ртом? Вы правы, можно простудить горло. Давайте поиграем в игру “Определи по запаху”. Дети нюхают чеснок, апельсин, перец, гвоздику, чабер, лук. (Показывают картинку). Какие овощи нужно кушать, чтобы не болеть? Почему?

“Продолжим наше путешествие. Дорога наша проходит через лес. Посмотрите, какая чаща. Нужно подлезать под ветки”. Подлезание под дуги.

“Следующая остановка “Язычок”. Для чего нужен язык? Молодцы, чтобы говорить, помогает нам пережевывать пищу, умеет определять на вкус. Предлагаю поиграть в игру “Определи на вкус”. Детям предлагаются овощи и фрукты. Чтобы мы не болели, особенно сейчас весной, нужно побольше есть овощей и фруктов, много витаминов в зеленом луке, который мы выращиваем на окне. Давайте продолжим наше путешествие. Посмотрите, скучает зайка, попрыгаем вместе с ним”. Прыжки с продвижением вперед.

“Вот и пришли мы к дорожке здоровья, пройдем по ней, чтобы стопы наших ног не болели”. Ходьба по дорожке здоровья – профилактика плоскостопия.

“А теперь отгадайте загадку:

Северная роза вся в цветах, яркие ягоды на ней висят. Что это такое? (Шиповник.)

Вот вам и сюрприз от доктора Айболита, пейте, ребята, напиток, в шиповнике много витаминов.

Ребята, скажите, чтобы не болеть и всегда быть здоровым, что нужно делать? Вспомните, что мы делали на занятии? Хотите ли вы быть здоровыми?”

 Осень в лесу”

Цель:

  1. Закреплять знания о домашних и диких животных, еловых и сосновых шишках, их особенностях, уметь различать листья разных деревьев.
  2. Учить детей передавать движения разных животных.
  3. Совершенствовать навыки исполнения песен с движениями.
  4. Учить детей продвигаться вперед прыжками на двух ногах, подлезанию под гимнастическую скамью.
  5. Разучиванию точечного массажа биологически активных зон.
  6. Воспитывать интерес к оздоровительным занятиям.

Материал: Листья из бумаги, панно деревьев, гимнастическая скамья, шапочка зайчихи и совы, шишки еловые и сосновые, 2 корзины, картинки домашних и диких животных, белый тюль.

Физ/инстр.

Из росточка – семечка
Вырастало дерево,
Стройное, красивое,
Всем вокруг на диво!
Будем весело шагать,
Как деревья подрастать!

(Дети свободно шагают по площадке под музыку.)

А теперь широким кругом
Побежали друг за другом!

(Чередование ходьбы и бега 30–40 сек. С окончанием музыки останавливаются.)

Много листьев разных,
Желтых и красных!
Соберем листочки,
Встанем все в кружочек!

(Дети берут листья, становятся в круг, руки с листьями снизу.)

Руки вверх мы поднимаем,
Как деревья подрастаем.

(Дети по показу поднимают руки и опускают вниз.)

Дует ветер с севера,
Закачалось дерево.

(Качают руками над головой, 1 – вправо, 2 – влево.)

Дует ветер, задувает,
Листья с дерева срывает!

(Дети опускают листочки на пол и поднимают с пола.)

Листья по ветру летят,
Кружит, кружит листопад!

(Дети кружатся вправо и влево по показу физ/инстр.)

Побежали наши ножки,
По дорожке, по дорожке.

(Свободный бег по площадке.)

Соберем из листьев
Желтую дорожку.
По дорожке друг за другом
Зашагали ножки!

(Дети выкладывают свои листья в виде дорожки и шагают по дорожке друг за другом 2–3 раза.)

Впереди течет река,
Широка и глубока,
Будем весело шагать,
Ножки выше поднимать!

(Дети перешагивают дорожку из листьев.)

Вос/экол: Какой нарядный лес, какие красивые деревья, давайте поиграем в игру “Чьи плоды” – шишки сосновые и еловые, корзинки, иллюстрации сосны, ели.

Физ/инстр:

Вот зайчиха выходила
И зайчат своих учила:
Ноги вместе, прыг да скок,
Прыгай, дочка и сынок!

(Прыжки с продвижением вперед под музыку.)

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли мышки погулять!

(Гуляют по площадке.)

Кыш, кыш, кыш, как налечу!
Всех мышей я проглочу!

(Подлезание под скамейку.)

Вос/экол: Осенью часто бывает пасмурная погода, на небе облака и тучки, льет дождь.

Муз/рук:

“Песня о дождике”

Дождик, дождик, кап, кап, кап
Мокрые дорожки,
Нам нельзя идти гулять,
Мы промочим ножки.
Дождик, дождик, с неба лей
Тебя ждали много дней,
Тебя ждали много дней,
Так попляшем веселей.
Кап на ручку, кап на ножку,
Побежим мы по дорожке,
Побежим мы веселей,
Дождик лей, лей, лей.
Догоняй нас поскорей.

Вос/экол: Вот и дождик закончился, и наша черная тучка превратилась в белое облачко, давайте поиграем с облачком.

Проводится игра “Двигаемся как облачко”.

Физ/инстр: физкультминутка “Елочки”.

Ели на опушке
До небес макушки
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата елочки,
Тонкие иголочки
У лесных ворот водят хоровод
опустить руки вниз и развести пальцы
руки вверх, соединить пальцы
раскачиваются в разные стороны
присесть на корточки, обхватить коленки
руки в стороны, пальцы развести
взяться за руки в хоровод

Вос/экол: На этой полянке я вижу много разных листиков, давайте поиграем с ними.

П/И “Листок, лети ко мне в кузовок”.

“Осень в гости к нам пришла, дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, с веток листики срывает.
Листья по ветру кружатся и на землю к нам ложатся,
Ну, а мы гулять пойдем и листочки соберем”.
“Рябиновый листок лети ко мне в кузовок!” (Дубовый, кленовый, березовый.)

Физ/инстр: точечный массаж биологически активных зон.

Вос/экол: П/И “Повертись, покружись и в зайчишек превратись”. (Медвежат, лисичек, волчат, бельчат, телят, ежат, козлят и т.д.)

Ребята, на лесной полянке собралось много разные животные, лесные и домашние, давайте домашних заберем домой.

Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали,
С вами мы домой пойдем
И домашних животных заберем.

Старшая группа

“Зимушка-зима”

Задачи:

  • Закрепление техники выполнения различных видов игрового самомассажа.
  • Систематизировать знания о зиме.
  • Воспитание любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.
  • Работа над чистотой интонации при пении.

Наглядное пособие:

  • мячики – по одному каждому ребенку,
  • большая корзина,
  • снежинки каждому ребенку,
  • лиственные и хвойные деревья – картинки, дорожки со следами,
  • д/и “Птицы на кормушке”.

Ход занятия

Вос/эколог:

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежки,
Санки, лыжи и коньки.
Пусть летят к нам в комнату
Все снежинки белые,
Нам совсем не холодно
Мы зарядку делаем.

Физ/инстр: Комплекс гимнастических упражнений.

Мы шагаем, мы шагаем,
Кверху руки поднимаем,
В стороны их разведем,
Вниз опустим и пойдем.
Ходьба с движениями рук
вверх, в стороны, вниз.
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Ходьба с выпадами.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу
На коньках заскользим,
Друг за другом побежим.
Ходьба с высоким подъемом колена.
Легкий бег.
Не боимся мы пороши –
Ловим снег, хлопок в ладоши!
Руки в стороны! По швам!
Руки в стороны, хлопок
перед собой.
Снега хватит нам и вам! Раздает мячи.
Вверх подбрось ты свой снежок
И поймай его дружок.
Подбросить мяч вверх
И поймать двумя руками.
Выше ногу подними
И снежок переложи.
Переложить мяч под ногой
Из одной руки в другую.
Ты снежок свой покажи,
Вправо, влево поверни.
Повороты вправо-влево с перекладыванием мяча из одной руки в другую.
Со снежком ты приседай:
Сели, встали! Не зевай!
Приседание, вытягивая руки с мячом перед собой.
Потянулись за снежком –
Спину хорошо прогнем.
Наклон вперед, прогибая спину потянувшись за мячом.
Дружно дети наклонились
И снежки все положили.
Наклон, мяч положить на пол, выпрямиться.
Дружно встали – раз, два, три!
Вот снежочки, посмотри!
Наклон, поднять мяч, выпрямиться
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Метание мяча в корзину, стараясь попасть в корзину.
А теперь скорей за дело –
Будем прыгать мы умело!
Разные виды прыжков, чередуя с ходьбой
Носиком сейчас вдохни
И дыханье задержи.
Выдыхаем воздух ртом,
“пых” мы говорим потом.
Дыхательное упражнение.

Вос/эколог:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
падает, ложится.

Муз/рук: Песня “Что нам нравится зимой”.

Вос/эколог: А теперь отправляемся в зимний лес, полюбуйтесь какие красивые деревья, осыпаны снегом, заснули под снежными одеялами, вот попробуй-ка, найди, где здесь лиственные, а где хвойные?

Д/И “Лиственные и хвойные деревья”.

Выпал снег, но вот досада –
Не готовы мы к зиме,
Простужаться нам не надо.
Сделаем массаж себе!

Физ/инстр: Массаж лица для профилактики простудных заболеваний.

“Белый мельник”

Белый – белый мельник
Сел на облака.
Провести пальцами по лбу
От середины к вискам.
Из мешка посыпалась
Белая мука.
Легко постучать пальцами по щекам.
Радуются дети,
Лепят колобки.
Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.
Заплясали сани, лыжи и коньки.
Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами.

Вос/эколог: А теперь пойдемте дальше по лесу, посмотрите, чьи это следы? Как вы догадались? Попрыгаем, как заяц. А эти, чьи следы? Как вы догадались? Попробуем пройти, как хитрая лисичка. А эти, чьи? Как узнали? Полетали, как птички.

Ребята, а вам нравится зима? Почему? Много подарков нам зима подарила.

На деревья и кусты шапки нахлобучила,
В толстяка – снеговика превратила чучело.
И на окнах спозаранку –
Звезды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки,
все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки, так подарки,
Мы играем во дворе,
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в феврале.

 Физ/инстр: Гимнастика для глаз “Снегопад”.

Белых хлопьев белый пух
Плавно и спокойно
Над деревьями кружит
И над колокольней.
Медленно опускать сверху вниз сначала правую руку, потом левую.
Каждый дом и каждый куст
Греет, одевает
Поочередно вытягивать руки вправо, влево.
Снеговая шубка и
Шапка снеговая.
Вытянуть руку вперед и коснуться его лба
Белых хлопьев белый пух
С неба валит валом
Укрывая белый свет
Белым одеялом.
Поднимать и опускать руки от уровня груди до пояса.
Чтобы слева, впереди,
Позади и справа
Указательным пальцем коснуться левого плеча, вытянуть руку вперед, коснуться правого плеча.
Сладко спали до весны
Дерева и травы.
Закрыть глаза ладошами
Это сколько ж наметет
Снега за ночь-то!
Развести руки в стороны, глаза широко открыть.
Это как же полетят
С горки саночки!
Полузакрыть глаза, мягко погладить средними
Пальцами веки от переносицы к вискам.
Рада снегу детвора –
Песня звонкая слышна!

Муз/рук: “Песня о зиме”.

Физ/инстр: Гимнастика стоп (под музыку “Как на тоненький ледок”).

Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Ходьба по кругу на носках сохраняя хорошую осанку.
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, стараясь поднимать выше пятки.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Ходьба с сильно разведенными в стороны носками ног.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
Перекаты с носка на пятку , стоя на месте.
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом зашагали.
Ходьба перекатом с пятки на носок,
Корпус держать прямо, смотреть вперед.
Снег, снег, белый снег,
Кружит, падает на всех.
Стоя на месте, приподнимаясь на носки и опускаясь на всю стопу.

Вос/эколог: Прокатились мы на санках, лыжах, а теперь, давайте к кормушке подойдем и птичек всех найдем.

Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, а вы отгадайте, назовите и покажите:

  1. Эта птичка с желтым брюшком очень любит сало есть. (Синица.)
  2. Серенькое брюшко, коричневая спинка, насыпьте мне, пожалуйста, крошек ребятишки. (Воробей.)
  3. Как наступят холода, в гости к вам лечу всегда, дайте ягодки – рябинки, поклевать мне из корзинки. (Снегирь.)
  4. Сыпьте, сыпьте, мне зерна, а поем его сполна, ворковать вам стану, дети, что узнали вы меня? (Голубь.)

Почему нужно подкармливать зимой птиц?

Ты мороз-мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.

Физ/инстр: п/игра “Два мороза”.

Светло пушистая снежинка белая,
Такая чистая, такая смелая,
Дорогой бурною легко проносится,
Не ввысь лазурную. На землю просится.

Дыхательное упражнение “Снежинка”

Вос/эколог: пальчиковая игра “Мастера”.

Если только захотим
Все из снега смастерим.

Лепит Коля колобок,

Лепит Таня теремок

Лепит Света разных рыб

Лепит Саша белый гриб

Хлопки в ладоши

Делать движения, как будто лепят снежок.

Соединить руки над головой

Соединять ладоши и делать ими движения вправо-влево.

Одну руку сжать в кулак, другой накрыть ее как шапочкой.

“Весна в лесу”

Задачи:

  • Закреплять знания о сезонных изменениях в природе весной.
  • Воспитывать понимание необходимости бережного
  • отношения к природе.
  • Совершенствование умения детей двигаться в соответствии с характером мелодии и текстом песни, слышать вступление и самостоятельно начинать движение.
  • Формировать навыки правильного дыхания и ценности здорового образа жизни.

Наглядное пособие: Скамейка, 2 дуги, маленькие мячи, вертикальные цели, 2 куба, маска кота, картинки цветов, пейзажей, деревьев.

Ход занятия

Физ/инстр:

Друг за дружкой поскорее
Становись детвора!
На прогулку в лес весенний
Отправляться нам пора!

Дети идут друг за другом паровозиком, кладут друг другу на плечи ладони, выполняют массаж спины “Паровоз”.

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу!

Колесами стучу, стучу,
Колесами стучу, стучу,


Колесами стучу, стучу
Садись скорее, прокачу!

Чу,чу,чу!

Похлопывание по спине ладонями

Поворот на 180, поколачивание кулачками.

Поворот на 180, постукивание пальцами


Поворот на 180, постукивание ладонями.

Легкое поглаживание пальцами.

М/Р: Пение песни “Паровоз” З.Компанейца, – ходьба топающим шагом.

Вос/экол: Пальчиковая гимнастика “Здравствуй”.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцы правой руки по очереди
“здороваются” с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кониками.

 

Физ/инстр: О.Р.У. “Деревья в лесу”.

Мы в лесу весеннем
Целый день гуляли,
Искали подснежники,
Воздухом дышали.

Мохом под ногами
Выстлана земля,
Идем мы на носочках,
Ступая слегка.

Вот деревья встали
У нас на пути,

Нам их обежать нужно
И обойти.

Тучка-невеличка
Дождь прислала нам,
Побежим скорее,

Спрячемся от дождя.

Ходьба обычная в среднем темпе
с наклонами вперед и разведением
рук в стороны.

 

Ходьба на носках.

 

Бег “змейкой”.

 

Ходьба “змейкой”

 

Бег в рассыпную.

Ходьба в рассыпную.

Муз/рук:

Вот пришли мы на лужок,
Становись в кружок, дружок,
Хороводы затевай,
Весну песнею встречай.

Весенний хоровод “Земелюшка чернозем”.

Вос/экол: Д/И “Найди и назови весенние цветы” – иллюстрации цветов разложены на полу.

Лес веселый скроен ладно
Смотрит весело, нарядно,
Ведь красавица весна
Лесу платье принесла.

Физ/инстр: О.Р.У. “Деревья”.

I. “Дуб”: И. п. – основная стойка; 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – вернуться в и.п. Д: 6–8 раз.

Вот дуб растет высокий и красивый,
И смотрит он на нас игриво.

II. “Ива”: И.п. – стойка на коленях, руки в стороны – назад; 1 – руки вперед, коснуться пола; 2 – вернуться в и.п. Д: 6–8 раз.

Вот ива наклонилась над водой,
Она увидала свое в ней отраженье.

III. “Елочка”: И.п. – сед с прямыми ногами, руки вниз; 1 – руки вперед, коснуться носков; 2 – вернуться в и.п. Д: 5–6 раз.

Принагнулась елочка, елочка – иголочка,
Тяжело пушистые веточки держать.

IV. “Сухие ветки”: И.п. – лежа на животе; 1 – 4 – перекаты со с живота на спину и обратно. Д: 4–6 раз.

Сухие ветки спилили, на землю положили.
Ветер задувает, ветки по земле катает.

V. “Листики”: И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки в обхват - назад. Д: 4–6 раз.

Ветер с листьями играет,
Листья кружит, догоняет.

VI. “Осина”: И.п. – основная стойка. Прыжки (ноги вместе – ноги врозь) в чередовании с ходьбой.

А вот осина тонкая
Смеется, словно речка звонкая.

VII. “Дровосек”: И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверху сцеплены в замок: 1 – наклон вниз (Ух!); 2 – вернуться в и.п.

Вот так сухие ветки рубит дровосек.

Вос/экол: Д/И “Найдите и покажите весенние пейзажи” – иллюстрации пейзажей разложены на полу.

П/И “Найди дерево” (команда девочек и мальчиков).

Деревья: кедр – осина, сосна – тополь, береза – ель. Действия по команде.

Физ/инстр:

Ветерок весенний пролетел,
Песню свою тихую пропел.

Упражнение на дыхание “Ветерок” - Стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. На спокойный вдох, плавно поднять руки, выдыхая, опустить руки и произнести “Ф-ф-ф…”

Основные движения:

Посмотрите: вот бревно!
Давным-давно нас ждет оно,
Когда мы с вами подойдем,
И быстро по нему пройдем.

Затем пролезем под кустом,

За шишкой прыгнем высоко.

Поможем белочке в дупло
Забросить шишки.

А вот на холмике
Сосеночка высокая,
Стройненькая, однобокая.

Ходьба по скамейке

Пролезание под дугу боком

Подпрыгивание вверх (“достаем шишку”)

 

Метание мячей в вертикальную цель.

 

Стоять на кубе одной ногой,
одна рука вверх, другая в сторону.

 

Вос/экол: физкультминутка “Грачи прилетели”.

Как-то раннею весной
На опушке лесной
Появилась стая птиц:
Не скворцы и не синицы,
А большущие грачи.

Цвета черного, как ночь.
Разбежались по опушке.

Прыг-скок, крак-крак!

Тут жучок, там червячок!
Крак-крак-крак!

Бег на цыпочках, чуть подняв согнутые в локтях руки.

 


Присесть.
Бег в рассыпную

Прыжки

Наклоны вперед-вниз.

Вос/экол и Муз/рук: П/И “Скворцы и кот”.

Все специал.: П/И “Бегущий ручеек”.

Физ/инстр: Массаж лица.

Теплый ветер гладит лица,
Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклониться,
Клен кивает головой.

 

А кудрявая березка
Провожает всех ребят.

 

До свиданья, лес зеленый,
Мы уходим в детский сад.

Двумя пальцами провести, не слишком
Надавливая, от бровей до подбородка
И обратно – 4 раза.

От точки между бровями большим пальцем
левой руки массажировать лоб, проводя
пальцем до середины лба у основания волос – 4 р.

Массаж височных впадин большими пальцами
правой руки и левой рук, совершая вращающие
движения – 8 раз.

Литература

  1. М.Ю. Картушина. “Зеленый огонек здоровья” старшая группа.
  2. М.Ю. Картушина “Сценарии оздоровительных досугов для детей 4–5 лет”.
  3. Музыка в детском саду. Средняя группа.
  4. Музыка в детском саду. Старшая группа.
  5. Музыка в детском саду. Подготовительная группа (сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комисарова).