Парламент против короля. Революция в Англии

Разделы: История и обществознание


Оборудование: учебник для 7 класса “Новая история. 1500-1800” А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной, настенная карта “Европа в 1640-1699гг.”

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с событиями Английской буржуазной революции.
  2. Показать роль личности в истории.
  3. Отработка навыка самостоятельной работы с учебником.

План урока:

  1. Англия накануне революции. Причины революции.
  2. Начало революции – созыв Долгого парламента.
  3. Гражданская война между королём и парламентом.
  4. Реформы парламента. Установление республики.

Ход урока

Проверка домашнего задания: опрос по вопросам предыдущего параграфа.

1. Объяснение нового материала.

Актуализация знаний: учитель просит вспомнить, какие события из истории Англии XVI века связаны с такими понятиями, как Реформация, Генрих VIII, “добрая королева Лизи”, “Непобедимая армада”.

Учитель даёт задание учащимся: прочитать пп.1,3,4 параграфа 16 и (“слабым” учащимся) устно ответить на вопрос: с кем и из-за чего поссорился король Англии Карл I? После прочтения текста вызвать кого-либо из “сильных” учащихся, чтобы он (она) отметил на кластере, нарисованном на доске, знаком “плюс” положения, относящиеся к состоянию государства, и “птичкой” - причины революции.

2.

После устного ответа “слабого” ученика, выполнения задания на доске “сильным” учащимся, записи учащимися в тетрадях причин революции, учитель обращает внимание класса на характер Карла I и в объёме учебника рассказывает о начале революции – созыве Долгого парламента и начавшейся гражданской войне (запись в тетради дат: созыв Долгого парламента – 1640 г., начало гражданской войны – 1642 г. Работа с классом над терминами: что такое революция, гражданская война?)

3.

Далее учащиеся самостоятельно читают пункт “Гражданская война между королём и парламентом” и выполняют следующие задания: “слабые” учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая после прочтения и работы над пунктом должна приобрести следующий вид:

  Армия короля Армия парламента
Кто командовал Карл I Оливер Кромвель
кто поддерживал северные и западные графства юго-восточные графства
кто служил дворяне-“кавалеры” добровольцы-“круглоголовые”: крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур
какую веру исповедовали англиканская пуританская

(Все учащиеся работают с атласами, на которых находят всё, что связано с гражданской войной.)

Затем “сильные” учащиеся устно отвечают на вопрос: каковы причины победы армии парламента (после ряда поражений научилась воевать, добровольческий характер набора в войско, выдвижение талантливых офицеров из народа, религиозное воодушевление, талантливый руководитель).

Учитель обращает внимание на личность и значение Оливера Кромвеля.

Запись в тетради: 14 июня 1645 г. – битва при Нейзби, разгром армии короля.

Вызванный к доске ученик показывает на настенной карте все места событий, связанных с гражданской войной (ставка короля, районы, поддерживающие ту или иную сторону, Нейзби).

4.

Далее учитель сообщает в объёме учебника о последовавших реформах парламента, стремлении парламента к компромиссу с королём, выдачи шотландцами Карла I, “Прайдовой чистке”.

Затем учащиеся готовят устно ответы на вопрос: в чём обвиняли Карла I?

“Слабые” учащиеся читают часть пункта “Реформы парламента”, в котором говорится о суде над королём и его казни. “Сильные” учащиеся – документ “Обвинение против короля” (Извлечения), опубликованный в учебнике после текста параграфа 16.

Далее учащиеся отвечают на поставленный вопрос: сперва – “сильные”, потом – “слабые”.

Учитель сообщает о ликвидации королевской власти и провозглашении парламентом в 1649 году республики. С абсолютизмом в Англии было покончено.

Для закрепления материала в конце урока проводится игра на знание терминов, понятий и персоналий “Историческая цепочка”.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки за домашнее задание и оценку победителю “Исторической цепочки”, сообщает о задании на дом: параграф 16, вопросы к параграфу.