Урок внеклассного чтения в 9-м классе по теме "В.М. Шукшин – писатель, режиссер, актер"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с личностью и творчеством писателя.
  2. Обзор и обсуждение киноповести “Калина красная” и рассказа “Чудик”.
  3. Развитие навыков монологической речи, выразительности чтения.
  4. Воспитание нравственных начал (совестливости, доброты, доброжелательности, помощи другим).

Оборудование урока:

  1. Компьютерная презентация с содержанием портретов писателя, высказываний о нем.
  2. Выставка книг Шукшина.
  3. Гроздь калины.
  4. Тексты рассказов и киноповести “Калина красная”.

Задачи урока: доказать правоту убеждения Шукшина: “Если хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

Предварительное домашнее задание: прочитать повесть В.М. Шукшина “Калина красная” и рассказ “Чудик”.

Содержание урока

Приложение

Слово учителя: <Слайд 1> Далеко-далеко, за несколько тысяч километров от города Ртищево на берегу сибирской красавицы реки разбросало свои деревянные домики, виноградные сады, узкие и широкие улицы село …

Разметалось оно в предгорьях, где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя стародавнее это село.
Здесь мальчишка творил дорожку, пьяный ветер вдыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку, на Катуни тягал чебаков…
Край сибирский. Пейзаж неброский
Бьет о берег Катуни волна
Знает каждый в России, что Сростки – это родина Шукшина.
Здесь, на Алтае, родился Василий Макарович Шукшин. <Слайд 2>

И по сей день в его школе стоит парта, за которой сидел будущий писатель, режиссер, актер.

Всмотритесь в его лицо. Оно обыкновенное, только вот глаза задумчивые и жесткие складки у рта. Тяжелая жизнь была у этого человека.

В годы война (1943) он окончил 7 классов. Поступил в Бийский автомобильный техникум. Его не заканчивает. Бросает. В 17 лет покидает родной дом, чтобы заработать себе кусок хлеба.

Кем он только не был: разнорабочим, слесарем, земледельцем, маляром, грузчиком и учителем, служил в Армии на Балтийском флоте.

В 24 года экстерном сдает экзамены на аттестат зрелости и уезжает в Москву. Поступает в 1954 году во ВГИК на режиссерский факультет. А деревенские кумушки посмеивались “Васька Шукшин из грязи-то в князи”.

А он вопреки всем трудностям, много и жадно учился. Делал себя. Никогда себя не щадил, как будто боялся не успеть. Его разрывали два вида искусства: письменный стол и съемочная камера. Выходили книги его рассказов, по его сценариям снимались фильмы. Вот они.

  1. “Они сражались за Родину” <Слайд 3>
  2. “Живет такой парень”,
  3. “Печки-лавочки” <Слайд 4>
  4. “Два Федора”,
  5. “Странные люди”,
  6. “Калина красная”.

В фильме “Они сражались за Родину” Шукшин, как актер, играет главную роль. В то лето на Дону, где проходили съемки, стояла изнурительная жара. А Василий Макарович не только снимался, но еще писал по ночам. Он не щадил себя. И сердце писателя не выдержало. Он умер на съемках. Ему было всего 45 лет.

В тот горький день траура вдруг выяснилось, что Шукшин не просто хороший писатель – он народный писатель.

На траурной церемонии Евгений Евтушенко так сказал о нем: “В искусстве уютно быть сдобною булкой французской, но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот. Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску, черняшкою той, без которой не мыслим народ”. <Слайд 5>

Шукшин говорил: “Если хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.

Задача нашего урока – доказать правоту этого убеждения.

Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску…

“Калина красная” – так называлась его киноповесть.

Задание: Чтобы вспомнить содержание, предлагаю Вам литературную викторину.

  1. Как звали главного героя? Сколько ему было лет? <Слайд 6>
  2. За что Егор попал в тюрьму и сколько лет он там просидел?
  3. Какое у него было прозвище и почему такое?
  4. Куда после тюрьмы возвращается Егор и почему?
  5. Чем хотел заняться Егор и как его планы реализовались?
  6. Какие песни исполняли герои повести?
  7. Калина в русских народных песнях- это символ чего? <Слайд 7>

А) юности

Б) любви

В) осени

Г) ревности

Можно ли с этим согласиться, читая повесть Шукшина? Любовь к чему у Шукшина?

  1. Калина – это ягода. Ягода горькая (показать). Почему же эту ягоду, как символ, берет в своё повествование Шукшин? Калина красная. Что означает этот цвет? Где же здесь радость, где кровь?
  2. Что хотел сказать Шукшин, убивая своего Егора Прокудина?
  3. Главную роль в этом фильме играл сам Шукшин. Как вы думаете, почему?
  4. Если бы вас попросили дать характеристику героям повести одним словом, то как бы вы назвали их? (Люди – звери, люди – убийцы, люди – волки, люди – чудики.)

Словарь урока: чудик, интеллигент. <Слайд 8>

Задание: Объясните лексическое значение слова “чудик”. Этим словом назван один из шукшинских рассказов, который перед вами.

Задание: перескажите сцену с 50-ти рублевкой в магазине. (по р. “Чудик”)

Обратимся к языку Шукшина. <Слайд 9>

“Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто её не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись…стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать, этим, в очереди, про бумажку”.

Задание: Найдите глаголы, которые указывают на внутреннее состояние человека.

Беседа:

  1. Почему себя так ведет Чудик? Почему 50 рублей он называет “бумажкой”, “зеленой дурочкой”?
  2. Почему же Чудик не вернулся за своими деньгами? Какими чертами характера обладал Чудик?

Обратится к словарю урока. Интеллигент – объяснить значение этого слова. <Слайд 8>

Задание: Вспомните эпизод разговора Чудика с попутчиком в поезде? О чем шла речь? Подходит ли определение “интеллигент” к попутчику Чудика? Какую черту характера подчеркивает Шукшин?

Задание:

  1. Вспомните сцену в самолете.
  2. Каким здесь показался вам Чудик?
  3. Как люди реагируют на общительность Чудика?

Задание: Какую сцену в рассказе можно назвать кульминационной? К какому выводу приходит герой? Как нужно жить? В чем смысл этой жизни?

Вывод (учащихся): Василий Макарович Шукшин гордился своими героями. Они жили по его нравственным правилам. Вот он шукшинский кодекс.

Вопрос ребятам: “А в чем смысл жизни, по-вашему?”

Учитель: Шукшин считал: “Чёрствость души самая страшная болезнь на свете”. <Слайд 10>

Вывод учителя: Все произведения Шукшина проникнуты великой любовью к своей земле, к людям. Он действительно был мастером. Макал свое перо в правду. Лучшие его герои такие же как и он сам. Шукшин перед человечеством ставил главный вопрос: “Люди! Что же с нами происходит?”

Дело его продолжает дочь Маша, ведущая телепередачи “Жди меня”. Она помогает людям вновь обрести друг друга – творит добро. Смотрите эту телепередачу! Читайте Шукшина!

Итог урока. <Слайд 11>

О Шукшине не просто говорить,
О нем бы петь высоким слогом!

Домашнее задание: Сочинение-миниатюра “Чудики вокруг нас”.

Приложение