Внеклассная работа "Поведение в компании"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока: Способствовать сознательному выбору подростками здоровых и безопасных развлечений в компании.

Задачи урока:

  • Обсудить досуг и развлечения подростков.
  • Обсудить последствия употребления наркотиков для “развлечения”.
  • Определить здоровые и безопасные способы развлечения в компании.

Ход урока

1. Обобщение ранее пройденного материала:

Слово учителя: В этом году мы с вами работаем по программе “Полезные навыки”. Познакомились с такими понятиями, как ценность и пришли к выводу, что главная ценность у человека это –

Ответ: ЗДОРОВЬЕ.

Если у человека проблемы со здоровьем, свободной личностью он не будет, у больного человека и настроения хорошего часто нет, учеба ему дается трудно, работоспособность падает, восстановление здоровья требует материальных затрат, у больного человека нет и привлекательности. Следовательно, главная ценность для человека – это здоровье.

Слово учителя – Вы узнали, что оказывается красота и здоровье взаимосвязаны. Красота является показателем здоровья человека. Так ли это?

Ответ: Эталоны красоты в разные эпохи менялись, менялась мода, но курение, употребление алкоголя во все века портили и портят внешний облик человека: здесь и цвет кожи лица, осанка, походка – создают впечатление нездорового человека. Ведь еще в 17 веке говорили: “Кто курит табак, тот хуже собаки”.

Красивым, выносливым, а следовательно и здоровым делают человека занятия спортом. Еще Ломоносов говорил, что “Движение вместо лекарства служить может”.

Лев Толстой в 82 года был крепкого сложения и совершал прогулки верхом на лошади. Мы видим, что красота и здоровье взаимосвязаны.

Слово учителя: А общение друг с другом может влиять, на здоровье человека?

Ответ: Да. Влияет. Невербальное общение- это жест, поза, выражение лица, оно может быть пренебрежительным по отношению к другому человеку. Вербальное общение- общение словом. Плохое слово – может сильно обидеть человека, вызвать нервозность. А к раздражительному человеку и болезни липнут. От характера общения, конечно, зависит здоровье человека. Ведь не случайно латинская пословица гласит: “С людьми живи в мире, а с пороками сражайся”.

2. Введение в тему:

Слово учителя: Баснописец Крылов однажды сказал: “В природе чудеса разбросаны повсюду. Да не везде их всякий примечал”.

 Человек – это тоже природа.
Это тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.

(фрагмент фильма “Выбор” – 1 минута)

Главным чудом природы является человек, являемся МЫ.

В течение жизни мы можем находиться в разных жизненных ситуациях. И как же нам вести себя, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих?

Сегодня перед нами стоит задача поговорить о развлечениях вашего возраста, о поведении в компании.

Вы должны понять- Какие развлечения могут быть безопасными, а какие нарушают здоровье человека?

(фрагмент дискотеки с Выпускного вечера)

3. Основная часть урока:

Слово учителя: Вы увидели фрагмент дискотеки. Компания подростков проводит свое свободное время. Компания. А как вы понимаете слово- КОМПАНИЯ.?

Ответ:…

Компания – это общество, группа лиц, вместе проводящих время.
Собрались молодые люди вместе не случайно. Их что-то объединяет.
А что может объединяет людей в компании?

Ответ: Какой-то интерес.

Иными, словами какой-то интерес.
Посмотрим, что же могло объединять молодежь в 19 веке.

(просмотр фрагмента фильма “Герой нашего времени”)

Как развлекались молодые люди в 19 веке?
Ответ: Игры в карты, театральные постановки, разгадывание шарад, балы.

И вот на дворе 21 век.
Зачем вы собираетесь в компании?

Ответ: пообщаться, погулять, повеселиться.

Вы собираетесь, в общем РАЗВЛЕЧЬСЯ.
А что же такое в вашем понятии – развлечение?

Ответ: весело провести время.

Развлечение – это времяпровождение, доставляющее вам удовольствие.

А сейчас выполните задание №19. Вы должны записать три развлечения, доставляющие вам удовольствие.
(работа с тетрадью “Полезные навыки”)

Перечислите, пожалуйста, свои развлечения.
Ответ: (обучающиеся перечисляют развлечения, а группа экспертов выписывает их на доске)

Посмотрите фрагмент фильма, демонстрирующий развлечение некоторых обучающихся нашей школы.

(фрагмент выступления группы Гольштейн Артема)

У вас в классе есть поклонники данного вида развлечения?

(на доске плакат и по выводам обучающихся идет его заполнение) – работу выполняют эксперты.

В последнее время много говорят о молодежных группировках. Познакомимся с некоторыми из них. Посмотрим, такой вид поведения в компании вреден для здоровья или нет?

Слово:________________

(доклад о молодежных субкультурах)

Молодежные субкультуры – это объединения молодежи в группы на основе каких – то общих интересов. Объединяется в группировки молодежь, желающая проявить собственное Я, испытывающая потребность в общении, т.к. в школе часто его не понимают, он чувствует отчужденность в коллективе, часто бывает равнодушен к учебе, не находит среди одноклассников взаимопонимания.

Вот, например, ГРАФФИТТЕРЫ. Впервые они появились в 60 годах в Америке, а сейчас они есть и в Томске. Именно они расписывают красками заборы, фасады зданий, не задумываясь о том, а нравится это окружающим или нет. Эта группировка безобидна, но не всегда эти рисунки бывают к месту.

ЭМО – представители этой группировки есть и у нас в школе. В основе этой группировки лежат эмоции, чувства. Они за правду и честность. Традиционной прической эмо считается длинная косая черная челка до носа. Часто у них есть пирсинг на губах, левой ноздри, бровях. Сейчас внутри эмо раздвоение. Одни за правду и предпочтение отдают музыке, другие предпочтение отдают популярности и моде. Между ними бывают серьезные конфликты, вызывающие нервные расстройство сторон.

РЭПЕРЫ – поклонники данного объединения так-же есть у нас. Они отличаются манерой исполнения песни – это чтение слов связанное с движением тела. Многим такая манера исполнения песни нравится. РЭПЕРЫ не пьют спиртных напитков, даже пива. Но в последнее время предпочитают сильные наркотики.

МЕТАЛЛИСТЫ – это самое большое объединение по численности. Раньше металлистов объединяла тяжелая музыка – рок. Современные металлисты любят свободную жизнь, жизнь в свое удовольствие. Они ходят на концерты, на которых могут распивать спиртные напитки, а после устраивать потасовки. Часто металлисты являются БАЙКЕРАМИ. Их занятие связанно с опасностью для жизни. Это гонки на мотоциклах. Если раньше среди них было много наркоманов, то сейчас они принимают участие даже в акциях “Рок против наркотиков”.

ГОПНИКИ – Их можно узнать по широким спортивным штанам, кепке черного цвета. У них куртка часто заправлена в штаны. ГОПНИКИ часто собираются на остановках, в гаражах. Они щелкают семечки, пьют пиво, или алкогольный коктейль. Зачастую они склонны к совершению преступлений: кражам, дракам.

СКИНХЭДЫ – бритоголовые. В Томске есть и такие. Они проповедают культ сильной личности, ненавидят людей с другим цветом кожи. Отличаются агрессивностью. Среди них есть фанаты футбола. Они устраивают дебош на футбольных состязаниях.

Вывод:

Все перечисленные группировки о своем здоровье и о здоровье окружающих не заботятся. А ведь у человека главная ценность – это здоровье.

Сейчас поработаем в группах.

Это задание с вами проведет Петлин Андрей – мой ученик, а сейчас это работник Детского центра “Альтернатива”.

Игра в группах . Класс разделен на две группы. Одна группа описывает развлечения безопасные для здоровья человека, а другая описывает развлечения представляющие угрозу собственному здоровью и здоровью окружающих. Нужно описать данные развлечения и обосновать их.

(обмен информацией)

1 группа – “Развлечения, связанные с риском для здоровья человека”. (нужно выбрать)

- драка,
- пьянство, курение, наркомания,
- угон автомобиля,
- альпинизм

Драка – Бывают групповые драки. Любая драка может закончится увечьем и может иметь летальный исход.
Курение – Курение сокращает жизнь человека на 5 лет. Заболевание раком легких в 5 раз чаще, чем у некурящих. Никотин вреден для сердца, мозга особенно подросткам.
Пьянство – Алкоголь разрушает клети нервной системы.
Альпинизм – очень опасен и требует специальной подготовки.
Байкеры – Увлекаются гонками на мотоциклах в ночное время. Это может стать привычкой. И на огромной скорости они могут появиться на улице днем. Это представит угрозу здоровья окружающим.

Вывод: Мы видим, что некоторые развлечения одному человеку кажутся веселыми, а другому вовсе не смешно. Но все перечисленные развлечения опасны здоровью человека.

И ведь неслучайно народная поговорка гласит – “Все пороки бывают от безделья”.

2 группа “Развлечения, способствующие укреплению здоровья человека”. (нужно выбрать)

- занятие спортом,
- увлечение музыкой,
- туристические походы,
- книголюбы.

Занятия спортом – тренировка мышц делает человека сильным. Лев Толстой, благодаря постоянным тренировкам, в 70 лет побеждал молодежь в беге на коньках.
Увлечение музыкой – Смотря какая музыка: рок- может расстроить нервную систему, а классика развивает человека духовно.
Туристические походы – Сплачивают коллектив, укрепляют здоровье, но походы требуют подготовки. Они могут быть связаны с риском для здоровья.
Книголюбы – увлеченность книгами не нарушает здоровье человеку, делает человека духовно богаче.

Вывод: Вы считаете, что данные развлечения способствуют укреплению здоровья. Это так. Но некоторые развлечения могут быть связаны с риском для здоровья, а то и жизни. Как вы думаете это так?

Вывод: Есть развлечения, которые укрепляют здоровье, но связаны с риском. Нужна тренировка навыков выживания, специальная подготовка, например – походы.

Групповая дискуссия по вопросам:

1. Какие из перечисленных развлечений можно назвать веселыми? (турпоход, дискотека_________)
2. Почему некоторые подростки напиваются, курят, угоняют автомобили? (показать свою независимость, за компанию, из любопытства)
3. Эти развлечения кажутся веселыми окружающим? (только тем, кто сам увлекается этим)
4. Эти развлечения связаны с риском? (да)
5. А в чем заключается “риск”?

Ответ на этот вопрос дают народные поговорки:

“Табак и камень сушит”,
“Потянешься за водкой, и жизнь будет короткой”,
“Двигайся больше и проживешь дольше”.

Слово учителя: Прочитайте на стр. 47 информацию о ПСИХОСТИМУЛЯТОРАХ.

А сейчас посмотрим фильм “Право на жизнь”

Откроем страницу 42, Задание 21.

Выполним его. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Употребление наркотиков опасно для человека, т.к. может привести к нежелательным последствиям.

Какой же можно сделать вывод из всего рассмотренного материала?

Из всего рассмотренного материала можно сделать вывод:

  1. Есть много способов веселого, интересного проведения времени в компании.
  2. Важно, чтобы развлечения были безопасными и для себя и для окружающих.
  3. Развлечения, связанные с риском требуют подготовки.

Снимем напряжение урока небольшим упражнением.

(выполнение руками легкого массажа с помощью ручки или карандаша)

На последок запомните:

Бывают такие моменты, когда ты встречаешься с людьми, которым не можешь отказать… А в голове вертится мысль: “Опять, зачем?!”.

Бывают такие моменты, когда ты можешь сказать: “НЕТ”…
И тогда нет места сожалениям”.

И запомните:

Развлечения в компании бывают разные:
Полезные, интересные и даже опасные.
Перед тем, как с друзьями чем – то заняться
Подумай: “А стоит ли так развлекаться”.

Домашнее задание: Составьте проект- сценарий Новогоднего вечера.

Просмотр фильма “Выбор”.