Урок-практикум по теме "Повторение и обобщение знаний о глаголе" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Слайд №1
Слайд №2

Цель урока: Систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков по теме урока.
Слайд №3

Задачи:

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и проблемы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через элементы исследовательской работы; 
  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование: Презентация, карточки с текстами, таблицы.

Ход урока.

Начало урока, «разминка»
1. «Погружение». Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Например, перечислите разноспрягаемые глаголы.  
Слайд №4
Почему они так называются? Ученик, ответив на мой вопрос, продолжает цепочку, задавая свой вопрос и т.д.

2.  Контрольно- подготовительный этап – состоит из приемов:
Слайд №5
«Лови ошибку». Работа с тестом.
Слайд №6
1) Глагол – часть речи, которая обозначает:
а) признак; б) действие; в) признак по действию
Слайд №7
2) Укажите глаголы совершенного вида:
А)               Б)
Защелкал,   засвистал.
В)             Г)
На тысячу ладо тянул, переливался.

Слайд №8
3)Укажите глаголы 1 спряжения:
А) рассмотреть;     Г) ненавидеть;
Б) рассказать;        Д) бороться;
В) шептаться;        Е) решиться.

 Слайд №9
4) Укажите предложения с переходными глаголами.
А) Люблю родную сторону во всем ее наряде скромном.
Б) Мужество рождается в борьбе.
В) Красота спасет мир.
Г) Верить в победу добра и справедливости.
Слайд №10

«Согласен – не согласен». Используя материал тестового характера, я утверждаю, намеренно кое-где допуская ошибку, что:
Слайд №11
1) Во всех глаголах пишется –ТЬСЯ.

А) Отцветает тополь,
Белый пух кружится,
Покружившись вдоволь,
На виски садится.

Б) Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится,
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.

В) Есть уголок среди травы густой,
Где можно искупаться и напиться.

Слайд №12
2) Все глаголы 2 спряжения:
А) сказать
Б) строить
В) шептать
Г) ходить
Д) отпилить
Е) бормотать
Ж) дышать

Слайд № 13
3) Все глаголы образованы с помощью приставки:
А) гореть
Б) обнародовать
В) зеленеть
Г) усилить
Д) перестроить
Е) прикасаться

Слайды №14-15 Физкультминутка.
Слайд №16
« Опрос – кроссворд». Ответы кроссворда даны. Задача учащихся – составить вопросы  к ним по теме «Глагол».

Индивидуальная работа.
Пока ученик на доске делает синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола рос, остальные работают над текстом.

Слайд № 17

Работа с текстом.
Каждый ученик получает карточку с текстом и таблицу.

Дуб и ветер.

Могучий дуб рос на высокой горе. Однажды налетел на него ветер, дунул с одной стороны, с другой, старался пригнуть к земле. А дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Сила его в том, что он в землю родную врос. 

Слайд №18

глагол вид спряжение возвратность наклонение число род лицо
               
               
               
               
               
               
               
               

Задача:

1) Определить стиль и тип речи.
2) Все глаголы вписать в таблицу и разобрать их

Слайд № 19 /проверяем правильность записи на доске/

Слайд №20 /проверяем правильность заполнения таблицы/

3.  Сотворчество На этом этапе урока строим кластер
Слайд № 21

4. Подведение итогов

5. Задание на дом
1 группа – Написать грамматическую сказку «Жил – был глагол».
2 группа – Составить сложный план сообщения о глаголе.

Слайды № 22-23