Интегрированный урок с компьютерными технологиями "А.В. Суворов и математика"

Разделы: Математика, История и обществознание


« Доброе имя должно быть у каждого честного
человека: лично я видел это доброе имя
во славе своего Отечества»
А.В.Суворов.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского полководца А.В.Суворова;
  • обобщить знания, умения и навыки по материалу математики 6 класса за I полугодие.

Развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы, логического мышления..

Воспитательные:

  • способствовать формированию правильных нравственных ориентиров,
  • продолжать воспитывать чувство патриотизма, чувства любви к Родине, к ближнему.

Наглядные пособия:

  • портрет Суворова;
  • выставка книг о Суворове,
  • плакат с наградами Суворова,
  • плакат с эпиграфом,
  • дифференцированные карточки по математике,
  • презентация.

Ход урока

1. Постановка цели и задач урока.

Наш урок « А.В. Суворов и математика» посвящается 65- летию Победы. Ребята, вы знаете, что вся наша страна, вся прогрессивное человечество в этом году отмечает 65 – летие Победы над фашисткой Германии. Наша страна одержала эту победу благодаря мужеству советских воинов, стойкости советского народа. Но это мужество и стойкость воспитывались и на примерах жизни и деятельности конкретных личностей. В частности, на примере жизни и деятельности великого русского полководца А. В. Суворова. Образ А.В. Суворова является олицетворением мужества, стойкости и любви к Родине.

2. Личность Суворова. (Слайд №1)

Учитель истории: Вряд ли будет преувеличением сказать, что никто из выдающихся деятелей в конце18 века не вызывал такого жгучего интереса в Европе, как великий русский полководец А.В.Суворов. Знаменитый английский поэт Байрон отразил этот интерес в своем

« Дон - Жуане»:

Молясь, остря, весь преданный причудам,
То ловкий шут, то демон, то герой,
Суворов был необъяснимым чудом.

Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью. Лоб - высокий, глаза большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. Рот небольшой, приятных очертаний; по обе стороны рта шли глубокие вертикальные складки. Редкие седые волосы, по обычаям того времени, заплетались на затылке в маленькую косичку, а на лбу взвивались хохолком. Вся фигура, взгляд, слова, движения- все отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным признаком крупного деятеля.[1]

Учитель математики: Выполнив математический диктант, мы узнаем некоторые даты жизни и деятельности А.В. Суворова.

  1. К числу 173 допишите такую цифру, чтобы оно делилось на 10.(1730)
  2. Уменьшаемое 1750, вычитаемое 8,.найдите разность. (1742).
  3. Найдите сумму чисел 1770 и 3. (1774).
  4. Какое из следующих чисел делится на 5: 1775; 312; 1784. (1775)
  5. Какое из следующих чисел является четным: 475; 837; 1784. (1784).
  6. Между какими целыми числами расположено число 1798. (1797 и 1799).
  7. Чему равен корень уравнения х +х =205. (205).
  8. Найдите наибольший общий делитель чисел 12 и 18. (6).
  9. Целое число, идущее за числом 1798. (1799).
  10. Запишите наименьший общий знаменатель дробей и . (55).
  11. Какое из следующих чисел делится на 3:241; 1520; 1800. (1800).
  12. Наименьшее общее кратное чисел 1942 и 971.(1942).

Работа в парах (проверка диктанта). (Слайд №3,№4,№5)

Дети меняются тетрадями, учитель открывает плакат с ответами.

  1. 1730 г.(13 ноября)- рождение.
  2. 1742 г.- запись в Смоленский полк.
  3. 1774 г. (16 января) - женитьба.
  4. 1775 г (1августа)- рождение дочери Наташи.
  5. 1784 г. (4 августа) – рождение сына Аркадия.
  6. 1797 г. (февраль) - 1799(январь) – отставка и ссылка.
  7. 205- лет исполнилось в 2004 г переходу Суворова через Альпы.
  8. 6- столько ран получил на военных сражениях.
  9. 1799 г. (19 октября)- получение высшего военного звания.
  10. 55- столько лет служил и побеждал Суворов вместе с русской армией.
  11. 1800- смерть Суворова.
  12. 1942- Верховный Совет СССР учредил военный орден Суворова трех степеней.

3. Юность Суворова. (Слайд №2)

Учитель истории. Александр Суворов родился 13 ноября 1730г. в Москве. Его отец Василий Суворов происходил из старинного русского рода, был сравнительно небогат и даже скуп. Женился он на дочери дьяка Авдотье Федосеевне Мануковой и, имел от этого брака двух дочерей и сына Александра.

Детство мальчика протекало в Москве. Не мог он не бывать и в принадлежащих его отцу поместьях.

В доме Суворовых, не существовало того высокомерия и жестокости по отношению к крепостным крестьянам, которые характерны для тогдашнего вельможного дворянства. Маленький Александр проводил много времени в обществе своих сверстников - крестьянских ребят. Обращение его родителей с крестьянами, зародило первые зерна уважения к простому русскому человеку - черта, отличавшая в последствие Суворова и во многом способствовавшая его необычайной популярности среди солдат.

Со времен Петра I каждый дворянин обязан был, вступая в военную службу, проходить ее с нижних чинов. Дворяне нашли способ обходить этот закон: они записывали сыновей в гвардию при самом их рождении, и, живя еще в родительском доме, дети постепенно повышались в чинах.

Однако Суворов вопреки этому обыкновению не был записан при рождении в военную службу: отец не предназначал Александра к военной карьере. А тут еще мальчик оказался хилого сложения, на вид болезненный.

Это в дальнейшем обернулось для Суворова благоприятной стороной: вынужденный пройти солдатскую службу по- настоящему, он глубоко ознакомился с бытом и нравами русских солдат.

Итак, для Александра было избрано гражданское поприще. Отец не удосужился позаботиться о серьезной подготовке сына. Занятый служебными и хозяйственными делами, вдобавок опасавшийся расходов на преподавателей, он мало обращал внимание на воспитание мальчика. Только природное дарование и неутомимая любознательность помешали Александру сделаться «недорослем».

У Василия Ивановича была неплохая библиотека по военным вопросам. Пытливый ум мальчика нашел богатую пищу в этих книгах. Он перечитывал их одну задругой. Сидя по целым дням в пустой библиотеке, он мысленно разыгрывал настоящие сражения. Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. С проявившимся уже в детстве упорством и настойчивостью, он начал готовить себя к военной деятельности. Это выражалось не только в чтении специальных книг, но и в целой системе самовоспитания. Будучи от природы болезненным, легко подверженным простуде, он поставил себе целью закалиться; для этого он обливался холодной водой, не надевал теплого белья, скакал верхом под проливным дождем и т. д. Домашние удивлялись странностям ребенка, отец между делом читал ему нотации, пытался отвлечь от чтения военных книг. Все это способствовало еще большему самоуглублению мальчика, усилению его природной замкнутости и заставило его еще сильнее пристраститься к избранному им поприщу. В конце концов отец махнул рукой на упрямого сына, а окружающие уже тогда его окрестили «чудаком». Эту кличку Суворов пронес через всю свою семидесятилетнюю жизнь, и она свидетельствовала не только о его странностях, сколько об ограниченности тех, кто наградил его такой кличкой.

Рассказывают, что счастливый случай помог Александру стать военным. Когда мальчику исполнилось 11 лет, к его отцу приехал старый приятель, генерал Ганнибал. Василий Иванович с вздохом поведал о причудах и упорстве сына. Заинтересованный Ганнибал захотел поговорить с мальчиком.

Сидя в своей комнате, Александр предавался любимому занятию - разыгрывал при помощи игрушечных солдатиков одно из знаменитых сражений. Ганнибал стал с интересом наблюдать. Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно свободно ориентировался в тактических сложностях маневра. Ганнибал стал подавать свои советы. Маленький Суворов ловил их на лету, иногда соглашался, иногда спорил. Завязалась оживленная беседа о военных правилах, о великих полководцах, и старый генерал поразился меткости суждений мальчика. Он вернулся к Василию Ивановичу и категорически заявил, что вопрос о призвании Александра решен им самим и притом вполне правильно.

В следующем году отец записал Александра в гвардию. Он был зачислен в лейб - гвардии Семеновский полк в качестве солдата, но оставлен пока в родительском доме, с обязательством изучат « указанные науки». Эти науки были довольно многочисленны: арифметика, геометрия, тригонометрия, планов геометрия, фортификация, часть инженерии и артиллерии, иностранные языки и другие.

В 1774 году Александр, еще ни разу не появлявшийся в полку, начал продвижение по лестнице чинов: он был произведен в капралы.

Наконец, 1 января 1748 года он прибыл в полк. С этого дня началась действительная служба Александра, дослужившегося до высшего военного звания. [1]

Учитель математики. Выполнив математический диктант с помощью сигнальных карточек, мы узнаем это высшее военное звание. Ответы математического диктанта « да» или «нет». Номеру вопроса с ответом «да» соответствует определенная буква. Под портретом Суворова расположены числа от 1 до 20. Переворачиваем карточки с ответом «да» и выбрасывает карточки с ответом «нет». В результате под портретом получаем слово «ГЕНЕРАЛИССИМУС»

Математический диктант:

  1. Числитель правильной дроби меньше знаменателя? «да»- Г.
  2. Половиной числа 8 является число 4? «да»- Е.
  3. Число является смешанным числом? «нет»-
  4. Разность 1 и равна? «да»- Н.
  5. Процент- это сотая часть числа «да»- Е.
  6. Простое число, не делится ни на какие числа? «нет»
  7. Равенство х +х=12 является уравнением? «да»- Р.
  8. от 10 равно 6? «да»- А.
  9. Если в правильной дроби числитель и знаменатель поменять местами, то дробь увеличится? «да»- Л.
  10. Все четные числа являются простыми? «нет»
  11. 50 % числа - это половина? «да»- И.
  12. Дробь меньше дроби ? - «да» - С.
  13. Правильная дробь расположена всегда на координатном луче левее? «да» - С.
  14. Все четные числа являются составными? «нет»
  15. Существует число, которое не является ни простым, ни составным? «да»- И.
  16. Дробь обратно числу 1,25. - «да»- М.
  17. Число больше 2? «нет»
  18. 15 минут составляют часа? - «да» - У.
  19. Произведение любого числа на 0,1 равно частному от деления этого числа на 10? «да» - С
  20. Число 235 делится на 2? «нет»

Учитель истории. Павел I выразил свое мнение о величии Суворова так: «Я произвел его в генералиссимусы, это много для другого, а ему мало: ему быть ангелом!» [1]

4. Сообщения детей.

Екатерина II и Суворов.

В начале 1787 года Екатерина в сопровождении блестящей свиты выехала в путешествие. К маю, императрица добралась до Киева, и здесь Потемкин предложил посмотреть военные маневры. Суворов имел всего несколько месяцев для обучения новой дивизии, но за этот короткий срок он обучил войска исключительной точности и четкости перестроений и энергии маневра. Смотр произвел на всех ошеломляющее впечатление. «Мы нашли здесь расположенных в лагере 15 тысяч человек превосходнейшего войска, какое можно только встретить» - писала Екатерина.

Щедро, раздавая награды, императрица обратилась и к Суворову с вопросом, чем его наградить. Но Суворову давно было не по себе. Вся это шумиха не нравилось ему. Он не видел ничего необыкновенного в продемонстрированном им своем обычном строевом учении. И на вопрос Екатерины, он дал типичный для него, чисто эзоповский ответ: - Давай тем, кто просит, ведь у тебя и таких попрошаек, чай, много. – И потом добавил:- Прикажи, матушка, отдать за квартиру моему хозяину: покою не дает.- А разве много? – недоуменно спросила императрица. – Много, матушка: три рубля с полтиной – серьезно заявил Суворов.

Екатерина II ничего не ответила на эту выходку: деньги были уплачены.

Впрочем, уезжая из Киева, государыня пожаловала злоязычному полководцу драгоценную табакерку, усыпанную бриллиантами. «А я за гулянье получил табакерку с несколькими тысячами рублей» - иронически говорил Суворов об этом. [1]

Учитель математики. Вопрос. Сколько задолжал Суворов за квартиру хозяину?

Задание. Решив уравнение, вы узнаете, сколько денег вложила Екатерина в табакерку с бриллиантами. Ответ:7000 рублей.

Суворов и нищий.

Знаменитый полководец Суворов имел простое русское сердце. Он не мог видеть нищего, чтобы не утешить его подаянием.

Однажды, во время обеда, в комнату случайно вошёл 90 – летний нищий. Увидел многочисленное собрание, старик испугался и хотел уйти. Но Суворов удержал его, встал, усадил на своё место и угостил обедом; потом предложил всем присутствующим сделать складчину для нищего, произнеся при этом:

- С миру по нитке – голому рубашка !

Когда щедро одарённый нищий удалился со слезами признательности на глазах, Суворов сказал:

- Добрые друзья мои! Подумайте, кто теперь благополучнее – этот ли старец, получивший от нас дары, или мы, подкрепившие его болезненную дряхлость? Тогда только человек уподобляется Творцу, когда простирает руку свою на помощь ближнему.

Но как-то раз у Суворова попросил милостыню человек бедный, но ещё молодой и вполне здоровый. Полководец велел принести топор, протянул его просителю и в назидании сказал:

- Руби дрова – не умрешь с голода.[2]

5. Швейцарский переход. (Слайд №6, №7)

Учитель истории. Швейцарский переход в 1799 году – это переход русских войск, под командованием Суворова, через Альпы в Швейцарию во время войны Англии, Австрии, Турции и России против Франции. Русские войска, под командованием Суворова, совершили переход через Альпы и, оказавшись в окружении, сумели прорваться в Австрию и спасти свою армию от поражения.

В военной истории человечества мало можно найти столь драматических эпизодов, как швейцарский поход Суворова через Альпы. Все соединилось здесь против русской армии: ледяная стужа, непроходимые горы и бездонные пропасти; энергичный многочисленный враг; отсутствие припасов, одежды и патронов; незнание местности и непривычка к горным условиям; наконец, изменническая политика союзников. И, несмотря на это, отряд Суворова не погиб, а вышел из окружения. Полководец перенес все тяготы наравне со своими солдатами, а солдаты проявили такую стойкость, такую исполинскую мощь духа, что их героический марш поразил всю Европу. Все тяготы похода вместе с отцом мужественно делил 15 – летний сын полководца Аркадий. Позже Суворов имел все основания сказать: «Русский штык прорвался сквозь Альпы»

За Швейцарский поход А.В.Суворову было присвоено звание генералиссимуса. Это был последний поход полководца.

Учитель математики. Задача 1.Имея всего 20 – тысячное войско, Суворов начал поход через Альпы. Предстояла борьба с 84 – тысячной армией генерала Массены. Найдите отношение числа войск Суворова к числу войск Массены. Выразите его в процентах. Что оно показывает?

Задача 2. Из 20 тысяч солдат, вступивших в Швейцарский поход через Альпы:

  • 1/10 солдат погибло, отбивая атаки французов;
  • 1/20 часть умерло от голода, холода и тяжелых ран;
  • восстанавливая под огнем неприятеля разрушенный пролет «Чертова моста», погибло около 500 солдат;
  • 5% солдат погибло при спуске из вершины труднодоступного хребта Паникс;
  • срываемые бурей камни, с грохотом неслись в бездну, при этом увлекли за собой 2,5% солдат.

Сколько солдат вернулось из Швейцарского похода? Ответ: 15 тыс.

6. Еще немного о Суворове.

Учащиеся получают дифференцированные двухсторонние карточки. С одной стороны математическое тестовое задание, с другой стороны высказывание Суворова или о Суворове. Выполнив задания, учащиеся читают высказывания.

Карточка 1.

1. Найдите значение выражения.

3,6+4,8 (8 - 7).

  1. 6.
  2. 5,7.
  3. 8.
  4. 26.

2. Суворов писал четкими, тонкими очень мелкими буквами: «Он писал мелко, но дела его были крупные».[1]

Карточка 2.

1. Найдите значение выражения.

2,4+5,6 (13- 12).

  1. 3,7
  2. 7
  3. 71
  4. 5,4

2. «Я проливал кровь потоками, - сказал он однажды, - и прихожу в ужас от этого. Но я люблю моего ближнего; я никого не сделал несчастным».[1]

Карточка 3.

1. Найдите значение выражения.

13 – 11,2: 9.

  1. 0.
  2. 1,5.
  3. 12,2
  4. 2,8.

2. «Заранее учись прощать ошибки других и не прощай никогда собственных » - часто повторял Суворов. [1]

Карточка 4.

1. Найдите значение выражения.

22,2:5 – 2.

  1. 4,2
  2. 1,6
  3. 3,2
  4. 5,2

2. «Мое правило: в мире готовится к войне, а в войне – к миру » - писал Суворов, подчеркивая роль военного обучения.[1]

Карточка 5.

1. Найдите значение выражения.

14,4:2+2 (3,75 – 1,25).

  1. 11
  2. 12
  3. 13
  4. 14

2. Суворов писал: «Вот моя тактика: храбрость, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, мера, правило, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение».[1]

Карточка 6.

1. Найдите значение выражения.

30 – ((8 -6): +11)

2. Суворов выдвигает на первый план взаимную поддержку в бою: «Сам погибай, а товарища выручай».[1]

Карточка 7.

1. Найдите значение выражения.

+

  1. 5
  2. 6
  3. 7
  4. 8

2. «Воюют не числом, а умением» - повторял Суворов. «Только трусы жестоко сердечны» - говорил он.[1]

Карточка 8.

1. Найдите значение выражения.

8 – 2

  1. 0.
  2. 1
  3. 2
  4. 9.

2. Через все полководческое искусство Суворова красной нитью проходит его национальная сущность «Горжусь, что я – россиянин» - часто говорил он.- «Мы – русские! Мы все одолеем» - «Российское оружие – оружие Зевса». В этих словах заключались и гордость и вера в русскую армию.[1]

Карточка 9.

1. Найдите значение выражения.

( 1 - ) 4.

  1. 4,5.
  2. 4,6.
  3. 4,7.
  4. 18.

2. В Суворове – полководце сочетались обширный просвещенный ум, военный гений, могучая воля, уменье воспитывать массы солдат, влиять на них и увлекать за собой.

Карточка 10.

1. Найдите значение выражения.

  1. 4.
  2. 3.
  3. 2.
  4. 1.

2. Будучи простым и приветливым в обращении с солдатами, Суворов проявлял в то же время большую требовательность и сурово взыскивал за нарушение дисциплины «Дружба – дружбой, а служба – службой» - таково было его правило. «Дружба и служба суть две параллельные линии, никогда не пересекающиеся».[1]

7. Смерть Суворова.

В Альпах А.В. Суворов простудился и после возвращения из этого похода скончался в Петербурге. Павел I приказал похоронить тело Суворова в Александро-Невской лавре.

Не стало Суворова….Окончились «поэзия событий, подвигов, побед и славы». Отзвук громовых побед великого русского полководца был слышен в России в течение всего 19 века. Он слышен и в наше время.

В Ленинграде во время блокады, зимою 1941/1942 года, воинские части, выступая на передовую линию обороны и проходя мимо Александро-Невской лавры, часто возлагали венки на могилу Суворова и клялись стойко сражаться за Родину. Именем Суворова назывались партизанские отряды. Танкисты давали это имя своим боевым машинам.

В 1942 году Президиум Верховного Совета СССР постановил учредить орден Суворова трех степеней.

Слава тем, кто заслужил воинскую почесть – носить на груди изображение бессмертного предводителя русских армий!

8. Итог урока

Литература.

  1. Осипов К., Александр Васильевич Суворов, Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва – 1954.
  2. Журнал «Колокольчик» №18, 2003 г.