Итоговый классный час из цикла "Познай себя. Кто я? Какой я?" в 11-м классе

Разделы: Классное руководство


Цель: Создание условий для формирования у выпускников мотивов саморазвития, личностного роста.

Задачи:

  1. Изучить качества конкурентноспособной личности, необходимые для успешной социализации в обществе, на рынке труда.
  2. Помочь учащимся:
    • – осознать собственные цели и стремления;
    • – осознать цели, дающие человеку смысл жизни.
  3. Создать условия для формирования стремления к нравственному и личностному самовоспитанию.
  4. Воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование: Портреты знаменитостей, чистые листы, маркеры, таблицы для тестов и для плана самообразования, эпиграф и эпилог, картинки для тестов.

Ход классного часа

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Мотивационный

Сегодня нашу встречу я хотела бы начать словами Карла Юнга:
«Человек в целом, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас в жизни сопутствует Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень. Если нечто низкое осознаётся, у нас всегда есть шанс исправиться. Более того, тогда оно находится в постоянном контакте с другими интересами и может благодаря этому постепенно измениться. Но если это низкое вытеснено и изолировано от сознания, то его уже никогда не исправить».

Внимательно слушают учителя, следят за его словами по заранее заготовленному тексту эпиграфа.
Приложение 1.

Снятие эмоционального напряжения, проявление готовности к работе.

 

Подумайте и попробуйте разъяснить смысл этого высказывания.
Подведём итог:
– Многие люди и их большинство высокого мнения о себе.
– У некоторых людей наоборот самооценка занижена.
– Есть люди, которые не скрывают своих недостатков, осознают их, стараются исправиться.
– Другие пытаются не замечать негатива и ещё больше страдают от этого

Предлагают варианты, аргументируют ответы

Активизация мыслительной деятельности, мотивация готовности к творчеству

Целеполагание

В идеале человек, живущий в современном обществе, должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за неё и транслируя гуманистические ценности. В этом году мы уже очень много говорили о том, какими качествами должен обладать выпускник современной школы. Мы изучили ваш уровень общительности, толерантности, вашу ориентацию в жизни. А сегодня я бы хотела поговорить с вами о тех качествах личности, которые, с вашей точки зрения, необходимо развивать в школьные годы, чтобы добиться осуществления поставленных жизненных целей и успешно продвигаться по карьерной лестнице

 

Осознание мотивов дальнейших действий

Групповая работа

Сейчас будем работать в группах. Перед вами для примера 19 качеств личности. Выберите 5 наиболее значимых качеств, по вашему мнению. Напишите их маркером на листе бумаги. Ваша задача обосновать выбор группы, защитить ответ. После работы написанные качества прикрепите к доске, чтобы было видно всем. Обратите внимание, вы должны выбрать те качества, которыми должен обладать конкурентоспособный работник.
Подведём итог.
Базовые навыки конкурентоспособного работника:
– Способность определять жизненные ценности и приоритеты.
– Способность планировать результаты предполагаемых действий в определённых ситуациях.
– Способность к осуществлению запланированных действий.
– Способность оценить себя и достигнутое.
– Способность сотрудничать с другими при достижении своих целей.
– Способность к созиданию, к творчеству.
На прошедшей неделе в нашем классе проходило родительское собрание. На нём мы с вашими родителями пытались ответить на этот же вопрос. Родители предложили много важных качеств, которые мы объединили в четыре «Д»:
ДУМАТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБИВАТЬСЯ, ДРУЖИТЬ

Работают в группах, готовят защиту ответа, чёткое обоснование.
Приложение 2.
После записи качеств на листе выбирают одного человека для выступления от всей группы.
После того, как выскажутся все группы, необходимо подвести итог, выбрать самые важные, по мнению детей, качества и записать их на доске

Мотивация на коллективное обсуждение, принятие общего решения. Ситуация выбора

 

А сейчас я обращаю ваше внимание на портреты, которые размещены на доске. (Заранее на доску помещаются портреты знаменитых и успешных людей нашего времени и прошлых лет). Как вы думаете, почему я выбрала именно этих людей? (На доске портреты В.В. Путина, Л.Н. Толстого, С.В.Ковалевской, И.Лобачёвой).
Действительно, все они очень разные, но каждый из них добился огромного успеха. Каждая из этих личностей – это пример для подражания, они обладают многими замечательными качествами.
Л.Н.Толстой – неординарная, загадочная личность. Без него нет русской литературы.
Главное качество нашего президента – образованность. Софья Ковалевская обладала уникальным умом. Ирина Лобачёва – символ выносливости и терпения.
В нашей истории и в современной жизни много личностей, с которых можно брать пример

Ученики предлагают варианты ответов, рассуждают, приходят к общему мнению

Умение распознавать и оценивать достоинства другого человека, анализируя его общественную значимость

Индивидуальная работа.
Диагностика

Мы с вами определили те качества личности, которые нужно, по вашему мнению, в себе развивать, чтобы стать конкурентоспособным работником и добиться жизненного успеха. А сейчас проведём небольшое исследование для того, чтобы проверить некоторые особенности своего развития

 

 

 

Первый тест – «наблюдательность».
Каждому из вас предлагается картинка. Ваша задача – найти 15 отличий. После работы проверьте себя по ключу и внесите результат в таблицу.

Второй тест – «Словесная беглость и гибкость». Исследует творческое мышление.
Ваша задача в течении трёх минут написать как можно больше слов, в которых содержится , например, буква «В».

Третий тест – «Смысловые пары». Исследует смысловую память.
Сначала я прочитаю 10 пар слов, а затем буду читать только первое слово, а вы должны написать второе по памяти.
Возможные варианты:
Шум – вода
Стол – обед
Мост – река
Рубль – копейка
Лес – медведь
Дуб – жёлудь
Дичь – выстрел
Рой – пчела
Час – время
Гвоздь – доска

Выполняют задания тестов, по ключу определяют свой результат, заполняют индивидуально свою таблицу.
Приложение 3 и Приложение 4

Выявление уровня сформированности некоторых особенностей своего развития

 

Результаты исследований обязательно занесите в таблицу.
Мы провели тесты, которые позволяют сделать вывод о том, на каком уровне на сегодняшний день сформированы или не сформированы следующие качества личности, которые необходимы во многих профессиях: творческое мышление, память, наблюдательность. Результаты нам известны, и мы знаем над чем надо работать до конца учебного года

Приложение 3

 

Индивидуальная работа

А теперь давайте рассмотрим план самообразования, который составил для себя в 16 лет Л.Н.Толстой и план самообразования нашего современника. Прошу обратить особое внимание на цели и пути их достижения. Наша задача заключается в том, чтобы каждый из вас составил свой план самообразования в соответствии со следующими графами:

Внимательно изучают предложенные планы и высказывают своё мнение.
Приложение 5

Мотивация необходимости планирования целей для достижения успеха в жизни

 

– Качества, которые у меня развиты для достижения поставленных жизненных целей
– Качества, которых у меня нет или они развиты недостаточно
– Что нужно сделать, чтобы эти качества в себе развить?

Самостоятельно составляют свой план самообразования, используя результаты диагностик, заполняя таблицу.
Приложение 6

 

Работа в парах

Итак, ваша работа по составлению своего плана самообразования закончена. Я прошу вас обменяться таблицами с соседом по парте. Ваша цель – проанализировать таблицу соседа и написать небольшую рецензию. Можно так же дополнить графы таблицы, если вы считаете план товарища неполным

Ребята работают над таблицами соседа по парте и делают свои замечания

Умение анализировать работу товарища, оценивать его личностные качества. Мотивация взаимоконтроля.

Рефлексия

Наша работа подошла к концу. Каждый из вас составил индивидуальный план самообразования.
Что нового вы узнали на нашем классном часе?
Что вам понравилось?
Что было не интересным?
Трудна ли была работа и почему?

Дети отвечают на вопросы, обсуждают результаты работы

Проявление умения анализировать происходящее, свою деятельность, деятельность партнёров по творческому общению.

Итог классного часа

Закончить нашу сегодняшнюю встречу мне хочется словами Л.Н.Толстого: « Человек есть дробь. Числитель это сравнительно с другими – достоинства человека. Знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».
Я желаю каждому из вас достичь совершенства           и добиться высоких результатов в жизни.
Большое спасибо за работу. До новых встреч

Дети следят по заготовленному тексту.
Приложение 7